<<
>>

Государственный строй Китая в середине XVII в.

Придя к власти, маньчжуры в общих чертах сохранили!] прежние принципы государственного устройства Китая, сло-Я жившиеся ранее. Изменения коснулись, в основном, социаль-Я ной структуры общества. Сословная система теперь состоялаЦ из пяти основных групп — трех господствующих и двух угнеЯ таемых, подчиненных.

Император, формально обладая неограниченными полно-1 мочиями, сам непосредственно страной не управлял. ВысшимЦ органом, решавшим наиболее важные дела, был Верховный-! императорский еовет, куда входили родственники императо-; ра йхвыешие сановники. За ним следовали исполнительные структуры — Императорский секретариат, ведомства иност­ранных дел, налогов, церемоний, военных дел, уголовное,; общественных работ, цензоров и т.д. Евнухи, пользовавшие- ; ся огромной властью при прежней династии, до конца XIX в. 1 практически отошли на вторые роли и не могли уже влиять < на процесс принятия государственных решений.

Маньчжуры стали на территории Китая господствующей, народностью, из состава которой формировалась высшая эЛи- | та как гражданская, так и военная. Маньчжуры считали для | себя унизительным заниматься производительным трудом и | торговлей. Поэтому главной сферой их деятельности стала | государственная и военная служба. По достижении совершен- 1 нолетия сыновья военнослужащих-маньчжур, получали го- | сударственное жалование. За одно и тоже преступление мань.- | чжурам и китайцам устанавливались различные виды наказания. Поскольку к 1644 г. маньчжур было всего 300 ты- < сяч, а китайцев — 300 миллионов, то, опасаясь быстрой асси- 1 милиции и поглощения, маньчжурам и китайцам было зап- \ рещено вступать в смешанные браки. *

Китай был разделен на наместничества, внутри которых '< создавалась собственная финансовая система и вооруженные формирования. Это делалось, прежде всего, для раздробле­ния и разделения населения.

Для укрепления своей власти в глазах исповедовавших кон­фуцианство, маньчжуры, до этого в своем большинстве испо­ведовавшие шаманизм, сохранили в качестве официальной | государственной идеологии это учение, а маньчжурский бог­дыхан стал выполнять те же ритуальные функции, что и его » китайские предшественники. Одним из первых шагов в этом направлении стало присвоение Конфуцию титула «Кун Цзы, . древний Учитель, великий и славный, совершеннейший муд­рец». При вступлении нового императора на престол, он по­велевал своим подданным делать жертвоприношения на • фамильных усыпальницах и на могиле Конфуция, давал обя­зательство почитать своего предшественника и поклоняться его духу.

; Более того, стремясь показать преемственность института монархической власти, маньчжурская династия поклонялась духу последнего минского императора Чунь Чжэня. Даже I ствол дерева, на котором он повесился, был сохранен как священная реликвия. Маньчжуры приняли китайский язык, хотя формально маньчжурский весь период их правления ос­; тавался языком императоров. Девиз правления каждого из них обозначался специальными иероглифами. Именно чаще всего по девизу правления, а не по личному имени, входил \ тот или иной китайский император в историю.

В Цинский период правили императоры: Шуньчжи (Бла- 1 гоприятное правление), личное имя Фу-минь; Канси (Процве­тающее и Лучезарное), личное имя Сюань-е; Юнчжэн (Гар­моничное и Справедливое), личное имя Юань-чжэн; Цяньлун • (Непоколебимое и Славное), личное имя Хун-ли; Цзяцин ! (Прекрасное и Радостное), личное имя Юн-янь; Даогуан (Це­ленаправленное и Блестящее), личное имя Мянь-нин; Сянь- фэн (Всеобщее изобилие), личное имя И Чжу; Тунчжи (Со- I вместное правление), личное имя Цзай Чунь; Гуансюй < (Блестящее наследие), личное имя Цзай Тянь и Сюаньтун (Все­общее единение), личное имя Пу И.

Счет лет в китайском календаре велся от года восшествия на престол очередного императора и вплоть до окончания его правления. Престолонаследие шло только по мужской линии, наследник трона заранее не объявлялся, и он не обязательно должен был быть старшим сыном императора. Женщина име­ла лишь право быть регентшей при императоре, не достиг­шем совершеннолетия.

Император имел, кроме главной (старшей) жены, дв^Я младших (второстепенных), а также большое количество нЯ ложниц (в отдельные годы их число доходило до двухсот восЯ мидесяти). Они составляли императорский гарем, за которыми как и в минский период, продолжали следить евнухи. Прім маньчжурах, вплоть до второй половины XIX в. их влияния сильно ослабло и главной их функцией стало наблюдение з|Я гаремом. •;щ

При представлении императору его подданных, те должны! были совершать специальный церемониал «сай гуй цзю коу» -Я три раза стать перед нйм на колени, каждый раз при этом трижЩ ды бить челом об пол. Все иностранные послы, прибывавшие ЙИ Пекин, считались там данниками. Для них также была разраЯ ботана специальная, унижающая их достоинство процедура -Ц по команде распорядителя церемониала при аудиенции с «сы|| ном Неба», считавшимся повелителем не только Китая, но и! всего остального мира, они должны были стать на колени и! три раза исполнить земной поклон, и так в период аудиенций должно было происходить трижды. Лишь во второй половине! XIX в. эта церемония была заменена на более упрощенный —| три низких поклона без коленопреклонения.

Князья императорского дома делились на прямых потомні ков основателя династии, носивших в качестве знака от лий чия желтый пояс и потомков боковых ветвей, имевших пояс) красного цвета. К концу XIX в. их общее число доходило до|| шести тысяч. Другие родственники императора, в зависимо-!' сти от степени родства, делились на 12 категорий, а чиновни-! ки, не являвшиеся родственниками императора — на 9 и так- і же имели особые внешние знаки отличия. 1

Вторым по важности социальным слоем в Цинском Китае | являлись китайские аристократы, однако даже самые влия-') тельные из них не могли сравняться по юридическому статуї >1 су с маньчжурской знатью. Монопольное право занятия дол­жностей чиновников имели ученые шэньши (шэнь цзинъ). Они І не подчинялись юрисдикции местных начальников, имели з право откупа от телесных наказаний за совершенные право- ; нарушения, частично освобождались от уплаты налогов. Их ;1 статус не являлся наследственным. Шэньши мог стать лю­бой, кроме представителя сословия, «низких». Привилегии шэньши распространялись на всех их родственников не толь­ко по прямой, но и по боковым линиям.

Помимо получения должности в государственном аппара­те путем сдачи специальных экзаменов, ее можно было по- 1росту купить. Маньчжуры посчитали возможным сохранить |ту систему, получившую название кунцъзюй, как положи­тельно зарекомендовавшую себя на протяжении длительного Периода китайской истории, хотя на самом деле ее практи- |еская значимость в выявлении талантливых администрато­ров была ничтожна. я

Сословие «простолюдинов» (лян минь) объединяло основ­ную массу жителей Китая. Оно состояло из земледельцев, ре- десленников и торговцев. К земледельцам относились все не Принадлежавшие к знати землевладельцы.

Внизу социальной лестницы находились «низшие», зани- 1авшиеся «непрестижными» профессиями — актеры, стран­ствующие музыканты, монахи, слуги и рабы. В имуществен­ном отношении сюда входили люди с самым разным уровнем Доходов — от богачей до неимущих бедняков.

Представители других этнических групп, проживавших на Территории Китая в то время, фактически не имели никаких зрав и были обязаны выполнять те повинности, которые на Шх налагали представители господствующих слоев.

Наиболее угнетаемыми являлись рабы, среди которых |было много женщин. Они, в свою очередь, делились на госу­дарственных и частных. Рабство являлось вечным, лишь Шогда, по Указу императора, они могли освобождаться. Дети |рабов и рабынь также наследовали их статус.

Каждая низшая социальная группа также имела сври вне- [Шние отличия, как в одежде, так и в манере поведения.

<< | >>
Источник: Под ред. Родригеса А.М.. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. М.: Ч.1 - 368с.. 2001
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Государственный строй Китая в середине XVII в.:

  1. Общественная мысль и культура Китая в XVI — середине XVII вв.
  2. Государственный строй Сефевидского государства в XVII в.
  3. Индонезия в середине XVII — середине XIX вв.
  4. Таиланд в середине XVII — середине XIX вв.
  5. Малайзия в середине XVII — середине XIX вв.
  6. Малайзия в середине XVII — середине XIX вв.
  7. Бирма в середине XVII - середине XIX вв.
  8. 4.3. Россия в XVII-XVIII вв. 4.3.1. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века
  9. Лаос в середине XVII — середине XIX вв.
  10. 3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ КИТАЯ НАКАНУНЕ ВТОРЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕРЖАВ
  11. Дайвьет в XVI — середине XVII вв.
  12. Социальный и политический строй Швеции в XVII в.
  13. Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.
  14. Джунгарское ханство в конце XVII — середине XVIII в.
  15. Экономическое положение Китая во второй половине XVII в.
  16. Политическое и социально-экономическое развитие в середине XVII-XVIII вв.