<<
>>

Культура Таиланда в Новое время

Последняя треть.Х1Х в. ознаменовалась развитием в Си­аме системы образования. Появились светские школы для детей элиты, торговое, медицинское, почтово-телеграфное, педагогическое училища, находившиеся в ведении Мини­стерства образования.
Часть учащихся направлялась на обу­чение за границу.

В Бангкоке начал складываться слой интеллигенции, по­полнявшийся не только из среды элиты, но и крестьянства, городских слоев и торговцев. В Сиаме работали английские советники и преподаватели, которые ввели британские тра­диции в образовательную систему. С другой стороны, здесь активно использовался и японский опыт с учетом собствен­ной буддистской специфики. Светская система образования официально появилась лишь в 1898 г.

Большое влияние^ на развитие тайской литературы и иег кусства в Новое время оказала камбоджийская традиция с ее обожествлением монархической власти. Основным жанром стали поэтические произведения на религиозные темы, при написании которых поэтами использовалась особо сложная система стихосложения.

В Таиланде существовали три основных вида театральных драматических произведений — кон, нанг и лакон. Кон — те­атр пантомимы, где роли, в сопровождении музыкантов и пев­цов, исполняли мужчины в масках, определявшие назначен ние того или иного персонажа. Каждый их жест имел собственный смысл. Здесь разыгрывались сцены из «Рамаки- ан» — священного текста, составлявшего основу культа боч жественной власти сиамского монарха.

Нанг — театр теней, в котором также разыгрывались сце­ны из «Рамакиан». Лакон — театр классической драмы.. Су­ществовали две его разновидности: одна использовалась во дворце правителя, а другая — вне его. Если в первом вариан­те разыгрывались сцены из «Рамакиан», то во втором — на­родные произведения о героях, наиболее популярным из ко­торых был «Кунг Чанг и Кун Пэн» — о приключениях одного из королевских солдат.

Очень важной считалась книга «Махачат» («Великая жизнь»),о Будде в последнем перед нирваной перерождении. Ее чтение в Новое время являлось одним из главных религи­озных обрядов. На эпизоды из этой книги создавались само­стоятельные поэтические произведения. Наиболее известны­ми литераторами Нового времени являлись Си Прат, Сунтом Пу, Дамронг Рачанупат и др.

В области архитектуры и изобразительного искусства пре­обладающими также являлись религиозные сооружения и ар­хитектурные украшения на мотивы из священных буддистс­ких книг. Живопись была более распространена, чем искусство скульптуры.

С XVII в. стала формироваться тайская традиционная жи­вопись, в которой отражалась повседневная жизнь общества. Появляются иллюстрации к религиозным книгам в виде ор­наментов и рисунков. Высокого уровня достигло декоратив­но-прикладное искусство.

В середине XVI в. развивается строительство, возводятся дворцы правителей из дерева. Постройки из кирпича стали появляться лишь с конца XVII в., в основном, их делали для иностранцев.

В конце XIX в. наблюдается возрастание влияния запад­ной культурной традиции, стала перениматься техника евро­пейских мастеров. Западные архитекторы спроектировали дворец Чакри в Бангкоке, представляющий собой сочетание тайских и западных архитектурных традиций, комплекс Банг Па-ине, являющийся почти точной копией Версаля и др.

<< | >>
Источник: Под ред. Родригеса А.М.. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. М.: Ч.1 - 368с.. 2001

Еще по теме Культура Таиланда в Новое время:

  1. Культура Камбоджи в Новое время
  2. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  3. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  4. Культура Монголии в Новое время
  5. Культура Лаоса в Новое время
  6. Культура Бирмы в Новое время
  7. НОВОЕ ВРЕМЯ
  8. НОВОЕ ВРЕМЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
  9. Новое времЯ
  10. НОВОЕ ВРЕМЯ