<<
>>

2. Арабы, исламисты и исламский экстремизм.

Арабс­кий мир — это мир исламский. Еще вначале XX столетия в исламском мире не существовало столько серьезных противо­речий, сколько их приходится на начало XXI столетия. Все связано с процессом политизации исламского движения в араб­ских странах, который получил развитие в 20-х, 30-х годах, но особенно бурно политизация ислама проходила в 50-е и 60-е годы.
Всплеск исламских движений был определен в религиозных кругах как «исламский ренессанс», как новое возрождение величия мусульманской веры. Идеи создания исламских государств, исламской экономики, исламского права и морали были ответом религиозных лидеров на слож­ные противоречия в арабском мире.

Возникает вопрос: в чем причины столь активной полити­зации ислама и мусульман в современном мире? Во-первых, это связано с потерей идеологических ориентиров, связанной с разочарованием в идеях арабского единства, арабского на­ционализма и социализма. Временное подражание Советско­му Союзу, ориентация на советскую экономическую модель не принесли ожидаемых успехов.

Для многих арабов рассвет оказался ложным. Рухнул и распался Советский Союз, но все же осталась мечта о национальном достоинстве, лучшем будущем. Эта мечта трансформировалась в активизацию му­сульманских политических движений. Во-вторых, для боль­шинства арабов, которые больше заботятся о хлебе насущ­ном, враждебны рыночная экономика и капиталистическая модернизация, которые принесли в арабский мир социальную дифференциацию, ликвидацию традиционного образа жизни и чуждые, с точки зрения ислама, бытовые правила. Само капиталистическое развитие в арабских странах было де­формированным и уродливым. Эта ситуация привела к ан­тизападным революциям и послужила стимулом для мощно­го возрождения религиозно-политических движений.

Пытаясь найти новый вариант социального и экономи­ческого развития, традиционалисты указывают на особый «исламский» путь развития, который представляет опреде­ленную альтернативу западноевропейскому пути развития.

По их мнению, мусульманский мир пришел в упадок не потому, что опоздал вступить па западный путь развития, а потому, что забыл «истинную веру», учение Пророка, впал в грехи. Возвращение «золотого века» должно принести не реформирование экономики по западному образцу и исполь­зование элементов общественно-правовых норм западной технологии, а обращение к первоосновам, к истинному ис­ламу, к Корану и Сунне. Возрожденная вера должна вер­нуть исламскому миру военную мощь, достоинство и про­цветание. Сторонников этого направления в политической и идеологической сферах в 70-е и 80-е годы стали называть фундамента листами, а чуть позже — исламистами.

Современный исламизм в основу своего движения ставит борьбу за власть. В Коране на этот счет есть лишь обобщен­ные высказывания. Основной его постулат: власть нисхо­дит от Бога. Знатность, богатство и другие отличия здесь первостепенной роли не играют. Тот, кто сможет захватить власть, имеет расположение и благословение Всевышнего. Поэтому борьбу за власть любыми средствами и способами исламисты считают вполне приемлемой. Этому способству­ют издавна существующие политические структуры арабс­ких стран. Так уж сложилось, что в странах арабского Вос­тока имеют место либо династическая передача власти (Са­удовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иордания), либо устано­вившийся семейно-клановый тип власти (Ирак, Сирия), либо жесткие авторитарные режимы (Египет, Ливия).

Однако в методах борьбы за власть исламизм не представ­ляет единого движения. В ходе исторических процессов на арабском Востоке в мусульманской среде образуются два крыла. Одно, реформистское, умеренное, изначально ставило задачи совместной борьбы против колониализма и неравноправия пародов. Это крыло в современном мире выступает за религи­озную терпимость, за сотрудничество с властями в целях до­стижения технического и социального прогресса. Умеренное крыло выступает против терроризма и насилия в борьбе за политическую власть. Правда, в среде «умеренных» давно не стихают споры по вопросу дальнейшего развития арабс­ких народов.

Одни, сторонники модернизации и европеиза­ции призывают к почти безоговорочному принятию запад­ной цивилизации, оттолкнув все исламское наследие как от­жившее прошлое, другие, напротив, являются ревнителями национальной, религиозной самобытности, «особого исламс­кого пути развития». Между крайними направлениями, ев­ропеизации и американизации, до полного отрицания запад­ной модернизации существует множество течений обществен­но-политической мысли, отнюдь не разделенных глухой сте­ной. Общим является интерпретация старых положений Ко­рана и Сунны, якобы все новейшие идеи давным-давно были изобретены самими мусульманами. Важно также, что зги направления в исламе стремятся к модернизации арабских государств, стремятся приспособить экономику и социальную структуру к требованиям современной эпохи.

Наибольшую опасность для арабов и всего мира представ­ляет левацкий исламизм, или исламский экстремизм, кото­рый в борьбе за власть в своей практике использует тезис о том, что смертельная опасность исламу исходит не только от стран Запада, но и изнутри, из-за влияния «порочной» за­садной идеологии и культуры. Подливные исламисты, по их утверждениям, должны стремиться к свержению существую­щих режимов и захвату власти. Как считают исламские эк­стремисты, в современных условиях хороши все средства борь­бы за власть, включая различные формы подрывной деятель­ности вплоть до террора и партизанской войны.

Всегда в подрывной, террористической деятельности эк­стремистов используется миф о джихаде, священной войне против внешних врагов, особенно против «неверных». В арабской среде это воспринимается не только как защита национальных интересов, но и как возвращение к истокам ислама. Возвращение к идеям священной войны гарантиру­ет арабам окончательную победу над «неверными», если они последуют примеру Саладина и других героев ХП-ХШ ве­ков, разгромивших крестоносцев и отвоевавших у них Иеру­салим. Исламские экстремисты пытаются показать, что, как и в прежние эпохи, для мусульман война с неверными — высшая доблесть.

Детям с детства прививаются идеалы джи­хада, а матери «шахидов» гордятся ими. Мусульманские экстремисты в Алжире, Египте, Иордании, Ираке провозг­лишают джихад против «неверных* политиков в своих стра­нах, создавая политическую напряженность, доводят порой ситуацию до гражданской войны. Так, палестинская поли­тическая партия ХАМАС бескомпромиссно отстаивает идею исламского государства, рассматривая арабо-израильский конфликт как борьбу двух религий, в которой компромиссы невозможны. Эта партия явилась главным организатором многих террористических акций на Ближнем Востоке. Дело не только в ней. Количество исламских партий и групп, живущих надеждой на возвращение «золотого века* исла­ма, довольно велико. Только в Египте существует почти сотня религиозных организаций различного толка с разной долей их политизации. В исламском мире их тысячи.

Наиболее крупной организацией, пользующейся авторите­том в арабском мире, является Ассоциация «Братьев-мусуль­ман», возникшая в Египте в конце 20-х годов. Основатель ассоциации, сельский учитель Хасан аль-Баииа, разработал учение, основой которого был лозунг: «Коран — наша кон­ституция*. Этот лозунг с энтузиазмом повторяют и в начале двадцать первого века. Экстремистская группировка «Аль-Га-маа аль-исламийя» вела борьбу против египетского государ­ства и других стран, заключивших союз с «дьяволом*. Анало­гичную позицию занимала международная организация «Аль-Джихад», ступившая на путь террора с начала своего образо­вания. Экстремистские группировки создавали в арабском мире острую политическую напряженность. Действия экстремистов привели к гражданской войне в Алжире, которая длилась бо­лее десяти лет, а жертвы к 21)00 году уже насчитывали около 100 тысяч человек.

К концу 90-х годов начался пересмотр политики в экстре­мистских организациях, и во многих из них произошел рас­кол. Одни, убедившись в бессмысленности террора, стали на позиции умеренных, а другие не покинули лагеря экстремис­тов и создавали свои организации и группы. Официально руководство «Братьев-мусульман» в Египте перешло в руки умеренных деятелей, выступавших за взвешенные отноше­ния с властями. Авторитет этой организации значительно вырос, что позволило ей после выборов в парламент 2000 года стать второй партией в стране. В этом же году лидеры «Аль-Гамаа аль-исламийя», совершившие покуше­ние на Анвара Садата в 1981 году, приняли решение пре­кратить насилие и антиправительственные акции, отказать­ся от вооруженных операций, как в самом Египте, так и за его пределами. Аналогичные процессы происходили и в партии «Аль-Джихад». Однако говорить о какой-либо форме сотруд­ничества властей с исламистами ради общественной стабиль­ности не приходится. Можно говорить лишь о тенденции, которая стала прослеживаться в начале XXI века. Этому способствовали, с одной стороны, мероприятия властей по подавлению террористических организаций, а с другой — сло­жившаяся обстановка в мире после событий 11 сентября 2001 года. Предпринятые шаги по экстрадиции находящих­ся за рубежом членов террористических группировок, раз­гром экстремистских организаций за пределами Ближнего Во­стока, а также перекрытие каналов финансирования под­польных организаций исламистов осложнили деятельность экстремистских группировок.

Обращает на себя внимание факт, что исламские экстре­мисты всегда появляются там, где для этого есть соответ­ствующая основа и определенный «пробел» в государствен­ной политике. Исламизм в Ираке никак себя не проявлял. Саддам Хусейн был диктатором, но не исламистом. Пока существовала его диктатура, мусульманских радикалов в стра­не преследовали так же истово, как и всех других противни-коз режима — курдов, шиитов, коммунистов, демократов. Исламский терроризм пришел в Ирак вслед за победоносны­ми войсками США и Великобритании. Сами того, возможно, не желая, американцы открыли новый фронт борьбы против терроризма. В освобожденном от Саддама Ираке последова­тели Усамы бен Ладена организуют террористическую войну, которая, судя по всему, принимает затяжной характер.

Последовавшая серия расколов в известных в арабском мире исламистских организациях заставила их лидеров из­менить стратегические позиции. Меняют стратегическую ори­ентацию и в среде экстремистского крыла исламистов. Речь идет о тех «непримиримых», которые не желали отказаться от террористических акций и сложить оружие. Их новая под­польная структура после разгрома многих организаций экст­ремистов создается в целях придания гибкости и конспира­тивности террористическим группам. С конца 90-х годов про­исходит децентрализация радикального исламского движе­ния. Теперь вся подпольная структура террористов строится по принципу «виноградной грозди». Эти изменения есть ре­зультат эффективной работы государственных служб по лик­видации террористов, в, в то же время, это реакция радика­лов на усиление попыток спецслужб подавить их деятель­ность. Так, уже на третий и четвертый год войны в Алжире от радикальных организаций остались только многочислен­ные группировки, которые действуют по своему усмотрению. В нашей печати были опубликованы сведения о том, что под вывеской Вооруженной исламской группы Алжира (ВИГ) дей­ствовало свыше 20 экстремистских организаций, а Исламс­кая армия спасения (НАС) состояла из разрозненно действо­вавших 650 группировок. Разрозненные экстремистские фор­мирования подчиняются своему региональному «амиру» или полевому командиру. Фактически, единая политическая орга­низация радикалов-исламистов уже не существует, однако это не значит, что борьба с ними прекратилась. Эта борьба приняла более сложный характер.

Тактика децентрализации с середины 90-х годов приме­няется радикальной организацией ХАМАС, руководство ко­торой пошло на предоставление полной автономии своим ячейкам. Не случайно с середины 90-х годов начали возни­кать различные филиалы, отделения экстремистов в стра­нах Запада и Ближнего Востока. Некоторые из вытеснен­ных из арабских стран группировок привяли участие в кон­фликтах на Кавказе и в Чечне.

В каких бы аспектах ни шло рассмотрение исламского экстремизма на арабском Востоке, следует помнить, что по­литический терроризм — это не порождение XX века и кор­ни его вовсе не мусульманские и не арабские. Более полуто­ра столетий назад на Западе и в России уже провозглаша­лись чудовищные призывы к индивидуальным и массовым убийствам ради достижения политических целей.

<< | >>
Источник: В. И. Бузов, под ред. А. А. Его­рова. Новейшая история стран Азии и Африки (1945­ - 2004): учеб. пособие— Ростов н/Д : Феникс, — 574 с. — (Высшее образование).. 2005

Еще по теме 2. Арабы, исламисты и исламский экстремизм.:

  1. § 2. Экстремизм в молодежной среде
  2. ГЛАВА 6 АРАБЫ В VI—X1 вв.
  3. Арабы Азии и мир арабов сегодня
  4. Глава 6 Особенности развития стран Востока в Средние века. Арабы в VI–XI вв.
  5. «Исламский вызов».
  6. Исламский Восток
  7. Исламская государственность
  8. Исламские режимы
  9. Есть ли будущее у исламского фундаментализма?
  10. 3. Борьба за власть в Исламском государстве Афганис­тан.
  11. Конфуцианско -исламский блок
  12. Подтверждение традиции: исламская революция в Иране
  13. Подтверждение традиции: исламская революция в Иране
  14. Исламская революция в Иране.
  15. 2. Этапы исламской революции 1978-1979 годов.
  16. 1. Исламский фактор в экономике Турции, Ирана н Аф­ганистана.
  17. ИРАН: ПУТЬ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  18. Иран под знаком исламской революции
  19. 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века