<<
>>

Эпоха реформ 1740 —1792 гг.

Несмотря на Прагматическую санкцию, монархия Габсбургов к середине .ХУЦ] в. представляла собой фактически свободное объе­динение сословных государств, обладавших разными правами и в различной степени зависевших от центральной власти.
11 каждом из них существовали свои государственная и сословная админис­трации. финансы, суд. С другой стороны, работа органов цент­рального управления с их неясными и менявшимися функциями была крайне малоэффективной. На повестке дня стояло создание единого государства, сединой идеологией и управлением, упразд­нение всех многочисленных инстанций между юсударсм и под­данным.

В начавшейся эпохе реформ выделяются два периода — правле­ние Марии Т ерезии {1740— 1780), практически не затронутое иде­ями Просвещения, и правление двух ее сыновей — Иосифа 11 (1780— 170(1) и Леопольда [| (1790— 1792), которых принято счи­тать классическими представителями европейского просвещенного абсолютизма.

Со смертью Карла VI пресеклась мужская линия династии и, таким обратом, его дочь Мария Терезия, заняв престол, стала послед не і і из собственно Габсбургов, Вес последующие государи, будучи поюмками Марии Терезии и ее мужа герцога Лотаринг­ского, принадлежали к Габсбургско-Лотарингской династии.

Отправной точкой для реформ послужило поражение о г Прус­сии в Войне та австрийское наследство (1740— 1748), доказавшее отсталость Австрии. Вообще надо сказать, что Пруссия, отобрав­шая Силезию, являлась не только объектом ненависти, но и об­разцом для подражания, и многие австрийские реформы копи­ровали прусские. Непосредственным толчком к преобразовани­ям стало наблюдение, что Пруссия получает налогов с Силезии больше, чем это было в австрийские времена. Таким образом, начиная эпоху реформ, Мария Терезия руководствовалась не иде­ологическими установками, а исключительно прагматическими мотивами.

Политика реформ претерпела существенные изменения при Иосифе II (1780—1790), соправителе (с 1765 г.) и преемнике Марии Те ре іии и одной из самых спорных фигур на австрийском троне. Мало какой будущий монарх был настолько тщательно под­готовлен к своей миссии, как Иосиф II. Долгожданный наслед­ник с самою раннего возраста получал систематическое, можно сказать, «профессиональное» образование, необходимое монарху, К тому же он имел возможность обрести и практические навыки, в течение I о лет являясь соправителем своей мат ери. Став едино­личным государем и отталкиваясь от сделанного матерью, Иосиф И начал реформы, беспрецедентные по масштабу и быстроте про­ведения.

Его Moiиндция при этом была несколько иной, чем у Марии Терезии. Иосиф II выразил свое политическое кредо в первом же политическом меморандуме, включив туда красноречивую фразу: «все принадлежит государству». Он был одержим идеей служения государству, келью которого объявлялись польза и всеобщее бла­го. После человечной и глубоко религиозной Марии Терезии на австрийском престоле оказался рационалист и радикал, нервный, упрямый и нетерпеливый человек, одинокий и лично несчастный. Как бы пытаясь соответствовать своему девизу — * усердием и при­мером» — ■ он стремился лично управлять всеми делами государ­ства, вникать во все и быть везде и, в конце концов, не вынес тяжести этою непомерного труда.

Одной пт самых насущных реформ была административная. За ее реализацию при Марии Терезии взялся выхолен из Саксонии Ф. В.Хауг шт. Проводившиеся во многом по прусскому обращу реформы Хнугвица способствовали ослаблению власти сословий и укреплению централизации страны. Были созданы новые орга­ны административного и финансового управления: и центре (Ди­ректория). и отдельных землях («представительст на и палаты») и низовые («окружные управления»). Вновь образованные органы на низовых уровнях приблизили волю государя к его подданным и позволяли лучше контролировать местные сословия. Кроме того, Хаугвиц разделил администрацию и юстицию, способствовал созданию постоянной армии и пошел даже на такую меру, как налогообложение дворянства. Начатый Хаугвицем процесс вытесне­ния сословий бюрократией продолжил и модифицировал крупней­ший австрийский политик второй половины XVIII в. В. А. Каупиц.

Одним из важнейших последствий административных реформ Иосифа II стало появление австрийского чиновничества. Над чи­новниками существовал строгий контроль, они подвергались по­стоянным проверкам, но зато им был обеспечен твердый оклад и пенсии. Именно в эту эпоху были заложены традиции и самосоз­нание австрийского чиновничества, которое являлось одной из самых надежных опор династии вплоть до 1918 г

В результате административных реформ монархия Габсбургов все больше превращалась в централизованное бюрократическое государство - но с очень большой оговоркой: Венгрия практи­чески полностью осталась в стороне от этого процесса. В связи с этим часто говорят о складывании в эпоху реформ гак называемо­го «австро-богеме кого ядра» монархии.

Специфической чертой эпохи реформ была акти иная социальная политика, характерная для просвещенного правления. Во агорой половине XVIII в. строилось множество больниц, воспитательных домов, приютов, была создана новая для Европы пенсионная система для чиновников, солдат, учителей и вдов.

Во многом тем же стремлением защитить экономически слабых диктовалась н крестьянская политика, проводя которую Иосиф 11 руководствовался не только гуманными, но и фискальными со­ображениями. рассчитывая, что крепкий крестьянин будет пла­тить больше налогов. Наибольшее значение имели две меры — отмена крепостного права и ограничение барщины. Отмена кре­постного права, начатая в 1781 г. в Богемии и распространенная в 1785 г. на иетерекме земли, заключалась главным образом в пре­доставлении крестьянам личной свободы и свободы передвиже­ния при сохранении всех работ и выплат помещику. Кроме того, Иосиф II ограничил судебную власть землевладельцев паз кре­стьянами и начал карать за сеньориальный произвол.

Другим важным моментом крестьянской реформы было огра­ничение баршины. Первые попытки такого рода стали предпри­ниматься еще в конце XVII в., но только в правление Марии Терезии выполнение патентов об ограничении барщины в раз­личных землях было впервые поставлено под действенный госу­дарственны ІІ контроль.

Вместе с !с\f крестьяне так и не получили свободной собствен­ности на землю. Сохранялись многочисленные пережитки личной зависимости. Барщина, даже будучи фиксированной, оставалась очень тяжелой.

Значительные изменения в период преобразований коснулись и правовой системы. Старый суд был сословным, долгим и жест­ким. Правовая реформа, которую начат проводить итальянец из Южного Тироля К. Мартини, профессор Венского университета и один из воспитателей Иосифа II, устранила не только такие анахронизмы, как пытки н преследования ведьм, по и предпола­гала кодификацию права в духе Просвещения, установление ра­венства перед законом, более четкое отделение суда от админи­страции и г. Т.

Одно и і центральных мест в эпоху реформ занимала церковная политика. В первую очередь речь шла об установлении государ­ственного контроля над церковью, а также о централизации и унификации религиозной сферы. И лишь на втором месте стояла необходимость ликвидировать дух Контрреформ алии, уже совер­шенно не созвучный времени. Мария Терезия, несмотря на свою глубокую личную набожность, и в еще большей степени Иосиф И стремились ограничить влияние Рима на австрийскую церковь и укрепить свое собственное. Исходя из фискальных, а отнюдь не из антиклерикальных соображений было введено налогообложение духовенетил. Сокращалось и количество церковных праздников, которое в городах доходило до 50, а в деревнях ™ до 80 дней в году. При этом Мария Терезия подчеркивала, скорее, моральную сторону дела («праздность поощряет порок»), а Иосиф 1) — эко­номическую. С точки зрения принципов целесообразности и пользы наиболее ярким анахронизмом казались монастыри. Монахи не способствовали умножению населения и были бесполезны ДЛЯ общества, а потому уже в правление Марии Тс реши некоторые монастыри стали закрываться и были введены ограничения на постриг в монахи молодых людей. Иосиф II подошел к проблеме со свойственным ему радикализмом и закрыл около трети авст­рийских монастырей, оставивлишь «полезные», i.e. занимавшие­ся обучением, лечением или призрением. Священники практи­чески превратились в государственных служащих: отныне они получали содержание из так называемого «религиошого фонда», обучались п специальных государственных семинариях, им вме­нялось в обязанность проповедовать пастве не только веру, но и гражданское сознание и патриотизм. Границы епархий были из­менены так. чтобы совпадали с административными. Наконец, одним из главных достижений встране, где еще в 70-е гг. XVIII в. практиковалась высылка протестантов, стал Патент о веротерпи­мости 1781 г., который предоставил лютеранам, кальвинистам и православным ограниченную свободу вероисповедания, а также гражданское равноправие.

Австрийская эпоха реформ длилась пятьдесят лет и затронула практически все сферы жизни общества, но своей главной цели — превращения монархии Габсбургов а современное единое центра­лизованное I оеударство — достигла лишь частично. Особенно это касается деятельности Иосифа II, который, находясь уже при смерти, был вынужден отказаться от большей части своих ре­форм. С одной стороны, это было связано с тем. что многие из них деисты[ юл ьно опередили свое время и оказались востребова­ны лишь спустя полаека. Однако не меньшее значение имела сама манера и стиль проведения этих реформ. Иосиф) II. «революцио­нер на троне», переносил идеи с бумаги в действительность, со­вершенно не считаясь с социальным, культурным и национальным многообра тем своей страны, и, кроме того, в невероятной спешке. В итоге он восстановил против себя самые разные социальные слои от крестьян до аристократов.

Решающую роль в неудачном проведении реформ сыграла Вен­грия. Мария Терезия вела по отношению к ней очень ловкую и осторожную политику, взывала к чувствам «благородной венгер­ской наипи» и в итоге добилась коронования себя «венгерским королем».

Иосиф II. напротив, категорически отказался от коронации в качестве венгерского короля и демонстративно отправил корону св. Иштнаиа. являвшуюся в Венгрии предметом полурелнгиошо- го поклонения, в музей вместе с чешской короной св. Наплава и шляпой австрийского эрцгерцога. Отныне и Венгрии его называли не иначе, как »король в шляпе». Кроме того, в 17X4 г. был издан так называемый «языковой эдикт», предписывавший повсемест­ное введение в качестве официального административного языка немецкого вместо латыни. Наконец, отмена традиционной адми­нистративной автономии Венгрии и разделение ее на десять ад­министративных округов обострили ситуацию настолько, что Иосиф И был вынужден накануне своей смерти отказаться ог всех этих мер.

После кончины Иосифа II новым императором стал его брат Леопольд 11(1790— 1792). Он был вынужден пойти на значитель­ные уступки и. несмотря на свою личную приверженность идеям Просвещения, фактически ликвидировать часть тех реформ Иоси­фа II, которые гот не отменил сам. Сохранились лишь некоторые из них — например установление веротерпимости. (I педом поло­жение с реформами вернулось приблизительно к ситуации вре­мен Марии Терезии.

Традиционно австрийские реформы считаются одним из клас­сических вариантов так называемого «просвеженного абсолю­тизма».

Оставляя и стороне всю современную диску се ион ность этого понятия, пало отметить, что австрийская эпоха реформ в гораздо большей степени была пронизана духом абсолюта яма, чем Просве­щения. Абсолютизму времен Марии Терезии больше подходит оп­ределение «реформаторский», нежели «просвещенный». Иосиф II и вовсе продемонстрировал удивительное сочетание духа Просве­щения и деспотизма, стремясь — во имя общего блага -- постро­ить всесильное полицейское государство. Леопольд II правил слиш­ком недолго, чтобы что-то изменить. В целом максимой для Г абс­бургов эпохи реформ были интересы государства, во имя которых идеи и риторика Просвещения использовались скорее прагматич­но и избирательно.

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Эпоха реформ 1740 —1792 гг.:

  1. 1.4. ВОЙНА ЗА «АВСТРИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО» (1740-1748 гг.)
  2. 4. Турция и Россия в начале ХУШ в. «Генеральные Капитуляции» 1740 г.
  3. Народное восстание 10 августа 1792 г.
  4. 3.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИРОНДИСТОВ (1792-1793 гг.)
  5. Глава 18. Первая Французская республика (1792 — 1799)
  6. 50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г
  7. Глава 17. Конец Старого порядка и конституционная монархия во Франции (1789—1792)
  8. 37. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
  9. Французская революция XVIII в. Складывание революционной ситуации и начало революции (5 мая 1789 г.-10 августа 1792 г.)
  10. Эпоха Юстиниана