<<
>>

1.2.2. Диалектика как метод политической экономии

Качественно новый этап развития экономи­ческой науки связан с применением диалек­тического метода. Диалектика — это нау­ка о наиболее общих законах развития при­роды, общества и человеческого мышления.
Она является целост­ным методом, органической системой категорий и законов. Основ­ными принципами систематизации понятий стали принципы взаи­мосвязи и развития (см. рис. 1—7). Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Это означало, что каждое из яв­лений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие высту­пает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположнос­тей, как отрицание отрицания.

Разработанный в рамках немецкой классической философии (К Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) диалектический метод был материалистически переосмыслен и впервые успешно приме­нен в политической экономии К.

Марксом.

Материалистический подход к изучению экономических про­цессов означал не только объективное признание существования реального мира. В соответствии с материалистическим подходом глазным действующим субъектом исторического процесса высту-

Основные принципы

Взаимосвязь

Категории

1. Единичное и общее

2. Часть и целое

3. Причина и следствие

4. Сущность и явление

5. Содержание и форма

6. Необходимость и случайность

7.

Возможность и действительность

Законы

1. Взаимопереход количества и качества

2. Единство и борьба противопо­ложностей

3. Отрицание отрицания

Рис. 1—7. Основные принципы диалектики

пает занятый производственной деятельностью общественный че­ловек. Структурообразующим элементом был провозглашен способ производства материальных и духовных благ, определяющий юри­дическую и политическую надстройку, формы общественного со­знания. Материалистический подход означал также принципиаль­ную возможность познания объективного мира и его адекватного отражения в теоретической системе. Он предполагал единство диа­лектики, логики и теории познания. В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и прин­цип единства исторического и логического (рис. 1—8).

МЕТОДЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

Восхождение Единство

от абстрактного исторического

к конкретному и логического

Рис. 1—8. Основные методы диалектической логики

Восхождение 0т конкРетного> данного в представлении, ко все от абстрактного более тощим абстракциям й от них вновь к Кон- к конкретному кретному, но уже духовно конкретному, единст­ву многообразного — таков, по Марксу, путь по­знания вообще и политической экономии в частности.

В этом процессе Познания абстрактное представляется как момент целого, как простое, одностороннее, неразвитое, а конкрет­ное — как целое, сложное, всестороннее, развитое. Причем кон­кретное выступает дважды: в начале и в конце движения. В пред­ставлении конкретное выступает как хаотическая совокупность определений предмета и, следовательно, также многообразно, но оно не есть единство.

Конкретное в мышлении означает, что много­образие объекта объединено познанной сущностью, синтезировано развитием исходного противоречия, благодаря чему объект высту­пает как диалектически развитая система, отражается в единстве определений.

Движение от конкретного ^абстрактному характерно для пер­вых ступеней, познания любого объекта, характерно оно и для эко­номической теории. Экономисты, начав изучение рыночного хозяй­ства с целого (населения, государства), пришли к простейшим, аб­страктным определениям производственных отношений (труд, раз­деление труда, потребность, меновая стоимость и т. п.).

Однако уже для классической политической экономии харак­терны и первые попытки восхождения от этих абстрактных опре­делений системы вновь к конкретному целому. Мало того, общее

движение от конкретного к абстрактному заключалось здесь также в том, что каждый новый исследователь, пытаясь раскрыть проти­воречия, в которых запутался предшественник, уточняя начало, "нисходил" ко все более абстрактному определению исходного от­ношения системы. Таким образом, "абстрактное" -предшественника становилось уже "относительно конкретным" в новой системе..

Несомненно, что конкретное, понимаемое как реальное целое, всегда является исходным пунктом отражения его в теоретических системах. Очевидно и то, что это конкретное должно быть достаточ­но развито, чтобы из него можно было выделить наиболее точные, наиболее общие абстракции.

Важно подчеркнуть и другое. В отличие от классиков политичес­кой экономии К. Маркс использует метод диалектического восхожде­ния от абстрактного к конкретному, т. е. прежде всего стремится рас­крыть внутренние противоречия объекта исследования и отразить закономерности их развития в системе категорий и законов.

В этой связи следует напомнить, что вызванный потребностя­ми практики процесс познания проходит следующие ступени: от видимости (бытия) предмета к сущности и от нее к явлению и дей­ствительности. И этот путь отражается в системе, в которой про­цесс изложения выступает как очищенный от случайностей про­цесс исследования.

Конкретное, с одной стороны, выступает в качестве предпо­сылки, исходного и конечного пункта познания, а с другой — пони­маемое как реальная действительность, как практика (т. е. в своем первоначальном значении), является также одним из важнейших критериев правильности процесса восхождения, адекватности его развитию исследуемого объекта.

■р При сравнение исторического и логического мето-

истооического дов исследования прежде всег-о-заметна непосред­и логического ственная их идентичность. Исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т. е. исследующим ло­гику развития предмета в форме конкретных исторических собы­тий), а логический метод — историческим, взятым в необходимос­ти (т. е. освобожденным от случайной исторической формы).

Наряду с тождественным моментом в характеристике, истори­ческого и логического способов познания уже здесь появляется и момент различия. Логический метод представляется как более тео­ретический, общий, необходимый. Причем каждый из этих методов предполагает другой: без знания, отражающего развитие челове­чества, исторического метода невозможно понять сущность пред­мета, т. е. законы его развития и, следовательно, логическое, и, на­оборот, не поняв процесса или явления, неизвестно, откуда начина­ется его история и, следовательно, историческое.

Но каждый метод не только тождествен с другим, не только предполагает другой, но и переходит в другой, создает себя как дру­гое. Исторический метод, собирающий эмпирический материал, ин­формацию, подготавливает и на определенной ступени переходит в логический, а логический, проанализировав сущность предмета и формы ее проявления в действительности, переходит в историчес­кий и дает мощный интеллектуальный импульс для преобразования действительности, т. е. способствует как дальнейшему историческо­му познанию предмета, так и глубокому преобразованию его.

Противоречие между старыми логическими схемами экономи­ческой теории, бывшими удовлетворительными для своего време­ни, и новыми фактическими данными, накопленными статистикой, экономикой промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и т. п., противоречие между теорией и практикой оставалось и оста- • ется движущим противоречием экономической науки.

Для того, чтобы сделать новый шаг в экономической теории, надо глубже понять предыдущее, понять движущее противоречие применительно к конкретным проблемам. Каждая новая логичес­кая система, разрешая это противоречие, становится теоретичес­кой основой для дальнейших исследований экономистов, а их на­ходки заставят уточнить и усовершенствовать построенную сис­тему.

Таким образом, историческое и логическое, включая предше­ствующие методы, точнее, черты единого диалектического метода, дают в общем виде ответ на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему. Однако для практической реализации это­го необходимо предварительно построить более конкретные эконо­мические модели и проверить их в ходе экономических экспери­ментов.

Реально диалектический метод не был освоен в полном объе­ме. Его удачное применение было скорее исключением, чем прави­лом. По-прежнему господствовала формальная логика, которая в конце XIX в. стала все чаще дополняться математикой. Важную роль в развитии методологии экономический науки сыграл позити­визм О. Конта, эмпириокритицизм Э. Маха, критический рациона­лизм К. Поппера. Математизация экономической науки послужила основой широкого развития экономико-математического моделиро­вания, проверка которого осуществляется в ходе экономических экспериментов.

<< | >>
Источник: Нуреев Р. М.. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, — 576 с.. 2005

Еще по теме 1.2.2. Диалектика как метод политической экономии:

  1. Классическая школа уголовного права, ведущая начало от Беккарна. — Пенитенциарная классическая школа, ведущая начало от Говарда. — Применение позитивного метода в уголовном праве. — Параллель с медициной и политической экономией. — Смягчению наказаний противополагается уменьшение преступлений, а абст-рактному изучению преступления как явления юриди-ческого противополагается позитивное изучение пре-ступления как естественного социального явления.
  2. 1. Политическая экономия времени
  3. § 1. «Экономикс» и традиционная политическая экономия
  4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ КРИЗИСА ССУДО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ
  5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ КРИЗИСА ССУДО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ
  6. § 4. Диалектика преемственности поколений
  7. Наличие убытков как экономия Обоснование убытков
  8. 58. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ
  9. 4. Правительственные группы, политические организации и политические партии как каналы вертикальной циркуляции.
  10. 2. Политическая модернизация как переход от традиционных форм политической организации к современным.
  11. 63. Политическая символика как элемент политической культуры
  12. Лекция 6. Политические партии, социальные организации и движения как субъекты политических отношений
  13. Экономия материальных ресурсов
  14. МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
  15. Малая экономия от масштаба
  16. 2.2. Теоретические методы в политической науке
  17. 2. Предмет, методы и функции политической науки
  18. 17.1. Лидерство как политический феномен
  19. 2.3. Эмпирические методы в политической науке
  20. Планирование экономит время