<<
>>

7. Бабидские восстания. Попытки реформ Амир Незама

В конце 1840-х годов в Иране прошли антиправительст­венные народные выступления, во главе которых оказались • представители религиозной шиитской секты бабидов. Осно­вал ее родившийся в 1819 г.
в семье ширазского купца, сам занимавшийся в течение пяти лет торговлей хлопчатобумаж­ными тканями, сеид Али Мохаммед. Совершив паломничество в Кербелу и Неджеф, он примкнул к секте шейхитов. Послед­няя проповедовала идею о скором пришествии для установ­ления на земле справедливых порядков исчезнувшего, по пре­данию, около 1000 лет назад 12-го имама Мехди.

После смерти главы шейхитов сеида Казема, не оставившего преемника, в 1844 г. Али Мохаммед объявил себя Бабом — «дверью», «вратами», через которые ожидаемый 12-ый имам передает волю народу. Спустя три года он провозгласил себя уже самим пророком Мехди и, в подражание Корану, написал книгу «Беян» («Откровение»), объявив ее новой священной книгой и изложив в ней принципы своего учения.

В «Беяне» главной причиной того, что жизнь переполнена несправедливостью и притеснениями, называлось упорное не­желание захвативших власть хакимов (светских правителей) и высшего духовенства, обращающихся за советом к Корану и шариату, отказаться от старых косных норм и порядков.

Али Мохаммед провозглашал равенство всех людей, в том чис­ле женщин, и скорое утверждение в Азербайджане, Мазанда- ране, Фарсе, Хорасане, Центральном Иране, а затем и во всем мире, царства бабидов. Отвергающих его учение небабидов и иностранцев предполагалось изгнать, а их имущество рас­пределить среди жителей образованного священного государ­ства. Наряду с общими положениями о том, что не будет гнета, и люди обретут, наконец, счастье, Али Мохаммед выдвигал и ряд совпадавших, прежде всего, с интересами купцов

конкретных требований: обязательность уплаты долгов, тай­на коммерческой переписки, разрешение ростовщического | процента, создание отлаженной почтовой службы, возмож- , ность выезда за границу для ведения торговли и другое.

I На первых порах Баб и его ученики (бабиды) не апеллировали к широким народным массам, а пытались привлечь на свою сто­рону шаха, его придворных, отдельных губернаторов провинций ; и богословов. Однако власти не приняли программу бабидов и начали их преследовать. В 1847 г. Али Мохаммед был аресто­ван и помещен сначала в крепость Маку, а потом в крепость Чех- рик (западнее озера Урмия около ирано-турецкой границы). | Убедившись в невозможности найти понимание среди пра­вящих кругов Ирана, бабиды активизировали пропаганду сре­ди ставших стихийно объединяться вокруг них широких слоев соотечественников, недовольных существовавшими порядка­ми. В ряду последователей Баба выделялся выходец из кресть­ян молла Мохаммед Али Барфорушский, развивший демо­кратические элементы программы Али Мохаммеда. Летом ] 1848 г. на собраниях бабидов в селении Бедашт (район г. Шах- руда) он заявил, что в связи с пришествием нового пророка прежние порядки утратили силу, и поэтому люди освобожда­ются от налогов и повинностей в пользу господ. Одновремен­но им были провозглашены идеи об отмене привилегий и прав «высоких» (знати), а также разделе принадлежавшей им част­ной собственности. После разгона властями Шахруда собраний бабидов, молла Мохаммед Али Барфорушский в сопровожде­нии единомышленников направился в Мазандаран.

В сентябре 1848 г. умер Мохаммед-шах, и мазандаранский губернатор с приближенными уехал в Тегеран, чтобы опреде­лить свой статус при новом шахе Наср эд-Дине (1848—1896). Этим моментом решили воспользоваться бабиды. Около гроб­ницы шейха Табарси (юго-восточнее г. Барфоруша) они возвели ! укрепленный лагерь и начали открыто вооружаться. Вскоре к ним стали стекаться крестьяне и ремесленники из окрестных деревень. Возглавившие восстание молла Мохаммед Али Бар­форушский и молла Хосейн Бошруйе на подвластных им тер­риториях попытались ликвидировать частную собственность, осуществить равенство людей, ввести общность имущества. Питались все бабиды из одного котла. Попытки местных ханов расправиться с ними постоянно завершались неудачами.

Двух­тысячный отряд правительственных войск, направленный

против повстанцев в октябре 1848 г. из Тегерана, также потер­пел поражение. В течение восьми месяцев восставшие отражали атаки шахских воинских формирований и лишь в мае 1849 г., когда их силы иссякли, прекратили сопротивление.

С подавлением восстания в Мазандаране движение баби- дов не прекратилось, а приобрело даже еще больший размах. В мае 1850 г. поднялись бабиды Зенджана, активно под­держанные крестьянами окружающих деревень и городскими ремесленниками. Руководил ими молла Мохаммед Али Зенд- жанский. Ближайшими его помощниками являлись кузнец Казем, хлебопек и купец хаджи Абдалла. Так же, как и в Шейх- Таберси, все оказавшееся в их руках имущество бабиды объя­вили общим достоянием. Против «бунтовщиков», разгромив­ших тюрьму города и освободивших заключенных, шахское правительство направило регулярные воинские части с артил­лерией, которая беспощадно обстреливала позиции восстав­ших в занятой ими восточной части города.

Тем временем к месту заключения Баба, крепости Чехрик, массами прибывали паломники из разных провинций Ирана, даже из Турции и Индии. Опасаясь дальнейшего разрастания бабидского движения, первый министр шаха мирза Таги-хан настоял на казни Баба. В начале июля 1850 г. по приказу Наср эд-Дин-шаха Али Мохаммед был расстрелян в Тебризе.

Третьим крупным восстанием бабидов стало Нейризское (июнь 1850), возглавленное учеником Баба сеидом Яхья Да- раби, который руководил до этого бабидскими выступления­ми в Йезде. Однако прибегнувшим к обману шахским вой­скам довольно скоро удалось подавить это выступление.

После поражения восставших в Зенджане (декабрь 1850 г.) бабидское движение, утратив широкий организованный ха­рактер, пошло на убыль. Представители низшего духовенства и торговцы в ответ на аресты и массовые казни перешли к инди­видуальному террору. В августе 1852 г. они совершили не­удачное покушение на Наср эд-Дин-шаха.

В последующем один из учеников Баба Бехаолла стал выра­зителем интересов той части торговцев, которые превратились во второй половине XIX в.

в агентов иностранного капитала. Он выступал в защиту частной собственности и оправдывал соци­альное неравенство людей. Отвергая насильственные методы борьбы, Бехаолла в посланиях к шаху доказывал, что цель бе- хаитов — «очищение и просветление людских душ и сердец»,

а оружие — мирная пропаганда. По его мнению, ни один чело­век не должен гордиться любовью к родине, поскольку надо; любить не родину, а весь мир. Являясь идеологией нарождав­шейся компрадорской буржуазии, бехаизм способствовал сохра­нению пережитков феодального строя и служил одновременно оправданием иностранного проникновения в Иран.

Между тем, увидев в бабидских восстаниях проявление обост­рившихся в стране социальных противоречий, часть представи­телей господствующего класса попыталась провести некоторые реформы. Первый шахский министр (садр-азам) мирза Таги-хан, являвшийся одновременно командующим войсками и потому носивший титул Амир Незам, предпринял попытку укрепить центральную власть и ограничить влияние иностранных дер-! жав. Сначала он занялся реорганизацией армии и повел борьбу I за укрепление дисциплины воинских формирований и их ко­мандиров. Для улучшения финансового положения Ирана он! затем значительно сократил государственный управленческий; аппарат, а оставшимся на службе чиновникам в два раза умень­шил жалованье. Губернаторы и должностные лица, уличенные во взяточничестве и казнокрадстве, строго наказывались. При нем прекратилась широко распространенная прежде продажа постов и должностей, одновременно принимались меры к раз-1 витию торговли, местной промышленности, системы образо­вания. Под руководством Амир Незама был разработан также | проект, имевший целью устранить чрезмерные притеснения кре­стьян ханами. " 1

*

Однако реформаторская деятельность Амир Незама ветре- \ тила ожесточенное сопротивление со стороны представителей < феодальной элиты, не хотевших терять привилегии и расста­ваться с прежними методами управления. Несмотря на то, что за его трехлетнее пребывание на посту главы кабинета министров финансовое положение Ирана улучшилось, про­тивникам Амир Незама удалось внушить молодому Наср эд-Дин-шаху, будто первый вазир намерен захватить престол, а свои преобразования проводит для того, чтобы завоевать по­пулярность среди населения. В результате в ноябре 1851 г. мирза Таги-хан впал в немилость, его сослали в Кашан, и в январе 1852 г. по приказу шаха он был убит.

Неудача государственных реформ Амир Незама способство­вала сохранению в Иране феодальных пережитков, что облег­чало процесс закабаления Ирана иностранными державами.

<< | >>
Источник: Под ред. А.М. Родригеса. Новая история стран Азии и Африки. XVI—XIX вв. : учебник для студ. высш. учеб. заведений [Е.Ю. Ванина и др.]; в 3 ч. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, — Ч. 2. — 463 с.. 2010

Еще по теме 7. Бабидские восстания. Попытки реформ Амир Незама:

  1. Политическая борьба. Попытки реформ.
  2. Политика самоусиления и попытки реформ
  3. Людовик XVI и новые попытки реформ
  4. 4. ПОЛИТИКА САМОУСИЛЕНИЯ И ПОПЫТКИ РЕФОРМ В КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  5. 4.3.2. Первые попытки модернизации России.Реформы Петра I. Оценка его деятельности в современной историографии
  6. 4.3.2. Первые попытки модернизации России. Реформы Петра I. Оценка его деятельности в современной историографии
  7. Реформы конца XVIII в. Разделы Польши и восстание Костюшко.
  8. 50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г
  9. 37. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
  10. Попытки преобразований.
  11. Социально-экономический кризис и реформаторские попытки в стране
  12. ПЕРВАЯ ПОПЫТКА
  13. ПОПЫТКИ РЕШЕНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
  14. Попытка восстановления Римской империи.
  15. Попытки гармонизации систем финансовой отчетности
  16. 6.4. Имперская иммиграция и первая попытка ее регулирования
  17. Д.А. РАСТОУ Переходы к демократии: попытка динамической модели
  18. 15.3. Налоговые реформы: понятие, классификация, этапы проведения Понятие и признаки налоговой реформы