<<
>>

Культура Монголии в Новое время

Определяющее влияние на развитие монгольской культу- | ры ХУ1-Х1Х вв. оказал буддизм. |

В XVI в. на монгольский язык были переведены с тибетс- • кого произведения классической буддийской литературы — а «Ганджур» и «Данжур».

В тот же период быЛ создан новый < ойратский алфавит тоу бичиг (ясное письмо). |

В XVII в. появляется ряд произведений, которые можно | уже отнести к собственно МОНГОЛЬСКОЙ литературе. Это, преж­де всего, летопись «Алтан товч» («Золотые застежки»), ис­торическое повествование «Шар туудж» («Желтая история») > и «Эрджин эрхэ» («Драгоценные четки»), из которых можно узнать о многих сюжетах монгольской истории.

Широкое распространение получил эпос. Прежде всего, следует назвать «Гэсэриаду», в которой повествуется о жиз­ни героя Гэсэре, посвятившем себя борьбе с врагами, мешав­шими счастью людей. В таком же стиле были написаны про­изведения о хане Харангуй и богатыре Джангаре.

После подчинения маньчжурам монгольских земель по­явился новый, жанр литературы — аллегорические сказки с элементами сатиры на власть имущих, которые устно распро­страняли народные сказители.

В ХУ1-ХУП вв. были достигнуты определенные успехи в области архитектуры — строительстве ханских дворцов и ре­лигиозных сооружений. До настоящего времени на террито­рии Монголии сохранились развалины резиденции князя. Цокто-тайджи, построенной в начале XVII в. на берегу р. Толы. Кроме нее, в архитектурный комплекс входили не­сколько храмов, спроектированных монгольскими зодчими.

Образцом городской монгольской архитектуры являлся г. Хух-хото (Синий город), основанный Алтан-ханом в XVI в. На его территории было построено множество религиозных сооружений, поставлено несколько статуй Будды.

Однако основным видами жилых помещений являлись юрты, шатры и палатки, т.к. именно они в большей степени

отвечали условиям кочевой жизни основной массы населения. В юртах, в центре, находился очаг, который в XIX в. посте­пенно был заменен на железную печь с трубой, выведенной наружу. В северной части помещения устраивался домашний алтарь, там же отводилось место и для почетных гостей. Вос­точная часть юрты предназначалась для главы семьи, осталь­ные члены которой располагались в западной ч,асти жилища.

Вначале юрты использовались и в качеству молитвенных помещений, в самых больших из них могли одновременно на­ходиться свыше тысячи человек. Но уже в середине XVII в. начинают строиться стационарные храмы, такие как Цокчи- на в дацане (монастыре) Их-Хурэ в Урге, вмещавшем, до 2,5 тысяч человек. На архитектуру подобного рода строений оказывала сильное влияние тибетская и китайская традиции.

Появлялись и специальные трактаты, в которых четко рас­писывался весь процесс сооружения культовых построек. Наи­более известными из них принадлежат Сумба-Кхамбо Шибал- джиру (XVIII в.) и Агван Цэрэну (первая половина XIX в.).

Под влиянием тибетской традиции развивалась и живо­пись. Монгольские художники, создавая свои произведения, должны были строго соблюдать правила изображения того или иного божества. Это же относилось и к скульпторам. Лю­бое нарушение установленных правил строго каралось. ДЛЯ каждого божества определялась поза, положение его рушЛ ног, корпуса и т.д. : : Щ

Для написания картин использовались обработанные спе­циальным раствором хлопчатобумажные, льняные и шелко­вые ткани. Краски изготовлялись из природных минералов. Главным цветом считался белый. Каждому цвету придавал­ся особый символический смысл.

Скульптуры ваялись из металла, камня, глины, а также из папье-маше. Наиболее выдающимся могольским скульп­тором Нового времени считается Дзанабацзару, творивший во второй половине XVII в.

С конца XIX в. в Монголии получает некоторое распрост­ранение и книгопечатание, главным центром которого явля­лась Урга, в типографии которой печаталась в основном ре­лигиозная литература. .

Помимо храмов и монастырей, к числу религиозных соору­жений, имеющих немалую культурную ценность^ относятся субурганы — специальные постройки, служившие для хра­нения останков святых и ставшие своеобразными памятны­ми знаками в честь выдающихся событий в истории буддиз­ма. Они сооружались из камня, глины, дерева и состояли из пьедестала, дарохранилища и шпиля. Наиболее известным является субурган в Ихэ-Тамир в дацане Эрдени-Дзу.

Некоторые успехи были достигнуты и в распространении грамотности среди населения. Так, имеются сведения, что уже в начале XVII в. в домах отдельных грамотных людей созда­вались частные школы. К тому времени происходят измене­ния и в монгольском языке,.из которого устраняются уста­ревшие выражения, появляются тибетские заимствования и создаются новые буквы, заложившие основы монгольского письменного языка (ранее монголы использовали уйгурский алфавит).

Помимо монгольского, широко использовался и тибетский язык, ставший неотъемлемой частью буддийского образова­ния, особенно в монастырской системе обучения.

<< | >>
Источник: Под ред. Родригеса А.М.. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. М.: Ч.1 - 368с.. 2001

Еще по теме Культура Монголии в Новое время:

  1. Культура Камбоджи в Новое время
  2. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  3. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  4. Культура Таиланда в Новое время
  5. Культура Лаоса в Новое время
  6. Культура Бирмы в Новое время
  7. НОВОЕ ВРЕМЯ
  8. НОВОЕ ВРЕМЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
  9. Новое времЯ
  10. НОВОЕ ВРЕМЯ
  11. Новое время
  12. НОВОЕ ВРЕМЯ