<<
>>

1. Хозяйство и общественный строй афганского населения в XVI—XVII вв.

Бабур и история афганцев

Афганцы изначально занимали лишь незначительную часть территории современного Афганистана. Родиной афган­цев является район Сулеймановых гор. Это суровая и бедная страна. В древности и Средневековье через нее проходили важные пути караванной торговли, соединявшие Индию С Ираном и Средней Азией, а через них с более отдаленными странами Запада и Востока.

Не менее велико было и военно- стратегическое значение района Сулеймановых гор. Это был единственный участок сухопутной индийской границы, дос­тупный вторжению чужеземных завоевателей. Три важней­ших горных прохода — Боланский, Гомальский и Хайбар- ский — служили своеобразными воротами, через которые в Индию неоднократно проникали орды кочевников и других завоевателей.

Постепенно распространяясь по юго-восточным скатам Су­леймановых гор, афганцы смешивались со многими ин­дийскими народностями и племенами. Тот же процесс шел и к северо-западу от Сулейманова хребта, и в его южном пред­горном районе, где основным населением древних зем­ледельческих оазисов Кабула, Кандагара и Герата были тад­жики. Распространение афганских племен за пределы их первоначальной родины — района Сулеймановых гор — было длительным и отнюдь не мирным процессом. Афганские кочевники завоевывали соседнее земледельческое население (таджиков на севере и западе, различное индийское населе­ние на востоке); они подчиняли его и сами начинали посте­пенно переходить к оседлому образу жизни.

История Афганистана начала XVI в. связана с именем и деятельностью Захир ад-Дина Мухаммеда Бабура, потомка ; завоевателя Тимура, уроженца Ферганы, основателя государ­ства Великих Моголов в Индии, воина и полководца, поэта и автора заслуживших всемирную известность мемуаров «Ба- бур-наме».

В 1503 г. Бабур захватил Кабул и стал самостоятельным правителем обширного владения. С этих пор начинаются тес­ные связи правителя с афганскими племенами, то перерас­тавшие в военные действия, то определявшиеся рамками со­юзных договоров.

Афганские племена признали верховную власть Бабура, но ни он сам, ни его преемники не смогли полностью покорить воинственных и свободолюбивых афганских горцев. В резуль­тате нескольких военных экспедиций (1505—1507 гг.) вер- 1 ховная власть Тимуридов и впоследствии Великих Моголов, | по-видимому, в большинстве случаев ограничилась взиманием сравнительно небольшого числа скота в качестве налога или | дани. А вскоре после того, как Бабур начал подготовку для | вторжения в Индию, его взаимоотношения с афганскими пле- . менами практически перестали быть враждебными. Для того I чтобы обезопасить тыл своих войск в будущих походах, Бабур ? предпочел заключить союз с могущественными афганскими | племенами: дилазаками и юсуфзаями, занимавшими терри- I тории от Биджаура и Хайбарского ущелья до реки Инд. Впо­следствии этот союз был распространен на большинство дру- | гих афганских племен, усиливших своими воинами военную мощь завоевателя Индии.

<< | >>
Источник: Под ред. А.М. Родригеса. Новая история стран Азии и Африки. XVI—XIX вв. : учебник для студ. высш. учеб. заведений [Е.Ю. Ванина и др.]; в 3 ч. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, — Ч. 2. — 463 с.. 2010
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 1. Хозяйство и общественный строй афганского населения в XVI—XVII вв.:

  1. 13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян
  2. Общественная мысль и культура Китая в XVI — середине XVII вв.
  3. Социальный и политический строй Швеции в XVII в.
  4. 2. Общественный строй
  5. 2. Аграрный строй Могольской империи XVI—XVIII вв.
  6. Государственный строй Сефевидского государства в XVII в.
  7. Государственный строй Китая в середине XVII в.
  8. 1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРВОБЫТНЫХ ПЛЕМЕН
  9. 4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  10. Вопрос 23. Общественный строй арабского халифата
  11. 3. Образование державы «Дуррани». Общественный строй и завоевательные походы