Литература

XVII век - время блестящего расцвета литературы. Ведущее место в ней принадлежало драматургии, однако и в области по­эзии и проча произошли огромные изменения и появились на­стоящие шедевры. Для литературы барокко, при всем ее многооб­разии, характерна трактовка мира как непознаваемого, иллюзор­ного, лишенного единого центра, а человека — как непостоянно­го и противоречивого существа, обреченного на емеріь.
траги­чески переживающего свою бренность и ищущего спасения в Ьоге.

Особое место в литературе начала столетия занимает' творче­ство М.Сервантеса Сааведры (1547— 1616), опубликовавшего свои первые крупные произведения еще в 80-е гг. XVI в. Его последние произведения, включая и обессмертивший его имя роман «Дон Кихот» (1605—1615), выходили в свет одновременно с первыми шедеврами барокко, и новый стиль оказывал на Сервантеса опре­деленное влияние. Однако Сервантес, в отличие от мної их совре­менников сохранял верность ренессансным идеалам. Первона­чально задуманный как пародия на популярный в Испании XVI в, жанр рыцарского романа, «Дон-Кихот» по своему содержанию оказался і ораздо глубже. Герой романа — бедный дворянин-идаль­го, странствующий с оруженосцем, крестьянином Саичо Пан­сой, по Испании, совсем непохожей на мир рыцарских романов. Всюду он пытается бороться со злом и защищать справедливость, и в его действиях, кажущихся окружающим странными и даже безумными, гораздо больше человечности и благородства, чем в «разумных» поступках многих других персонажей. Невозможность торжества идеалов Сервантеса в несправедливо устроенном обще­стве окрашивает гуманизм писателя в трагические тона. Много­плановый роман Сервантеса породил множество толкований его философскою смысла и историко-литературного 'значения. «Дон- Кихот» по праву считается одним из шедевров мировой литерату­ры. По числу языков, на которые переведена эта книга, она усту­пает лишь библии.

В развитии барочной прозы огромную роль сыграл испанский плутовской или пикарескный роман (от исп. рй-аго — плут) — зеркало тою ыубокого кризиса, который переживала Испания. Ломка тралипнонных устоев жизни общества и политический упа­док Испании сопровождались разорением крестьян и ремеслен­ников, обреченных на праздность и бродяжничество. С друзой сто­роны, потоки юлота и серебра, поступавшие из Америки, рож­дали у людей убежденность во всевластии денег, иллюзию легкой наживы и прс трение к труду. Пикаро, каким его запечатлели ис­панские писатели XVII в., — это бродяга и авантюрист, бесприн­ципный искатель житейской удачи. Он то нанимается слезой, то ворует, то побирается. Его проделки часто гнусны, но остроум­ны, он предприимчив и, презирая традиционные представления о чести, имееI собственные — запрещающие ему заниматься ка­ким-либо трудом. Больше всего он ценит свою свободу. Ппкаро — это и порождение переживавшего кризис испанского общества и его прокурор.

Рождение плутовского романа можно датирован, 1599 I.. кота вышел в свеI первый том сочинения М. Алемана (1547 — ок. 1614) «Гусман дс Ачьфэрачс». В XVII в. книга переиздавалась десятки раз и была пере пелена на многие языки. Перед читателями разворачи­вается масштабная панорама общества, построенного па обмане и корысти, преступлениях и беззаконии.

В романс отчетливо вы­ступают черты кризиса ренессансного мировидеиия. Это и рас­суждения автора о коренной порочности человеческой природы, и устойчивое ощущение дисгармоничности мира, общества и че­ловеческою сознания, и всесилие фортуны, играющей жизнью героя, и самый тон повествования, предельно мрачный и язви­тельный.

Первая I [те г ь XVII в. стала временем расцвета плутовского ро­мана. Один и * последних его шедевров — роман Л, Белеса ле Гева­ры «Хромой бес» (1641). В романе описывается, как некий сту­дент, случайно попав в лабораторию алхимика, освобождает за­ключенного в закупоренную бутылку Хромого беса, и гот в на­граду показывает ему изнанку жизни ночного Мадрида. Затем они вместе совершают чудесное путешествие по городам Испании, причем всюду парят ложь, насилие и обман. В целом плутовской роман оказал огромное влияние на развитие европейской литера­туры,

XVII век с полным основанием можно назвать веком мемуаров. Свои воспоминания писали государственные дея гели и аристо­краты, co_i,i;uit! и авантюристы. Особенно богато] была мемуарная литература ко Франции, представленная такими именами, как Ф.Ларошфуко (1613—1680), кардинал Реп (П.Гонди) и многие другие. Также во Франции широко распространились сборники афоризмов, или максим (от лат. maxima reguta — высшее прави­ло), — остроумных, часто парадоксальных коротких и (речении, предельно лаконичных размышлений о человеческой природе. При всех различиях между отдельными авторами — а жанру афори змоп отдали дань и Ларошфуко, и Б. Паскаль, и другие выдающиеся писатеди - человек, в соответствии с представлениями барокко, чаще всею предстает в них существом противоречивым, слабым, склонным к пороку.

Вы ход и I противоречий мироздания, общества и человека писа­тели барокко чаще всего видели в устремленное!и к Rosy. В этом отношении показательно творчество английского писателя-пури­танина Да. Ьеньяна (1628— 1688), который в аллегорическом ро­мане «Пит паломника» описал тернистый, полный опасных со­блазнов Iiy 11> лушм истинною христианина к спасению. История мучительных сомнений духа все время держала читателя в напря­жении: великолепный язык книги сочетал торжественность Биб­лии и простоту народной речи. Этот шедевр религиозно-нравствен­ной литерату ры эпохи барокко, предвосхищавший последующий взлет английского романа, пользовался огромной популярностью.

В поэзии барокко уже в начале XVII в. обозначились различные и даже враждовавшие между собой стилевые эенденции. Так, в Испании яростно соперничали друг с другом крупнейшие поэты того времени J1. Гонгора (1561 — 1627) и Ф. Ксетсло (1580—1645). Поэтический стиль Гонгоры известен как кулынизм, или культе- ранизм (видимо, от лат. cultus— изысканный, утончен] или). Исхо­дя из тою. чю искусство противостоит неприемлемой для поэта реальное иг и должно служить немногим избранным, поэт писал так, что л.ля понимания сложной формы и «зашифрованного» содержания сю стихов читателю требовались вдумчивость и эру­диция. А поскольку преодоление трудностей доставляет наслажде­ние, то и чшдгсль, постигая смысл поэзии, должен получить удо­вольствие. Излюбленными приемами ['онгоры являлись неологиз­мы, резкое нарушение общепринятого порядка слов, сложные метафоры, многочисленные мифологические аллюзии.

Жестоко критиковали культистов сторонники друзою С1 пле­вого направления испанского барокко — консеншизма, которые стремились раскрыть глубинные и неожиданные связи различных объекте!! через слово и мысль. Если культисты подчас облекали в СЛОЖИ ЕЭС формы простые мысли и образы, то их оппоненты исхо­дили из илеп внутренней сложности самой мысли, а потому стре­мились к лаконизму и смысловой насыщенности каждой фразы. Это делано язык их произведений по-своему не менее сложным, чем у культи став. Для консептизма характерны игра на букваль­ном и фигуральном значении слова и вообще на его многознач­ности, каламбуры, разрушение словесных штампов. Крупнейшим представителем консептизма был Кеведо, блестящий мастер сло­ва, один из самых популярных писателей своего времени, равно успешно СОЧИНЯВШИЙ стихи и прозу.

Одним из крупнейших поэтов XVII в., прошедшим путь от Возрождения к барокко, был англичанин Дж.Донн (1572—1631). Воспитанный в протестантской Англии в духе католицизма, он позже отрекся от веры отцов, перешел в англиканство и сделал церковную карьеру, став настоятелем лондонского собора Св. Павла. До конца жи ши он терзался своим отступничеством и если 1! мо­лодости прославился своей любовной лирикой, то позже главной темой его 11 о_) ши стал поиск истинной веры. Однако в целом но­ваторская но пуху, изобилующая неожиданными метафорами по­эзия Донна очень целостна, и ее разделение на любовную и рели­гиозную весьма условно. Его творчество отличает напряжение чув­ства и разума, стремящегося к разрешению главных вопросов бытия и жаждущего откровения. Проповеди Донна вошли в английскую прозу как образцы глубокой искренней веры и замечательного красноречия.

Младший современник Донна Дж. Милтон (Мильтон) (1608 — 1674) по многогранности талантов и энциклопедичное™ знаний напоминает штанов Возрождения. Активный участник Англий­ской революции, пуританин, крупнейший политической публи­цист своего времени, Милтон после Реставрации Стюартов ото­шел от поли I мчсской деятельности, посвятив себя поэтическому творчеству. Именно в эти годы он создал свое самое знаменитое творение — |рандиозную эпическую поэму «Потерянный Рай*. Милтон использовал библейские сюжеты о грехопадении Адама и Евы, о восстании Сатаны против Бога, но в их трактовке он далек от ортодоксальности, вкладывая в них сложную философ­скую проблематику.

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Литература:

  1. Литература.
  2. Рекламная литература
  3. 5. ВАВИЛОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  4. Литература
  5. Литература.
  6. Литература.
  7. 4. Литература
  8. 2. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
  9. ЛИТЕРАТУРА
  10. Городская литература
  11. Литература.
  12. Рекомендуемая литература
  13. ЛИТЕРАТУРА
  14. ЛИТЕРАТУРА
  15. Литература.
  16. Письменность и литература.
  17. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА