Испанское общество XVII в.
Отличительной чертой Испании оставался очень высокий удельный вес дворянства (к началу XVII в. — в среднем около 10% населения страны, а в северных провинциях — значительно больше). Все это неизбежно предполагало его крайнюю неоднородность и широкую вовлеченность простых идальго, особенно на севере, и хозяйственную деятельность, включая труд своими руками, традиционно считавшийся несовместимым с дворянским образом жизни. Титулованная аристократия — несколько со ген самых знатных семейств страны, прежде всего кастильских, — располагала баснословными богатствами и огромным влиянием. Однако возможности ее экономической деятельности жестко ограничивались традиционными представлениями и особенно правилами майората, закреплявшими традиционные методы хозяйствования и не дававшими носителям этих методов окончательно разориться.
Дворяне, особенно титулованные, играли ведущую роль в Месте — возникшей еще в XIII в. могущественной и привилегированной организации кастильских овцеводов. Деятельность Мес- ты, при всем ее размахе (в период расцвета ее стада насчитывали до 3 млн голов), имела противоречивые и нередко негативные последствия дли экономики страны. Так, злоупотребления Месты при перемещении отар через всю территорию страны наносили вред земледелию, а ее заинтересованность а экспорте шерсти противоречила интересам испанского сукноделия, нуждавшегося в дешевом сырье.Испанская буржуазия, при всех региональных различиях, в целом оставшись экономически слабой и политически плохо организованной. 13 сложившихся условиях она не видела перед собой лучшей перспективы для возвышения, чем анноблирование — приобретение дворянского звания. Обычно это сопровождалось отказом от прежних занятий.
В Испании XVII в. господствовали представления о «чистоте крови»: те. и ком было известно, или хотя бы предполагалось, что среди п\ предков были арабы и, особенно, евреи, подвергались в обществе дискриминации, закрепленной специальными статутами. «Новых христиан» не допускали в университеты и на многие должности, а инквизиция постоянно подозревала их и чайном исповедании религии своих предков. Статуты «чистоты крови», возникнхв в XV в., достигли своего апогея па рубеже XVI — XVII вв., а окончательно их отменили лишь в XIX в. Представления о «чистае крови» влекли за собой представления о «чистоте занятий»: торгово-ремесленные занятия, ассоциировавшиеся с иноверпамп. многие считали недостойными не голько дворянина, но и любого испанца. «Чистота крови» стала в Испании Нового времени важным фактором социальной стратификации, в то же время провоцируя в обшестве новые конфликты.
Еще по теме Испанское общество XVII в.:
- Испанская монархия в начале XVII в.
- Испанское общество и государство в XVIII в.
- Глава XVII. Основные структурные элементы культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществе
- 4.3. Россия в XVII-XVIII вв. 4.3.1. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века
- Испанское господство.
- 35. ВОЙНА ЗА «ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО» И ЕЕ ИТОГИ
- Упадок испанской экономики и его причины.
- Испанская литература.
- 2. Итало-испанское соглашение
- Испанские завоевания в Америке.