<<
>>

Индийский национальный конгресс1 и Мусульманская лига

В 80-е годы XIX в. социально-политическая обстановка в Индии и вокруг нее в британских правящих кругах поста­вила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880—1884) поддержал в этом деле, инициативу группы индийских общественных деятелей.
В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политиче­ские преобразования в Индии в конституционных рамках. «Эти мероприятия не только будут иметь сегодняшний резуль­тат, — заявил глава британской администрации, — выразив­шийся в постепенном и безопасном внедрении политического образования среди населения, которое само по себе есть объ­ект политики, но и проложат пути дальнейшему прогрессу в этой сфере по мере того, как это образование станет более полным и распространенным».

По доброму согласию индийской и британской сторон в де­кабре 1885 г. в Бомбее состоялся учредительный съезд Ин­дийского национального конгресса (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации.

В своем обращении к участ­никам этой сессии ее председатель Б.Ч. Банерджи по вопросу главных задач новой партии высказал следующую мысль: «Искоренение всех расовых, религиозных и национальных предрассудков среди патриотов нашей страны через прямое дружественное, личное общение друг с другом, а также раз­витие и консолидацию настроений национального единства, которые берут свое направление во временах незабвенного правления лорда Рипона». В постановлениях форума индий­ских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондо­не, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провин­циальных советах.
Такие частично выбранные органы долж­ны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение долж­ностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Лондоне, но и у себя на родине. Можно увидеть, что в этих претензиях лидеров ИНК к британскому правительству кон- грессисты были весьма скромны и не выходили за рамки дей­ствующих в их стране законов.

Основатели Конгресса — Г.К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Ба- нерджи, Д. Наороджи — были отнюдь не против сохранения колониального господства. Они преклонялись перед идеоло­гами британского либерализма Берком, Маколеем, Глад- стоном, а также перед столпами английского утилитаризма Бентамом и Миллем. Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединен­ном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Ис­пользовались различные формы парламентской легальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британская палата об­щин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британ­ской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британ­ского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британского до­миниона, через серию политических реформ в течение дли­тельного периода времени. От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Д. Наороджи. Во время избирательной кампании 1893 г. в Англии ему удалось войти в состав палаты общин. Его страстное осуждение действую­щей системы управления Индией не раз слышали британские парламентарии. Представитель бомбейской торговой общины парсов выступал за установление равноправных и гармо­ничных индийско-британских отношений.

Несмотря на определенные политические успехи На­ционального конгресса в конце XIX — начале XX в., стала очевидной недостаточность одного только политического диа­лога партии с британской политической системой для даль­нейшего продвижения по пути конституционных реформ Ин­дии.

В такой ситуации в конгрессистских рядах происходит определенное идейно-политическое размежевание. На поли­тической арене Индии появляется группировка радикалов, которых современники называли «крайними». Это были Б.Г. Тилак, Б.Ч. Пал, Л. Рай и др. Они не отказывались от парламентских конституционных целей и методов политиче­ской деятельности, но считали их недостаточными, предлагая опереться на массовое движение индийского народа. Акти­визировать и политизировать крестьян и жителей городов радикалы собирались через апелляцию к национальной ре­лигиозно-этической традиции индийцев-. Это были близкие индусскому большинству древние методы « ненасильственной борьбы» против власти. Выдвигались лозунги «сварадж» (самоуправление), «свадеши» (собственное производство) и бойкот иностранных товаров населением, главным образом английских. «Крайние» добивались утверждения своих ос­новополагающих принципов в программе и политике ИНК. В период подъема антиколониального движения в Индии в 1904—1908 гг. такие методы применялись конгрессистами- радикалами. Однако умеренное руководство партии не реши­лось пойти на развертывание массового движения в масшта­бах всей страны. Бойкот британских товаров осуществлялся только на территории Бенгалии. В дальнейшем идейно-поли­тический конфликт между двумя фракциями достиг фазы ост­рого противостояния, и на годичном съезде ИНК 1907 г. в Сурате произошел окончательный раскол. Радикалы во главе с Тилаком вышли из партии. Параллельно британские колониальные власти развернули политические репрессии против патриотов. На шестилетний срок тюремного заклю­чения в 1908 г. в Бомбее был осужден Тилак. Были вынужде­ны эмигрировать Л. Рай и Б.Ч. Пал. У руля ИНК остались либералы, сторонники исключительно парламентско-поли- тических методов политической борьбы.

Одновременно британское колониальное правительство поддерживало политическую консолидацию мусульманской общины Индии, надеясь в будущем использовать в своих по­литических интересах индусско-мусульманские противо­речия.

В 1906—1907 гг. была образована легальная партия

индийских мусульман — Мусульманская лига. Но в начале XX в. она не имела серьезных расхождений по вопросу пар­ламентских реформ и будущего политического статуса Ин- \ дии с Национальным конгрессом.

|

!

5

После событий политической забастовки в Бомбее (1908 г.) \ сложились благоприятные условия для достижения ИНК це- | лей углубления конституционных реформ системы колони- | ального управления в Индии. Развивались международные | противоречия Лондона с его военно-политическими соперни­ками. В таких условиях возрастала экономическая и военная роль Индии как надежного тыла Британской империи. Под влиянием просьб и петиций конгрессистов колониальное пра­вительство решило продолжить политику реформирования системы управления Индией. Вице-король Индии Минто и министр по делам Индии Морли прекрасно осознавали, что промедление с конституционными уступками растущей ин- I дийской политической элите может привести к радикализа­ции позиции ИНК и других политических организаций ин­дийской националистической оппозиции.

<< | >>
Источник: Под ред. А.М. Родригеса. Новая история стран Азии и Африки. XVI—XIX вв. : учебник для студ. высш. учеб. заведений [Е.Ю. Ванина и др.]; в 3 ч. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, — Ч. 2. — 463 с.. 2010

Еще по теме Индийский национальный конгресс1 и Мусульманская лига:

  1. 15. Формирование идеологии национального обновления Индии. Индийский нацональный конгресс и Мусульманская лига
  2. Предпосылки индийского национального возрождения. Рам Мохан Рой
  3. Лига Наций.
  4. Лига Наций
  5. 4. Мусульманское завоевание Индии
  6. Вопрос 22. Мусульманское право
  7. МУСУЛЬМАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
  8. 52. МУСУЛЬМАНСКИЕ СТРАНЫ В XVI–XVIII ВВ
  9. СВЯЗЬ ДЕНЕГ С НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОХОДОМ № ВАЛОВЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОДУКТОМ
  10. Индия под властью мусульманских правителей
  11. Индийское общество.
  12. 1. Истоки индийской цивилизации и ее специфика
  13. Образование арабо-мусульманского государства Домусульманская Аравия.
  14. Глава 7 Индия под властью мусульманских правителей
  15. §21. Индийские касты
  16. 3. Бог индийского Пантеона — Кришна
  17. 6. Британская колонизация. Сохранение самобытности индийской цивилизации до XXI века
  18. Индийские государства.
  19. Индийская община.