<<
>>

Культура Бирмы в Новое время

Период Нового времени отмечен подъемом в развитии куль­туры народов Бирмы, основавшейся в первую очередь на буд­дистской религиозной традиции.

В XV в. сложилась бирманская поэзия как религиозная, так и светская.

Сочиняли стихотворные произведения по преимуществу монахи, часто жившие при дворцах правите­лей. Тогда же появляются и прозаические религиозные про­изведения — пересказы буддистских джатак, а затем, в XVI в. — и нерелигиозные поэтические и прозаические тек­сты. Одним из наиболее выдающихся поэтов XVII в. был У Мья Сан, творчество которого до сих пор считается непрев­зойденным в Бирме.

Период расцвета бирманской литературы пришелся на ХЛПП-Х1Х вв. В середине XVIII в. появляется любовная ли­рика, которую сочиняли наряду с поэтами-мужчинами и жен­щины. Большую известность получило поэтическое произве­дение «Мера любви», автором которого была жена одного из бирманских монархов Ма Мья Гале, с именем которой лите­ратуроведы связывают и появление в Бирме так называ­емой «куртуазной лирики». В тот же период был написан и первый бирманский роман «Ядана Чемодун», опубликован­ный, правда, лишь в начале XX в.

В конце XVIII — начале XIX вв. зарождается жанр бир­манской национальной драмы, как и в других буддистских государствах основанной на различных интерпретациях джа­так и «Рамаяны». Стали создаваться и пьесы на светские темы. Наиболее известными драматургами того времени были

У Чин У и У Поун Ня, в пьесах которых сочетались элементы | придворного и народного театров. После прихода в Бирму ан- | гличан этот жанр оказался в упадке, и началось влияние на 1 него европейской литературной традиции. ;

В 1776 г. увидела свет первая бирманская книга, отпеча- 1 танная в Италии. Там же был изготовлен и первый бирманс- | кий типографский шрифт. В начале XIX в. из Англии мисси- ,1 онерами был привезен на территорию Бирмы типографский | станок для печати христианской литературы. В середине | XIX в. печатный станок появился и во дворце бирманского монарха, после чего в стране начало развиваться книгопеча- ; тание. 1

В области архитектуры проектировались и строились зда- 1 ния йз дерева. В 1857 г. был построен Мандалай с его двор- ' цовым комплексом. В 1871 г. там, после уточнения текста .: священных буддистских книг, появился городок-библиоте- | ка с маленькими храмами, в каждом из которых находи- :] лась одна из специально сделанных мраморных плит, на ко­торых были высечены фрагменты канонических текстов. После английской колонизации в Рангуне началось строи- 3 тельство зданий для нужд колониальной администрации в ..; европейском стиле.

В скульптуре также главными являлись религиозные мо- -ц тивы, создавались, в основном, изваяния Будды. Наиболее : значимым из них считается скульптура Будды высотой в 7,5 м " в храмовом комплексе Мандалая из белого мрамора.

В XVI в. начался расцвет бирманской придворной поэзии. '! Значительное воздействие на развитие бирманского театра | оказала сиамская традиция, так как из Сиама было в разное время вывезено много музыкантов и танцоров.'Особое развитие в Новое время получил и бирманский театр марионеток.

<< | >>
Источник: Под ред. Родригеса А.М.. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. М.: Ч.1 - 368с.. 2001

Еще по теме Культура Бирмы в Новое время:

  1. Культура Камбоджи в Новое время
  2. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  3. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  4. Культура Таиланда в Новое время
  5. Культура Монголии в Новое время
  6. Культура Лаоса в Новое время
  7. НОВОЕ ВРЕМЯ
  8. НОВОЕ ВРЕМЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
  9. Новое времЯ
  10. НОВОЕ ВРЕМЯ
  11. Новое время
  12. НОВОЕ ВРЕМЯ
  13. 5.2, НОВОЕ время ДІНППІ века
  14. 4.8. Международные отношения в Новое время
  15. 4.8. Международные отношения в Новое время
  16. Вьетнам и внешний мир в раннее Новое время
  17. 4.1. Страны Европы в XVI—XVIII вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация