<<
>>

2. «Красные кхмеры» и трагедия Кампучии. Пол Пот.

17 апреля 1975 года войска «красных кхмеров» вошли в Пном­пень. В стране начался эксперимент, который привел страну к ужасающим последствиям. Стремление кхмерских коммунис­тов построить «стопроцентное коммунистическое общество» слишком дорого обошлось всему кхмерскому народу.
Но нельзя, видимо, рассматривать события исключительно под углом вли­яния маоизма или желания каких-то отдельных личностей осуществить задуманный эксперимент. Коммунисты Камбод­жи имели определенную идеологическую базу своей политики. Лидеры Коммунистической партии, разрабатывая концепцию камбоджийской революции, использовали определенные по­ложения марксистской политэкономии и философии, особен­но теорию диктатуры пролетариата и идею уничтожения враж­дебных классов и вообще всех врагов революции. Безусловно, на Пол Пота и его сторонников большое влияние оказал Мао Цзздун. Пол Пот признавал в Мао Цзэдуне «великого учителя мирового пролетариата». Используя положения марксизма, ленинизма и маоизма, полпотовцы изобретали новое обще­ство, но в этом плане были не единственными. Большинство их положений отражались в давних идеях анархистов-баку-нинцев и модных в 60-е годы максималистски радикальных теориях Г. Маркузе и Д. Кон-Бендита.

Широкое распространение в Камбодже получили концеп­ции и труды одного из главных идеологов полпотовской группы Ху Юна, выступивший с теорией двух экономичес­ких систем. Одну из них он назвал «природной, или есте­ственной», другую — «товарной». Все беды социальной жиз­ни, разделение труда и классовое неравенство, по данной теории, рождала товарная система, которую необходимо было уничтожить и заменить ее «естественной системой», где производство ведется не на продажу, а па удовлетворе­ние потребностей каждой семьи и коллектива. В этом конг­ломерате идей рождались основные принципы политичес­кой деятельности Пол Пота и его сподвижников.

Вопрос о собственности есть главный вопрос любой рево­люции. Взгляд лидеров Компартии Камбоджи па частную собственность как источник эксплуатации имел свои глубин­ные корни, уходящие вглубь традиционализма кхмерского народа. Частная собственность в стране возникла относи­тельно недавно. Веками кхмерская деревня развивалась на основе корпоративной собственности, право на которую осу­ществляли государство и в меньшей степени крестьянская община. За многие столетия до появления частной собствен­ности государство даровало и отбирало землю, организовы­вало прокладку дорог, каналов и т. д. Государство в лице монарха и чиновников распоряжалось не только материаль­ными богатствами, но и самой жизнью человеческой. Поэто­му объявление Пол Потом «общества чистого коллективист­ского социализма» идеалом общественного устройства было понятным основной массе кхмерского населения. По теории Самфана, ближайшего соратника Пол Пота, следовало, что Камбоджа в целях достижения Прогресса, должна была по­вернуть вспять, отречься от капиталистического развития.

Абсолютизация кхмерских представлений о собственнос­ти позволила «красным кхмерам* приступить к обобществ­лению собственности и полной ликвидации любой формы пред­принимательства. В этом случае Пол Пот выступил как край­ний консерватор, сделав попытку насильственно втиснуть со­временные средства производства в рамки старых отношений собственности.

Ху Юн мечтал о повороте назад, к «золотому веку» крестьянина. В этих мечтах кооперативы представля­лись как орудие беднейшего народа. По замыслам партий­ных лидеров компартии, крестьянство должно объединиться в кооперативы, а затем в коммуны. В них обобществлению подлежало все, за исключением предметов личного пользова­ния. Вся страна виделась как сообщество коммун.

В послевоенное время в Камбодже индустриальная про­мышленность и города только начинали развиваться на основе развития частной собственности и рынка. Поэтому у Пол Пота и его сторонников города стали воплощением эксплуа­тации. Пропагандировалась идея о том, что город это огром­ный насос, вытягивающий жизненные силы из кхмерской де­ревни. Началось переселение городского населения в деревни на сельскохозяйственные работы, что привело к запустению городов, к полному развалу экономических основ государства и разрухе. В идеях М. Бакунина содержится мысль, что в сообществе коммун должны отсутствовать товарно-денежные отношения. В полпотовской «республике» в 1975 году была произведена полная ликвидация денежного обращения, ва-лютно-финансовой и кредитной-банковской системы, осуществ­лен переход к натуральному товарообмену. Бакунин мог бы гордиться, что впервые в мире его идеи почти в полном объе­ме воплощены в жизнь. Воплощалось в жизнь намерение со­здать «невиданное в мире государство» без городов, денег и собственности. Но вместо «всеобщего благоденствия» страна нищала и разорялась. Толпы голодных беженцев стали ти­пичным явлением в повседневной жизни страны.

Сианук фактически способствовал приходу к власти Пол Пота. До начала 1976 года формально продолжал существо­вать НЕФК, и его как ширму продолжали использовать «крас­ные кхмеры». Сианук вернулся из Китая в Камбоджу только осенью 1975 года и тут же попал под домашний арест. Про­тивники монархии, лидеры Компартии уничтожили многих членов семьи Сианука, родственников и соратников. Сианук уцелел только потому, что Мао Цзздун и Ким Ир Сен назы­вали его личным другом. Коммунисты до конца старались использовать авторитет и влияние Сианука в стране. После выборов в Собрание народных представителей на первом и последнем его заседании была принята формальная отставка Сианука. В начальный период проведения «эксперимента» Сианук был заложником политических действий Пол Пота.

«Красные кхмеры» приняли республиканскую форму прав­ления и в январе 1976 года провозгласили новую конститу­цию, так как прекрасно понимали необходимость юридичес­кого оформления своей диктатуры. Согласно конституции, страна получила название Демократическая Кампучия (древ­нее название страны). Этим полпотовцы старались увязать страну с глубокими традициями, на самом деле возвращая народ кхмеров в средневековую древность. В провозглашен­ной Демократической Кампучии Кхиеу Самфан стал прези­дентом, Иенг Сари занял пост министра иностранных дел. Однако вся власть сосредоточилась в руках Пол Пота, ко­торый был премьер-министром республики. Им был создан тоталитарный режим, равного которому не было за всю историю второй половины XX века.

В теории и практике «красных кхмеров* идея равенства прослеживалась буквально во всем. Придя к власти и решая национальные проблемы, Пол Пот и его сторонники объявили, что национального вопроса в стране нет. В стране существует только одна нация и один язык, кхмерский. Партия поставила задачу вытравить сознание национальной принадлежности, эт­нические особенности, обычаи национальных меньшинств. Ис­пользование вьетнамского, тайского и китайского языков зап­рещалось под страхом смерти. В этой связи и проблема религии разрешалась сама собой. Она была признана вредной для дела революции, и поэтому ее просто запретили.

Практически все, что делали полпотовцы, не могло осу­ществляться без насилия. Насилие и террор стали главным спутником власти, без которых невозможно стало с^существить ни одного мероприятия. Как-то Пол Пот сказал, что «вокруг все враги». Революционная бескомпромиссность сподвижни­ков Пол Пота, рожденная и воспитанная десятилетней граж­данской войной в джунглях, породила в них неограниченную веру в насилие как наиболее эффективный инструмент реше­ния любых проблем. Заняв Пномпень, «красные кхмеры* столкнулись с огромным количеством трудностей, справить­ся с ними цивилизованными средствами малограмотному пред­ставителю госаппарата было практически невозможно. Отка­завшись от прежней администрации, полпотовцы создали свою систему управления, по на принципах, привнесенных из джун­глей партизанской войны.

Гражданская война научила «красных кхмеров» не счи­таться с человеческой жизнью. Террор продолжался весь период нахождения Пол Пота у власти. Из семи с полови­ной миллионов населения страны более трех миллионов че­ловек погибло в ходе организованных Пол Потом преследо­ваний и террора. Хотя эти цифры сегодня оспариваются историками, которое называют количество погибших более миллиона человек, все равно, эти цифры носят ужасающий характер. Для кхмерского парода режим и преобразования Пол Пота стали величайшей трагедией, принесшей не только гибель огромной массы людей, во и отбросившей страну в среду средневекового общества. Пол Пот возвратил Кам­боджу, которая находилась на стадии капиталистического развития, в ее средневековое состояние.

Однако следует обратить внимание на факт, что Пол Пот и его небольшая кучка сторонников вряд ли смогли бы со­вершить эти многочисленные по размаху преобразования. Лидеры коммунистов опирались на монолитную и воспитан­ную в духе фанатизма политическую партию, своего рода «орден меченосцев». Компартия использовала критическое положение кхмерского населения, измученного гражданской войной. Почти половина населения страны превратилась в беженцев, лишилась крова и работы. Именно этот слой был питательной средой партии Пол Пота. Обещание построить в короткие сроки справедливое общество находило отклик но только у обездоленного населения, но и у интеллигенции.

Пол Пот сумел привлечь значительную часть интеллиген­ции к участию уникальном в мире эксперименте. Сианук при­знавал за Пол Потом редкий дар популиста, умение обра­щаться к людям так, что они верили ему и шли за ним. По воспоминаниям, Пол Пот был приветливым, мягким и веж­ливым в общении с людьми, улыбчивым, всегда располагал к себе собеседника. Конечно, Пол Пот был авантюристом и ре­волюционером-фанатиком, пренебрегшим личными сторонами своей жизни. Он так же, как и многие другие лидеры Востока, пытался играть роль мессии в своем народе и стране. К этому он шел всю свою жизнь и верил в свое предназначение. Его настоящее имя Салот Сар, затем в период революционной борь­бы и подпольной деятельности он сменил свое имя. Пол Поту удалось получить хорошее образование во Франции, он был выпускником Сорбоны, хотя происходил из большой кресть­янской семьи середняка, где был седьмым ребенком, Как и многие другие студенты в Париже, был вовлечен в левое ради­кальное движение, знакомился с работами Троцкого, Сталина и пр. На родине активно включился в деятельность Кхмерс­кой Народно-революционной партии и в 1963 году стал ее генеральным секретарем, и по его настоянию она была преоб­разована в Коммунистическую партию Камбоджи (КПК). Вер­шиной его деятельности стало руководство преобразованиями в Кампучии на посту премьер-министра.

События в Кампучии оказались втянутыми в водоворот внешнеполитических противоречий, хотя Пол Пот и его ок­ружение меньше всего стремились к участию в международ­ных делах. Осуществляя политику «опоры на собственные силы», «красные кхмеры» проводили изоляционистскую по­литику, насколько она была возможной в тот период. Слож­ность внешнеполитической ситуации состояла в том, что все страны Индокитая оказались в фокусе борьбы между Моск­вой и Пекином. Во многом эти противоречия определяли со­держание и исход политической борьбы в Кампучии и за ее пределами. Мао Цзэдун одновременно протянул руку помощи «красным кхмерам» и предоставил убежище Сиануту. Пекин выглядел как миротворец, и в то же время он готовил необхо­димую базу в Кампучии для антисоветской и антивьетнамс­кой политики. Китай поставлял Пол Поту оружие и все, что ему требовалось. В совместных политических документах Пе­кин и полпотовцы клеймили советский «гегемонизм».

СССР влиял на события в Кампучии, используя вьетнамс­кие позиции в Индокитае. Вплоть до свержения Пол Пота Советский Союз упорно молчал о преступлениях кампучийс­ких коммунистов. В 1S78 году Вьетнам вступил в СЭВ и одно­временно начал получать большие партии оружия. В ноябре того же года был подписан главный договор Вьетнама с СССР, имевший и военный смысл. Этот договор был смертельным приговором режиму Пол Пота. В свою очередь в Пномпене надеялись на помощь Пекина. Столкновение стало неизбеж­ным. Первые крупные военные стычки начались уже с января 1977 года, когда «красные кхмеры* вели регулярный обстрел вьетнамской территории, а к концу года начались пригранич­ные бои. Летом 1978 года после крупномасштабной полпотов-ской «чистки» из Кампучии хлынул поток беженцев в пригра­ничную зону Вьетнама. Люди спасались от преследований в джунглях и во Вьетнаме. Из числа бежавших в восточной зоне удалось создать организованные группы вооруженных людей, готовых воевать против кампучийского режима. Их возглавил Хенг Самрин. Ханой получил союзников-кхмеров.

Решение о вторжении в Кампучию было принято в Ханое на пленуме КПВ в феврале 1978 г., а в апреле ханойское радио призвало кхмерский народ к свержению режима Пол Пота. В январе 1979 года вьетнамцы вошли в Пномпень. В Китае никто не ожидал, что кхмеры получат такое сокру­шительное поражение. Пол Пот бежал, но «красным кхме­рам» удалось удержаться в районе гористой местности вдоль таиландской границы. Война «красных кхмеров* была про­должена и не прекращалась вплоть до конца 90-х годов.

Поражение полпотовцев означало поражение Китая. Ки­тайцы не могли простить Вьетнаму столь дерзкого выступле­ния против китайских интересов. В январе 1979 года Дэн

Сяопин в США произнес слова угроз в адрес Вьетнама. В феврале 1979 года Народно-освободительная армия Китая пе­решла вьетнамскую границу. Этот факт рассмотрен в нашем разделе по истории Вьетнама. Война не приняла широкого размаха, но обе стороны сделали соответствующие выводы. Полпотовцы продолжали получать необходимую экономичес­кую и военную помощь из Китая. Они снабжались китайским оружием через территорию Таиланда и успешно сопротивля­лись правительственной армии. «Красные кхмеры» были уве­рены, что с помощью Китая они вернутся к власти.

С поражением Пол Пота и вводом вьетнамских войск на территорию Кампучии вновь в стране происходит перегруп­пировка политических сил. Власть с января 1979 г. перешла к созданному при поддержке вьетнамцев Народно-революци­онному совету Кампучии во главе с Хенг Самрином. Новый режим предпринял попытки восстановления нормальной жиз­ни в страде. Правительство постепенно ввело товарно-денеж­ную систему, восстановило в правах верующих и т. д. Пол­ностью разрушенную Кампучию можно было восстановить, только опираясь на экономическую и военную помощь Вьет­нама, за спиной которого стоял Советский Союз. Вьетнамс­ким войскам пришлось ликвидировать основные опорные базы полпотовцев в стране, но они продолжали контролировать пограничную территорию с Таиландом. В Пномпене был со­здан трибунал, который заочно приговорил Пол Пота к смер­тной казни. Значительная часть «красных кхмеров* порвала с прежней Компартией, признав прежние эксперименты «тра­гической ошибкой». Это позволило в будущем решать мно­гие проблемы мирными способами. Ориентируясь на Вьет­нам, Хенг Самрин взял курс на постепенное создание в Кам­пучии предпосылок перехода к строительству социализма.

После того как вьетнамцы выбили «красных кхмеров» из Пномпеня, Сианук во второй раз оказался в эмиграции. Он обосновался в Пхеньяне, где Ким Ир Сен выстроил ему виллу и оплачивал его расходы. Но в 1982 году Сианук покинул добровольное заточение и выехал в КНР. Китаю в переговорах с Сиануком удалось добиться соединения всех оппозиционных сил Вьетнама и СССР в единую коалицию. В июне 1982 года в столице Малайзии встретились соратник Пол Пота Кхиеу Сам-фаи, глава свободных кхмеров Сон Сан и монархист-демократ Сианук. Они подписали соглашение о создании «коалицион­ного правительства Демократической республики Кампучии в изгнании». Объединялись ультралевые, в какой-то мере при­знавшие свои ошибки, республиканцы и монархисты в борьбе против провьетнамского режима. Такой коалиции еще не было. Национализм брал верх. Влияние Вьетнама на события в .Кам­пучии постепенно ослабевало.

Присутствие вьетнамских войск в Кампучии создавало на­пряженную атмосферу как внутри страны, так и на междуна­родной арене. Народная республика Кампучия (так она назы­валась при Хенг Самрине) была признана только странами социалистического содружества, кроме Румынии, а также их союзниками в странах «третьего мира». Что касается США, КНР и большинства стран — членов ООН, то они продолжали официально признавать коалиционное правительство в изгна­нии. Период перестройки в СССР также привел к ослаблению внимания Советского Союза к политическим событиям в Юго-Восточной Азии. СССР постепенно покидал Вьетнам. Вынуж­дены покинуть Кампучию и вьетнамские войска. С уходом вьетнамских войск из Кампучия в 1989 году началась новая страница и новый поворот истории кхмерского государства.

<< | >>
Источник: В. И. Бузов, под ред. А. А. Его­рова. Новейшая история стран Азии и Африки (1945­ - 2004): учеб. пособие— Ростов н/Д : Феникс, — 574 с. — (Высшее образование).. 2005

Еще по теме 2. «Красные кхмеры» и трагедия Кампучии. Пол Пот.:

  1. 3. Государственные образования мон-кхмеров н индонезийцев
  2. Пол ДимаджиоКУЛЬТУРА И ХОЗЯЙСТВО
  3. «Как Мальборо изменил свой пол»
  4. § 40. Театр. Трагедии и комедии
  5. ROUGE [КРАСНОЕ]
  6. 4. Декрет об образовании Красной Армии
  7. 25. Неудача — это не трагедия
  8. ТРАГЕДИЯ СТРАНЫ ТРУБАДУРОВ
  9. Причины поражений Красной армии.
  10. СТИРАЯ КРАСНУЮ ЛИНИЮ
  11. Обострение межконфессиональных отношений и трагедия 1860 г. в Дамаске
  12. "КРАСНЫЙ ШЕЙХ"
  13. ВПЕРЕД, К "КРАСНОЙ ЛИНИИ"
  14. 1. ПОЛИТИКА «ТРЕХ КРАСНЫХ ЗНАМЕН»
  15. 85. Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. Красная армия в годы Великой Отечественной войны
  16. § 5. Военные действия между Красной Армией и армиями белогвардейцев в 1918 - 1920 г.
  17. Частные права собственности и «трагедия анти общедоступной собственности»