<<
>>

Итоги и последствия Научной революции

Помимо частных, конкретных изобретений и открытий, пусть даже менявших жизнь человека и его представление об окружаю­щем мире, Научная революция имела гораздо более глубокие по­следствия.

Прежде всего ее итогом стало возникновение науки » совре­менном смысле этого слова — науки, теснейшим образом соеди­ненной с практикой.

Фактически появилась особая профессии ученого — человека, призванного открывать новое в природе. Для того чтобы это оказалось возможным, потребовался настоящий переворот в мировоззрении. Ранее, в рамках; концепции Аристо­теля, было принято рассматривать природу как идеал, которому все остальное может лишь подражать. Отныне же природа стала восприниматься как гигантская машина, своего рода механизм, в котором каждый элемент зависит от конфигурации и движения целого. При этом все части такой машины соразмерны и в равной мере необходимы для функционирования целого, что фактиче­ски уничтожало фундамент, лежавший в основе идеи о необходи­мости социальных иерархий.

Вместе с тем машину всегда возможно (по крайней мере, в теории) разобрать и собрать снова. Соответственно можно по­строить и ее модель, основанную на измерениях. Французский математик, астроном и философ П. Гассенди (1592 -1655) писал по этому поводу: «Мы исследуем природу так же, как мы иссле­дуем те веши, авторами которых являемся сами. Там. где только возможно в и {учении природы, мы используем анатомию, хи­мию и друг ие вспомогательные средства, чтобы понять, разобрав целое настолько, насколько только возможно, и разделив его, как если бы оно состояло из компонентов, что из себя представ­ляют эти элементы».

Когда мир и природа начинают восприниматься в качестве машины, постепенно исчезает принципиальная рамсе граница между природными н искусственными объектами. Декар т утверж­дал: «Нет различий между машинами, созданными ремесленни­ками, и различными телами, составляющими природу». Явления природы копируются и воспроизводятся в специально предназна­ченных для научной деятельности местах — в лабораториях. Так, получение знания со временем начинает приравниваться к творе­нию. Поскольку природу создал Бог, лишь он досконально знает, как она функционирует, однако человек способен познать то, что создал или воспроизвел он сам.

Тем самым наука XVII в. ставила во главу угла опыт, экспери­мент, одновременно создавая потребность в использовании спе­циальных научных приборов, оборудования, без которого экспе­римент был бы невозможен.

Разумеется, не стоит преувеличивать скорость распространения новых идей и принципов ведения научных исследований. Широкие массы населения, как правило, ничего не знали о совершаемых открытиях. Университетское образование по большей част и оста­валось консервативным. Дай среди интеллектуальной элиты дале­ко не все были готовы отказаться от привычной картины мирз.

Например, английский поэт Д. Мильтон (1608 1674) но время

путешествия по Италии встречался с Галилеем, по тем не менее а своей знаменитой поэме «Потерянный рай» (1667) военроишел космологи к) Птолемея. Сдругой стороны, интерес к тип ке прояв­лялся в XVII в. едва ли не во всех слоях общества: ей уделяли внимание короли и министры, среди ученых можно было встре­тить государственных деятелей (Я.

дс Витт), ею нанимались дворя­не (X. Гюйгенс и Р. Бойль), буржуа (А. Левенгук) и выходцы из других социальных групп (И. Ньютон был сыном фермера).

Другим следствием Научной революции стаю изменение от­ношения к религии. Хотя большинство ученых ТОГО времени были веруюшимн людьми (например, богословское наследие Ныогона не уступает, как полагают теологи, тому, что он сделал в науке), их открытия приводили к мысли о том, что если природа - это гигантский механизм, то она оказывается в значительной степе­ни самодостаточна, функционирует сама по себе и не нуждается в постоянном вмешательстве Бога. Акт творения, как правило, не подвергайся сомнению, но снабжался комментариями — такими, скажем, как идея «первого толчка» у Декарта. Оспаривая згу мітель, Ньютон обвинял Декарта в том, что отождествление материи и пространства есть «прямая дорога к атеизму». Для него материя существует лишь постольку, поскольку Бог сознает сс в непре­рывном акте творения, тогда как для Декарта материя - ло су­ществующая независимо от Бога субстанция.

У самої о Ньютона схема иная. Действительно, Бог творит Все­ленную. но он творит ее на основе им же созданных законов (на­пример, па основе закона всемирного тяготения). Однако и после акта творения Боту, с точки зрения Ньютона, находится место во Вселенной: он непрерывно творит новую материю, а время от времени, раї во много тысяч лет, корректируем свое і морение (чинит машину). Лейбниц же возражал на это. что настоящий мастер соїдае і такие часы, которые не нуждаются в ремонте, сле­довательно, и Бог сотворил такой мир, который не нуждается в его дальнейшем вмешательстве.

Сложившаяся ситуация, при которой сама необходимость при­сутствия Бога для существования мира ставилась под сомнение, повлияла на развитие в XVII в. новых форм релін повної о созна­ния. Одной и і таких религий стад деизм (который иначе натывали «религией рассудка»). Деисты отрицали чудеса, божественную при­роду Библии, откровения и пророчества. Иисус Христос воспри­нимался ими как моральный учитель. Библия — как свод мораль­ных норм и правил, а их соблюдение трактовалось как поклоне­ние Богу. Бессмертие души и посмертное воздаяние деистами не отрицались, но трактовались в ракурсе воздаяния іа земные деда. Иными словами, то, что в христианстве могло быть подтвержде­но с помощью разума, было для деистов истинно, а остальное должно было быть отвергнуто. Наряду с деизмом в эту эпоху ПО­ЯВИЛСЯ и пинпк’изм, рассматривающий Бога как растворенную в воздухе бестелесную субстанцию, неотделимую от природы.

Кроме нового взгляда на Бога XVII век дал начало и новому взгляду на человека. Воспринимая природу как машину, сконст­руированную Богом-инженером, ряд деятелей Научной револю­ции, таких, как Декарт, и человека уподобляли машине, физиче­скому автомату, предпочитая оставлять за рамками исследования проблемы человеческой души. Нидерландский философ Б.Спи­ноза (1632— І677) пошел в этом плане еще дальше и применил геометрический метод к человеческим страстям. В одним ИЗ СВОИХ главных сочинений под названием «Этика» (1677) он писал, что многие ученые полагают, будто «человек существует в природе, как королевство в королевстве, поскольку считают, что он скорее нарушает, нежели следует природным законам, что он имеет аб­солютный контроль над своими действиями». Спиноза также пред­ложил применить к эмоциям, грехам и порокам все гот же декар­товский геометрический метод.

Еще одним итогом Научной революции стало появление тако­го важнейшею для последующих эпох понятия, как «прогресс», который можно наблюдать не только в научной, по и в обще­ственной сфере. Если разум всемогущ, способен познать объек­тивную псі и му и обратить это знание на благо человеку, то чело­век — творен своей собственной судьбы. Таким образом, появля­ется вектор, нсль, к которой можно и нужно стремиться (без чет понятие прогресса лишено смысла), и эта цель — познание, ко­торое поможе і сделать иной саму судьбу человека.

Появление идеи прогресса было невозможно бе і отказа от без­оговорочною признания авторитета древних. Как отмечал Бэкон, «Истина — лоч!. Бремени, а не Авторитета», и для многих ученых XVII в. это стало действительно так. Если для Средних веков было характерно представление о завершенности наук, которое сосед­ствовало с нзеей неизменности мира, то в годы Научной револю­ции возникла мысль о том, что каждое новое поколение ученых привносит чго го свое, продвигается дальше, опирается па труді,і своих предшественников. Ведь, как отмечал Гассенди, «все древ­нее было некогда новым», и в некотором роде пример обновле­ния подал сам Аристотель, выступив против своего учителя Пла­тона.

Однако на мир не просто начади смотреть по-иному — возник­ла механисшческая, строго упорядоченная картина мира. Мате­матический инструментарий прилагали не только к естсстнеишям, но и к социальным наукам (демографии, экономике и др.). XVII век — но век наблюдений, открытий и стремления разло­жить все на сое [дпляющие. Чрезвычайно популярным стало слово «анатомия»: английский поэт Д.Донн опубликовал в эгу эпоху

религиошо-мистическую поэму «Анатомия мира» (161 I), Р. Бер­тон написал неоднократно переиздававшееся энциклопедическое сочинение -Анатомия меланхолии» (1621), Рембрандт создал из­вестные полотна «Урок анатомии доктора Тюльпа» и «Урок ана­томии доктора Дерма на». Общество, государство начат сравни­вать с природой, происходящие в них процессы — с физически­ми явлениями. Так, например, появилось понят не «силы» приме­нительно к общественной жизни — вплоть до сегодняшнего дня сохранились понятия «расстановка сил», «соотношение сил»,

В чем же причина того, что в природе все гармонично, ее жизнь подчиняется четким законам, а в обществе царят голод, нищета, войны, социальное неравенство? В годы Научной революции эти проблемы еще только ставились, а их детальная разработка при­надлежат уже XVIII веку — веку Просвещения.

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Итоги и последствия Научной революции:

  1. Итоги революции.
  2. Спад и итоги революции.
  3. Итоги Революции
  4. 28. ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  5. Итоги, последствия и уроки войны.
  6. Итоги Английской революции
  7. Вопрос 85. Итоги ноябрьской революции 1917–1918 гг
  8. 5.6.3. Индустриализация и коллективизация.Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия
  9. 5.6.3. Индустриализация и коллективизация. Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия
  10. 2. Какие были предпосылки, этапы, итоги буржуазной революции в Англии?