<<
>>

Искусство и литература XVIII в.

При всем многообразии направлений и стилей архитектуры и изобрази тел і,, и я о искусства XVIII в. обшим для них было влияние в той или пнм-и форме идей Просветения. Возросла роль обще­ственного мм,, , 1ия, которое все более становилось главным судьей произведении искусства.
Формировался художест исчшый рынок, в результат чего резко уменьшилась зависимость художников от частных за ха люков, Развивалась художественная критика, задача которой заключилась в оценке произведений искусства е гочки зрения всею образованного общества. Первые критики, а среди них были такие выдающиеся философы Просвещения, как Дидро и Руссо, писл ім о те’атре, литературе и живописи,

XVIII век чрпнес в художественную жизнь Европы новую рас­становку сил. Италия, которой в XVI, а отчасти н в XVII в. при­надлежало іамутцее место, его постепенно теряем. Итальянские государства кее реже могли обеспечить архитекторов и художни­ков круннихпі заказами, и те часто вынуждены б і,їли искать их ш границей, о; І і и рейс некого полуострова до России.

Тем не менее и в самої і II! л. пін выдвинулись в это время замена іе'льньїс худож­ники, среди кппорых — Дж. Б.Тьеполо (1696— 177й), украсивший множество і ні >рцов монументальными росписями в .лучших тра­дициях барокко, а также мастера городского архитектурного пей­зажа Каналетто (настоящее имя Дж.А. Каналь). Б. Бедлогго и Ф.Гварди. В целом стиль барокко, который в первой половине XVIII в. н Италии преобладал, еще не исчерпал своих вошожпо- стей ни в живописи, ни в архитектуре. Масштабное и качествен­ное строительство в стиле позднего барокко характерно в ото вре­мя и для рила городов Италии, и для Испании (семья Чурригера), и для католических регионов к северу от Альп (Австрия. Бавария, Чехия), где работали архитекторы из семьи Диниемхофср. братья Азам (Космас Дамиан и Згид Квирин), И.
Б.Фишер фон Эрлах и другие. Именно в это время во многом сформировался архитек­турный облик таких городов, как Вена, Прага. Мюнхен. Но к середине пека строительство в стиле барокко постепенно прекра­щается, распнет же новых стилей и направлений связан в боль­шей степени с Францией и Англией.

Во Франции в начале XVIII а. появился новый стиль - рококо. или рокии:и> (от франц. госаШе — раковина), отличавшийся при­страстием к асимметричным, сложным, изысканным формам, причудливым линиям, напоминающим очертания раковины. Этот стиль не обладал присущей барокко монументальност ью н разма­хом и проявился преимущественно в украшении интерьеров (один из самых л местных образцов — интерьеры отеля (’'убит в Пари­же, 1705— 1700) и и декоративно-прикладном искусстве. В част­ности, он характерен для очень популярных в XVIII в. изделий из фарфора (секрет изготовления твердого фарфора, в отличие от ранее известною мягкого, заново открыли в Европе как раг в тто время). Показательно, что один из самых известных скульпторов рококо — 3. М.Фальконе (1716—1791) много лег руководил фарфоровой мануфактурой близ Парижа и прославился маленьки­ми изящными композициями на античные сюжеты. Всю жи шь тя­готея к монументализму, эту сторону своего таланта он в полной мере реализовал лишь во время пребывания в России, где создал в традициях классицизма памятник Петру I («Медный всадник») — один из лучших конных памятников в истории искусст ва.

Искусство рококо связано, прежде всего, е придворной жизнью — и при этом обращено к миру человеческих чувств, гон­ких оттенков настроений. Живопись рококо отличают изящесч во, легкие и светлые краски, светские, преимущественно любовные сюжеты. Из живописцев наиболее показателен для этого стиля Ф.Бушс (1703— 1770). Придворный художник французскою коро­ля, он писал плафоны и картины на мифологические сюжеты, привлекавшие внимание нежным колоритом, миловидност ью пер­сонажей, грациозностью и даже жеманностью их движений. Отча­сти близок к рококо и А. Ватто (1684—1721), у которого учился Буше, но содержание его творчества намного сложнее.

Ватто — тонкий ндбдюдатель жизни, главным для него был мир ч слове- ческих чувств (-Общество в парке»-, «Жиль»), пс подвластный разуму и кс уг і: сзывавшийся ни в жесткие правила классицизма, ни в эстетику рококо: иногда в этом усматривают своего рола пред­восхищение романтизма.

Стиль рококо как таковой просуществовал сравнительно недол­го, примерно до 40-х гг. XVI11 п., но его воздействие на европей­скую культуру ощущалось до конца столетия. В молодости отчасти близок к нему был великий испанский художник Ф. Гойя (1746 — 1828). В 7(1 S'0-е 11. XVIII в, он создал большую серию очень кра­

сивых но иве і у картонов для шпалер с изображением сиен из ис­панской ж 11 ній («Зонтик», «Мадридский рынок-} пронизанных духом спемлкля и маскарада. В эти же годы он сі ал придворным живописцем, написал множество великолепных портретов. Одна­ко последующее творчество этого великого художника не имеет уже ничего общего с рококо и вообще едва ли по.ищется какой- либо одношачной стилистической интерпретации, прокладывая пути разни і им искусства XIX в.

Другим важнейшим стилем XVIII и. стал так называемый нео- классицит. тесно связанный с идеями просвети і слей, которые видели в Античности идеалы свободного развития личности и об­щества. Сьп раш свою роль и начавшиеся в 40-е гг. \VfIf в. раскоп­ки Помнен под Неаполем, вызвавшие новый всплеск интереса к античной культуре. Наиболее значительным архитектором, близ­ким к неоклассицизму, был Ж, А. Габриэль (16% — 1782). рабо­тавший і данным образом по королевским заказам в Париже и Вер­сале (павильон Малый Трианон в парке Версаля, ансамбль пло­щади Людовика XV, ныне площади Согласия, в Париже) Самым последовательным представителем неоклассицизма в живописи стал Ж.J1.Давид (1748—1825), который еще при С таром порядке проповедовал в своем творчестве античные примеры суровой граж­данской лоб нм гн и бескорыстного служения общему делу і «Клятва Горациев») а во время Французской революции, будучи депута­том Коп всі пл. занимался организацией массовых торжеств в дни республиканских праздников.

Илей Просвещения оказали огромное влияние н на литературу XVIII п., которая в это время сближается е философией и считает своей главном задачей воспитание, что проявляется п в содержа­нии, и в стилистике произведений той эпохи. Практически все крупнейшие мыслители французского Просвещения использова­ли для популяризации своих идей художественные сочинения — Монтескье («Персидские письма»), Вольтер («Заира», «Кандид, или Оптимизм»), Дидро («Монахиня», «Племянник Рамо»), Рус­со («Новая Алоиза», «Исповедь»). Для многих лиса гелей, по игов и драматургов была характерна активная общественная позиция. Гак, английский трачатург Р.Б. Шеридан (1751 — 1816), автор попу­лярной доныне пьесы «Школа злословия», был широко известен своими радикальными выступлениями в палате обшин та парла­ментскую реформу и всеобщее избирательное прлі^«л. за призна­ние Фраппу їскоіі республики и невмешательство її ее дела,

С идеями раннего Просвещения связано творчество таких за­мечательных английских писателей, как Д.Дсфо 11660 -1731) и Дж. Свифт (1667 — 1745). Роман Дефо «Робинзон Крузо» написан от лица моряка, попавшего в результате кораблекрушении на не­обитаемый осі ров и прожившего там 28 лет. Этот литера іурный герой, меркантильный, прозаичный и глубоко ре.тигио шый на пуританский лад, привлек внимание читателей прежде всего па­фосом упорною труда, преодоления препятствий и покорения природы. Трл.ишии реалистического романа эпохи і Іросвешепия, заложенные Дофп, продолжили Г.Филдииг (1707— 1754), О, Голд­смит (1728 — і 774) и многие другие писатели. Роман Свифта «Пу­тешествия і у.і.швера» — одно из величайших сатирических про­изведений мировой литературы. Блестящая выдумка в сочетании с достоверное і ыо деталей придает убедительность необыкновен­ным приключениям Гулливера и в то же время делает книгу пре­дельно увлекаїедьной. Форма фантастического повествования по­зволила Свифіу подвергнуть беспощадной критике современную ему Англию е ее бор!,бой политических партий, церковными раз­ногласиями. придворной лестью, произволом, нелепостью уста­ревших -законов.

Основным литературным направлением XVIII еюлетмя был классицизм, который, однако, столь сильно изменился со времен Корнеля и Расина, обогатившись идеями Просвещения, что его, как правило, называют неоклассицизмом. Этому направлению от­дали дані, тки*1 крупнейшие писателя, как Вольтер. Г.Э.. Іессииг (1729-1781). И В. Гете (1749-1832).

В то же время в литературе появилось направление, которое соответствовало стилю рококо в изобразительных искусствах. Гао сторонники Л. Ф. Прево (1697—1763), Г1. Мариво (1688—1763) и другие разделяли представление о том, что потребность и наслаж­дении радостями жизни естественна для человека п что литерату­ра должна у.іелчіь внимание частной жизни люден.

В последииі і рети XVIII в. широко распространяется сентимен­тализм (от 'Грапц. хс пишет — чувство), получивший свое назва­ние по роману І1.Стерна «Сентиментальное путешествие* (1768). Сентимста. ні >м провозглашал культ естественною чувства, вос­певал жизнь на ноне природы.

Основные литературные направления XVIII столетия — клас­сицизм, рококо и сентиментализм — развивались к сложном вза­имодействии. нередко будучи представлены в творчестве одного писателя. В то же время к концу столетия все громче заявляет о себе, особенно и поэзии, новое литературное направление — ро­мантизм. К нему относятся поэма «Ленора» Г. А. Бюргера, кото­

рая, как считается, и положила начало романтизму, многие сти­хи Гёте, «Ска сшие о Старом Мореходе» С.Т. Кольриджа. Распнет романтизма пришелся уже на начало XIX в.

В истории театра, по сравнению с блестящим XVII столетием, XVIII век был не самым ярким периодом и не породил такой яркой плеяды гениальных драматургов. Тем не менее театр этой эпохи, отдан должное и классицизму, и рококо, и сентимента­лизму, выдвинул нескольких замечательных авторов, пьесы кото­рых до сих пор нс сходят со сцены. Его роль в жизни общества была очень велика, вель почти во всех странах большая часть насе­ления оставалась неграмотной. Немецкий писатель и драматург Г.Э.Лессинг, и пьесах которого («Эмилия Галотти», «Наган Муд­рый») проно платались веротерпимост ь и высокие моральные принципы, осуждались фанатизм и тирания, неслучайно считал театр «единственной кафедрой, с которой можно говорить с трет ь­им сословием». Не удивительно, что в обстановке общественного подъема на исходе века такие пьесы, как «Эгмопт* Гёте, «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1759—1805), «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» П.О.Бомарше (1732— 1799), имели широкий резонанс, становясь политически значимыми событиями.

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Искусство и литература XVIII в.:

  1. 8. Литература и искусство Индии XVI—XVIII вв.
  2. 2. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
  3. 33. ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
  4. 3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
  5. 2. ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО
  6. Новые направления в литературе и искусстве.
  7. Глава 27. Литература. Искусство.
  8. 29. Как развивалась литературы и искусства в эпоху развитого Средневековья?
  9. Ученая поэзия: культурная рефлексия и искусство для искусства
  10. Глава 3. Франция во второй половине XVII-XVIII вв. Франция до конца XVIII в.
  11. Архитектура и изобразительное искусство.
  12. 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  13. Искусство
  14. Искусство IV в. до н. э.
  15. Меровингское искусство
  16. 67. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ
  17. Изобразительное искусство.
  18. 6. ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО
  19. Искусство.