<<
>>

Феодальная структура сёгуната

Токугава разделили все дворянство на несколько разрядов. Киотскую знать, т.е. императорскую семью и их ближайших \ родственников, выделили в особую группу — «кугэ». Кугэ но­минально составляли самый высокий ранг среди феодального дворянства.
Сёгуны недоверчиво относились к кажущемуся « послушанию и политическому безразличию императорского \ окружения. Токугавское законодательство особое место уде- : ляло регламентации взаимоотношений императора и его при- * ближенных со всеми окружающими. Император не должен был ; «снисходить» до общения со своими подданными, особенно князьями. Всякая попытка князей установить связь с импера­тором каралась смертью и конфискацией земельных владений. Фактически двор и аристократия — кугэ — были изолирован- ; ны от японского общества.

Все остальные феодальные кланы носили название «букэ» ; (военные дома). Владетельные КНЯЗЬЯ (даймио), в свою оче- 1 редь, делились на три категории: первая принадлежала к дому ] сёгуна и называлась синхан; вторая — фудай — включала | в себя княжеские фамилии, издавна связанные-с домом То- ] кугава, зависимые от него в военном или экономическом от- | ношении и потому, являвшиеся его главной опорой (они за- \ нимали посты членов совета, наместников и т.д.); и, наконец, ] третья категория — тодзама — состояла из владетельных | князей не зависимых от дома Токугава и считавших себя рав- } ными ему феодальными фамилиями. Тодзама пользовались ■ огромной, почти'неограниченной властью в своих владениях, ' как, например, князья Симадзу в Сацума или князья Мори в ; Тёсю. Сёгунат видел в них своих недоброжелателей, возмож- 1 ных соперников и всяческими способами старался подорвать | их мощь и влияние, применяя старую политику «разделяй и властвуй». По отношению к ним также существовали регла- *| ментации. Они не могли занимать правительственных долж­ностей. Их владения, расположенные, как правило, вдали от | столицы (этим в значительной мере объяснялась их некото- I рая самостоятельность) окружались сёгуном посредством осо- I бой системы расселения фудай-даймио.

Строились замки во ') всех важных стратегических пунктах, чтобы парализовать 3 действия тодзама-даймио в случае образования антисёгунс- кой оппозиции. |

Исключительной мерой давления на категорию тодзама (как и на всех даймио) являлась система заложничества (сан- кинкодай). Все феодальные князья были обязаны через год і бывать в Эдо, при дворе сёгуна, и жить там со свитой и семь­ей, с предписанным церемониалом блеском и пышностью. При І этом они «согласно обычаю» должны были регулярно подно- [ сить сёгуну богатые подарки вместе с золотыми и серебряны­ми монетами, что, по сути, являлось замаскированной фор­мой дани. После года пребывания при дворе' сёгуна даймио ; уезжали, но должны были оставлять в Эдо в качестве залож- 1 ников жену и детей. Таким образом, всякое неповиновение сёгуну влекло за собой репрессии, в том числе и в отношении I заложников.

1 Все же, несмотря на деспотический'характер власти Току­; гава, положение князей не было настолько уж стесненным, І чтобы они все время и во что бы то ни стало стремились свер- \ гнуть сёгуна. В пределах своего феодального владения князь [ был почти неограниченным хозяином. Они не выплачивали | сёгунату специальных налогов, не считая так называемых подарков сегунам. Правда, правительство объявляло, что со- . ми сёгуна и составляли главную опору" режима Токугава. Они ;• занимали положение служилой знаіти, осуществляя надзор і. за крестьянами и другими неполноправными слоями во вла- ' дениях Токугава, а также ведали сбором налогов.

Вслед за ними шла основная масса самураев, не подвласт­ных сёгуну, а являвшихся вассалами удельных князей. Они не имели земли, а получали жалованье рисом, не неся ника­ких определённых обязанностей, лишь составляя постоянную свиту своих сюзеренов-даймио. Материальное положение ря­довых самураев значительно ухудшилось при режиме Току­гава. Основным занятием феодального дворянства всегда была

война. Кодекс самурайской чести (бусидо) строжайшим обра­зом запрещал самураям заниматься чем-либо иным, кроме военного дела.

Но в условиях токугавского режима' война пе­рестала быть повседневным явлением. Наоборот, правитель­ство ставило своей целью по возможности избегать внешних войн и прекратить внутренние феодальные междоусобицы. Реальное практическое применение самурайские отряды кня­зей находили лишь при подавлении локальных крестьянс­ких восстаний. Таким образом возникало явное противоре­чие между традициями, привычками, моралью воинственного самурайства и обстановкой относительного внутреннего мира, установившегося в Японии под властью Токугава. Даймио больше не нуждались в том, чтобы содержать многочислен­ных самураев. Рисовый паек не удовлетворял их потребнос­тей, его не хватало на обеспеченную жизнь. Поэтому самураи низших рангов, наряду с ронинами различными способами изыскивали себе новые средства существования. С течением времени правительству пришлось уже с тревогой отмечать значительный рост числа бездомных и деклассированных са­мураев. Будущая опасность заключалась в том, что они уве­личивали и без того многочисленные ряды недовольных гос­подствующими порядками.

Чтобы предотвратить открытый взрыв недовольства и по­давить возмущение в начальной стадии сёгунат создал исклю­чительно разветвленный и сильный полицейский аппарат, осуществлявший надзор за разными социальными силами: за крестьянами и городскими низами (включая ронинов); за князьями тодзама-даймио; за недовольными самураями. Од­нако эти меры не могли задержать, тем более предотвратить, кризис феодального хозяйства страны.

<< | >>
Источник: Под ред. Родригеса А.М.. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. М.: Ч.1 - 368с.. 2001

Еще по теме Феодальная структура сёгуната:

  1. ТЕМА 8 Оформление феодальных структур (1Х-Х) Региональные особенности процесса становления феодальных структур Становление основ культуры феодального времени
  2. Режим сёгуната в Японии.
  3. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.
  4. Формы феодальной собственности на землю и феодальная рента.
  5. ТЕМА 13 Церковь феодального времени Процессы интеграции и дезинтеграции в социально-политической жизни Европы. Культура феодальной эпохи
  6. ТЕМА 12 Расцвет феодальной системы Город в системе феодального общества
  7. Борьба феодальных группировок
  8. Феодально-абсолютистская монархия.
  9. Развитие феодальных отношений.
  10. Феодальное землевладение
  11. Развитие феодальных отношений.