<<
>>

Что такое Просвещение?

В XVIII п., особенно во второй его половине, у многих обрато- ванных людей в европейских государствах и американских колони­ях год за годом крепло ощущение, что они являю 1ся современни­ками удивительной эпохи самых радикальных перемен в духовной жизни, которые когда-либо испытывали христианские народы Сга- рого и Нового Света.
Уже тогда некоторые мыслители использова­ли для обозначения происходивших изменений обобщающий тер­мин «Просвещение*. В дальнейшем он был взят на вооружение ис­ториками, стал общепризнанным, и за XVIII столетием закрепи­лось название «век Просвещения*. Впрочем, если быть точнее, то большинство исследователей указывают в качестве нижней грани­цы этого периода 1688 год — год Славной революции в Англии, в качестве верхней — 1789 год — начало Французской революции.

Однако, несмотря на столь давнюю историю понятия «Просве­щение», споры о сути явления, которое им обозначается, идут в научной литературе уже более двух столетий и не стихают до сих пор. Первая попытка дать развернутое объяснение этому феноме­ну была предпринята великим немецким философом И. Кантом в статье «Отвез па вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Соглас­но Канту, сузь Просвещения состояла в обретении людьми ин­теллектуальной свободы, способности «мыслить самому», не под­чиняясь авторитету светских и духовных властей, традиций и пред­рассудков. Основным путем подобного раскрепощения ЛИЧНОСТИ было для Канз а получение знаний.

Определяющее влияние на последующие трактовки Просве­щения оказала Французская революция XVIII в. Ее участники — идеологи и политики, стремясь дать историческое обоснование своим действиям, объявляли себя последователями философов Просвещения, чьи идеи они якобы реализуют на практике. II свою очередь, противники Революции, отрицая существование каких- либо объективных для нее предпосылок, приписывали происшед­шее «заговору» философов, сознательно подрывавших традици­онные цен л ости Старого порядка. Иначе говоря, и приверженцы, и недруги Революции доказывали, что между нею и теми измене­ниями в духовной жизни, которые происходили на протяжении предшествующего столетия, имелась непосредственная причин­но-следственная связь.

В дальнейшем такая точка зрения в течение долгого времени преобладала п в историографии. На протяжении всего XIX и. и большей част XX и. большинство историков в разных странах трак­товали Просвещение прежде всего как «идеологическую подго­товку» Французской революции. Подобные представления в выс­шей степени были характерны и для марксистской, в частности советской, науки.

Современная мировая историография отказалась от подобного подхода, счишя. что восприятие Просвещения только как «идео­логическою преддверия» Французской революции существенно обедняет наши представления о просветительском феномене. Во- первых. при заком взгляде на вещи в центре внимания оказыва­ется, прежде всего, французское Просвещение, а просветитель­ские движения в других странах выглядят как периферийные и, следователь!и>, второстепенные, отчего их влизшие на историю своих народов долгое время недооценивалось. Во-вторых, при га­ком подходе шачимость имеют лишь аспекты Просвещения, позд­нее получившие отражение и развитие в духовной культуре Рево­люции, хотя богатство просветительского наследия этим не ис­черпывается. И наконец, сводя Просвещение только к совокупно­сти идей I идеологии), сторонники указанного подхода оставляли вне ПОЛЯ зрения возникшие в XVIII в. новые формы социального поведения и произошедшие радикальные изменения в культуре повседневное гп

Современная наука предполагает максимально широкий взгляд на Просветепне как на феномен культуры, обладающий само­стоятельной ценностью вне зависимости от каких-либо последу­ющих событий, даже таких значительных, как Французская рево­люция (.'ответственно и определение данного феномена носит столь же широкий характер.

Просвещение — ото социокультурное движение в странах Европы и Америки конца XVI!—XVIII вв., которое выражалось в секуляри­зации сизнишик распространении светских представлений о мире и обществе, ра смывании традиционных ценностей Старого порядка, ослаблении < было следствием разочарования в религии как в един­ственном ис і очнике истины. Опыт Реформации и Конгрреформи- ции показа.), что сторонники различных трактовок христианства не нашли другого средства убедить оппонентов в своей правоте, как прибегнуть к оружию. И хотя далеко не все просветители при­шли к полному отрицанию религии, подавляющее большинства призывали ограничить ее роль в жизни общества и осуждали рели­гиозный фанатизм.

Культ прирос)!,! человека. Пытаясь найти замену религии как ос­новы нравственности, многие мыслители Просвещения отрицали христианское учение о первородном грехе и доказывали, что че­ловек от природы добр и обладает врожденной «естественной моралью». Реально существующие пороки являются результатом заблуждении и предрассудков. Отсюда следовал вывод: если осво­бодить разум человека от заблуждений, люди избавятся от мо­ральных пороков, а общество — от недостатков. Поэтому просве­тители уделяли столь большое внимание образованию и воспита­нию как главному средству улучшения общества.

Подобные черты были в той или иной степени свойственны просветительской мысли разных стран, однако при этом нацио­нальные формы Просвещения имели и собственную специфику. Далее мы рассмотрим основные особенности развития обществен­ной мысли в Ьритании, Северной Америке, Германии, И тази и и Франции XVIII в., дав краткую характеристику творчеству некото­рых видных деятелей просветительского движения в этих странах.

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Что такое Просвещение?:

  1. Что такое человек.
  2. Что такое государство?
  3. Что такое наркоанализ
  4. § 1. Что такое государство
  5. 1.1.Что такое качество?
  6. ЧТО ТАКОЕ ИНФОБИЗНЕС
  7. Что такое «менеджмент»?
  8. Что такое нация?
  9. Что такое Восток?
  10. Что такое маркетинг?
  11. ЧТО ТАКОЕ ДИСКУРС?