<<
>>

Архитектура, скульптура, живопись

Для архитектуры барокко характерны тяготение к ансамблю, к синтезу искусств, а также криволинейность планов и очертаний, контрасты света и тени, любовь к оптическим иллюзиям. Барокко ставило и рлзречдало масштабные градостроительные задачи, со­здавало величественные архитектурные ансамбли.
В изобразитель­ном искусстве барокко преобладают мастерски исполненные ком­позиции религиозного, мифологического или аллегорического содержания, парадные портреты, пейзажи; для него очень харак­терна театральность. В более демократическом направлении барок­ко, ориентированном на запросы средних слоев европейскою общества, получили развитие реалистические бытовые спеиы, а также чуждые аффектации психологические портреты,

Кру пнейшим архитектором и скульптором барокко был Дж. Л. Бернини (1598— 1680). Уже в 20-с гг. XVII в. он стал самой заметной фигурой в художественной жизни Рима, и вся ею по­следующая деятельность была неразрывно связана с этим юродом и папскими заказами. Бернини создал замечательный архитек тур­ный ансамбль площади св. Петра. Лестницу, которая вела от собо­ра к Ватиканскому дворцу, Бернини, в соответствии с любовью барокко к оптическим иллюзиям и эффектам, сконструировал таким обра том. что снизу Она казалась длиннее, чем была на са­мом деле. Когда на верхней площадке появлялся Папа Римский, его фигура благодаря ложной перспективе представала снизу не­ожиданно большой и потому величественной. По проектам Бер­нини были построены, перестроены и украшены многие римские церкви и дворцы, созданы ансамбли площадей с великолепными фонтанами.

Бернини был и величайшим скульптором барокко. Он украсил эффектными скульптурными композициями интерьер собора св. Петра, ему принадлежат виртуозно исполненные, полные экс­прессии работы на библейские и мифологические сюжеты (-Да­вид», «Аполлон и Дафна»), великолепные скульптурные портре­ты и надгробия. Особенно удачно Бернини передавал переходы из одного сосюяния в другое, от одной фазы движения к другой.

Вершиной искусства барокко, своего рода олицетворением его духа стала скульптурная композиция «Экстаз святой Тересы». «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск». — творил о себе мастер, в творчестве которого воплотилась победа духа над материей.

Современником и соперником Бернини был еще один пред­ставитель римского барокко — Ф.К, Борромини (1599— 1667). В цер­кви Сант-Лньезе-ин-Агоне Борромини создал эталон двухбашен­ного барочною церковного фасада. По этому образцу позже стро­ились очень многие церкви. Для построек Борромини характерны игра фан Iа ши, усложненность планов и очертании фасадов, со­четание выпуклых и вогнутых стен.

Классипп зм наиболее последовательно проявился в архитекту­ре и градостроительстве Англии, Франции и Голландии. Его эле­менты были широко представлены в дворцово-парковом ансамб­ле Версаля, где сочетались С барокко. Классицизм отвечал новым тенденциям европейского градостроительства XVII в,, когда мно­гие европейские города застраивались в новом сгиле: проклады­вались широкие проспекты, появлялись просторные плошади. Одним и з самых ярких примеров архитектуры п градостроитель­ства классицизма является деятельность английского архитектора

Кр. Ре на (1632—1723). После знаменитого лоплонского пожара 1666 г.. когла выгорела значительная часть центра столицы, Рен создал план его реконструкции. Хотя план так и не был осуществ­лен, [[о проектам Рена были тогда построены многие здания, вклю­чая офимный собор Св. Павла.

Живопись XVII в,, как и культура в целом, многим обязана традициям, унаследованным от XVI в., в частности гак называе­мому болонскому академизму братьев Карраччи. Они призывали художников следовать Античности и Высокому Возрождению, видя в них вечные образцы совершенства. В 1582 г. они оз крыли в Бо­лонье учебную мастерскую (академию), в которой разработали принииш,1 обучения художника техническому мастерству. Болон­ская академия стала прообразом всех европейских академий худо­жеств. Ее традиции оказывали влияние на европейскую живопись в течение всего XVII века.

Влияние Карраччи и их учеников, а также мастеров Высокого Возрождения испытал французский художник Н. Пуссен композиции, мягкая цветовая гам­ма, идеальные пейзажи как воплощение совершенства и целесо­образное'! п. Все это отражает разумное начало, придающее вели­чие благородным поступкам человека.

Крупнейшим художником барокко, новатором, во многом оп­ределившим мути развития барочной живописи, был М. Каравад­жо (1575 — 1610). Этот мастер блестяще умел передать жи шенную достоверноегь, создать полную иллюзию вещественности изоб­раженною и в то же время наполнить свои полотна эмоциональ­ным напряжением и драматической силой. Прокладывая новые пути, Караваджо впервые обратился к натюрморту как таковому, ввел так называемый «авантюрный» жанр («Гадалка»), первым стал широко использовать простонародные типажи для изобра­жения мифологических героев. Огромен вклад Караваджо в рели­гиозную живопись. В его многочисленных карзннах на снашель- ские сюжси>1 («Призвание апостола Матфея», «Обращение Сав- ла», «Положение во гроб», «Успение Марии» и др.) особую роль играет све I. который обладает как реальной физической приро­дой, так и метафорическим смыслом: ото божественная истина, озаряющая путь к спасению. Художник мастерски перелает по­вседневную реальность бытия, но она не свод из ся к обыденно­сти, а преображается божественным присутствием. ГворчестЕЮ Кара­

ваджо ока ыди огромное влияние на лучших художников XVII в.: Рубенса, Веласкеса, Рембрандта. Влияние итальянской живописи помогало мастерам других стран преодолеть черты архаизма.

Замочное влияние итальянской шкоды, и особенно Каравад­жо, иен впал его современник — фламанлекий художник П, П. Ру­бенс (1577 1640) — придворный живописец правительницы

испанских Нидерландов Изабеллы и один из крупнейших масте­ров барокко, [до полотна отмечены театральностью композиции, драматизмом, стремительным движением, цветовыми контраста­ми. Рубене писал удивительные по убедительности воссоздания характера портреты (Марии Медичи, камеристки инфанты Иза­беллы), кармина на мифологические, библейские и евангельские сюжеты Персей и Андромеда», «Вирсавия», «Снятие с креста»), У него было множество учеников, среди которых выделялся бли­стательный портретист А. Ван Дейк (1599—1641). много дет ра­ботавший и Дні лип при дворе первых Стюартов.

Еще более заменю влияние Караваджо на творчество испан­ского живописна X, Риберы (1591 — 1652), который юношей уехал в Италию, с і ал придворным живописцем испанских нице-коро- леЙ в Неаполе, но при этом получал и заказы из Испании. Рибера прежде весі и был мастером монументальных религиозных компо­зиций, однако известны его картины на сюжеты античной мифо­логии, серия портретов античных философ юв («Диоген»), Святые у Риберы отмечены драматизмом религиозного переживания, под­час суровым аскетизмом, ощущением бренности и хрупкости те­лесного, С и.и,пейшес впечатление на современников производи­ли его полота с изображением мученичеств («Мученичество свя­того Варфоломея», «Святой Себастьян»). Художник сумел избе­жать в них ложной патетики, наполнив их подлинной силой чело­веческою страдания и душевной стойкости. Его творчество, со­вершенное но пластике и колориту, оказало огромное влияние на испанскую и неаполитанскую живопись XVII в.

Крупнейший испанский художник Д. Веласкес (1599--1660) в юности также увлекался караваджизмом и уделял много внима­ния бытовому жанру («Кухарка», «Продавец воды»), С 1625 г., ког­да он стал придворным живописцем Филиппа IV, важнейшей у Веласкеса сіл.іа тема власти. Его портреты короля, членов его семьи и фаворита Оливареса вполне официальны, по придвор­ный церемониал не сковывал художника, он всегда сохранял вер­ность жизненной правде и высочайшее качество живописи. В мо­нументальном полотне «Сдача Бреды» (1634— 1635) один из эпи­зодов Тридпашлетней войны — передача голландцами испанцам ключей от крепости Бреда — стал ад я художника поводом для размышлений о войне и мире. Вместо обычного для той эпохи изображения торжества победителей и унижения побежден!пах Веласкес пока :ад достоинство вынужденных уступить, но песлом-

ленных ершиков и мятежников, образы которых воссозданы с уважением и симпатией. Художнику удалось воплотить на холсте противостояние двух во всем различных держан — аристократи­ческой Испании и буржуазной Голландии. Картина стада важней­шей вехой в формировании концепции исторической картины в европейской живописи.

Веласкес написал более десятка портретов придворных шутов, уродов и карликов («Эль Примо», «Себастьян де Мора»), достиг­нув в них вершины драматического восприятия человеческой лич­ности. Художник обнаружил у физически и душевно ущербных людей, исключенных из нормальной жизни, все присущее чело­веку, но выраженное более открыто и драматично.

Вершиной последних лет жизни Веласкеса шала крупномас­штабная композиция «Менины» (1656) — своего рола синтез быто­вой картины и группового портрета, в котором представлена вся иерархия испанского двора — от короля до шутов и карлип. Пер­сонажи. прежде выступавшие в произведениях художника порознь, были слиты топерь в единый собирательный образ, трактовка ко­торого уникальна. Король и королева, которые должны бы быть первыми сред н действующих лиц, представлены лишь в впле смут­ного отражения в зеркале в глубине комнаты, а позы инфанты Маргарина и карлицы явно перекликаются друг с другом. Низво­дя одни персонажи и возвышая другие, художник показал всю относительность официальной иерархии и создал новаторскую и сложнейшую по смыслу композицию, отличающуюся удивитель­ным эффектом присутствия.

Особенности голландского искусства были обусловлены уни­кальными чертами развития страны. Будучи республикой, Гол­ландия не имела королевского двора, который в других странах являлся важнейшим заказчиком произведений искусства и дикто­вал художникам и архитекторам свою волю. В то же время особен­ности релш по той ситуации исключали из числа потенциальных заказчиков католическую церковь, а протестантизм с его строги­ми нравственными ограничениями не одобрял демонстрацию рос­коши и богатства. Главными потребителями произведений искус­ства становятся городские элиты.

Искусство, освобожденное от авторитарного давления коро­левского двора и церкви, могло развиваться относительно сво­бодно, подчиняясь законам рынка и учитывая его запросы. Быст­ро развивалась живопись, предназначенная для украшения част­ного дома: нлпорморты, пейзажи, морские виды (марины). Ши­роко распространились те жанры и виды искусства, которые от­ражали общественную и частную жизнь голландских бюргеров: бытовые с пенки (особенно характерные для группы художников, известных поп общим названием «малые голландцы»), семейные и групповые портреты (признанными мастерами которых были

Ф.Халс и Рембрандт), изображения интерьеров частных домов и общественных зданий.

Однако развитие художественного рынка, предоставляя живо­писцу известную свободу выбора, накладывало на нею опреде­ленные ограничения. Даже самые известные мастера вынуждены были приспосабливаться к художественному вкусу потенциаль­ных покупателей, часто оставлявшему желать лучшего. Д когда в середине XVII в. кризисные явления в экономике привели к сни­жению покупательной способности горожан, уровень жизни и престиж профессии многих художников резко упал вместе с це­нами на их произведения. Показателен в этом плане творческий путь крупнейшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606— 1669). Он успешно работал в самых разных жан­рах, быстро достиг известности, разбогател, имел множества уче­ников. Глубоко верующий человек, он создал множество произ­ведений на библейские темы («Давид и Ионафан», «Возвращение блудного сына»). Не меньшей популярностью пользовались его портреты, отличавшиеся удивительным проникновением во внут­ренний мир портретируемого. Собственное лицо стало для худож­ника целым миром, находящимся в постоянном изменении и да­рящим все новые открытия. Из художников того времени именно Рембрандт создал самую большую серию автопортретов (более 60), показывая в них, в полном соответствии с принципами барокко, бесконечное разнообразие выражений человеческого липа. Столь же характерна для барокко трактовка светотени — любимейшего средства живописи Рембрандта; контраст ярко освещенных дета­лей или персонажей и глубокой тени придавал образам глубину и в то же время создавал удивительные живописные эффекты. Од­нако, не желая приспосабливаться к вкусам недалеких покупате­лей (показательно неприятие заказчиками одной из лучших кар­тин художника — «Ночной дозор»), Рембрандт потерял многие заказы и последние годы жизни, создавая шедевры, пропел в бед­ности, к которой добавилось одиночество после смерти самых близких людей. Со смертью Рембрандта закончилась эпоха рас­цвета голландской живописи.

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Архитектура, скульптура, живопись:

  1. Архитектура. Скульптура.
  2. § 38. Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура
  3. Архитектура, живопись, литература, театр
  4. Живопись
  5. 3. СКУЛЬПТУРА
  6. Живопись
  7. Портретная скульптура
  8. Скульптура, ее типы, направления и школы
  9. Живопись
  10. Живопись.
  11. Живопись.
  12. Скульптура
  13. Скульптура
  14. Живопись.
  15. Живопись.
  16. Испанская живопись.
  17. Архитектура.