<<
>>

ПРОДУКТИВНЫЕ ИГРЫ «ОТКРЫТОГО ТИПА»

С 1979 года развивается новое направление в игровом моделировании, начало которому положил Г.П. Щедровицкий. Игры, разработанные им и его последователями, стали называться орга- низационно-деятелъностными.
Это феномен парадоксального реагирования на систему отторжения инноваций, который породила эпоха стагнации.

Как отмечает Г.П. Щедровицкий, революционная аффектация способа, которым наносится организационно-деятельностный макияж, ничего не меняет по существу, но прокладывает «новым социальным технологиям» дорогу ко все более расширяющемуся кругу «системных практик разного рода».

Успехи этого направления породили массу других названий для игр данного класса «открытого типа»: проблемно-деловые игры - ИДИ (В.Н. Южаков, О.В. Шимельфениг), проблемно-ориентирован- ные деловые игры - ПОДИ (А.П. Шинкаренко и др.), имитационно- моделирующие игры - ИМИ (Ю.Л. Котляревский, A.C. Шанцер), поисково-апробационные игры - ПАИ (А.П. Хачатурян), инновационные игры (B.C. Дудченко), организационно-управленческие игры (П.В.

Малиновский), рефлексивные игры (С.Н. Железко, М.Ю. Рю, А.И. Михайлов).

Организационно-деятельностные игры. Применяют чаще всего для решения сложных социально-производственных проблем, когда решить их традиционными средствами не представляется возможным и для поиска творческих подходов требуется объединение усилий специалистов различного профиля. Это метод управления развитием в различных сферах общественной жизни. Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной ин-формации о состоянии реальной социально-экономической системы, и в нее, как правило, привлекаются реальные участники моделируемого управленческого или социально-экономического конфликта.

Проблемно-деловые игры. Дают возможность моделирования различных циклов развития (будь то развитие продукта, организации производства или самого коллектива), а также формируют его механизмы (прежде всего «готовность» к реализации разработанных сценариев развития); в ИДИ игровой режим работы призван способствовать развитию коллектива посредством поиска неординарного совместного решения стоящих перед ним проблем.

Имитационно-моделирующие игры.

Представляют собой мыслительный и деятельностныи эквивалент управленческого организма в виде динамической и многоуровневой модели развития существующей или проектируемой социально-производственной системы, которая может использоваться для достижения разных целей.

Инновационные игры. Проводятся с персоналом предприятия для развития и формирования инновационного мышления и поведения, способности генерировать и разрабатывать внедренческие проекты, для апробации и экспериментального проведения нова-ций.

Рефлексивные игры. Направлены на мыследеятельностные цели, на психологическое развитие каждого участника, снятие стереотипов, обучение рефлексивному анализу человеческих отношений, групповому и межгрупповому сотрудничеству, адекватному восприятию деловых партнеров и научение взаимопониманию.

Поисково-апробационные игры. Предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, организации их умственной деятельности, направленной на поиск, разработку и испытание в режиме игры новых идей, направлений, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения социально-экономических, пс ихо лого-педагогических, кадровых и управленческих проблем.

На организационно-деятельностных играх, в отличие от имитационных или деловых, речь идет не об оперативном управлении той или иной системой, а скорее, о стратегическом управлении, поэтому каждая такая игра (или ее разновидность) требует разработки проекта такого управления и может быть использована для решения следующих задач:

отработка и «проигрывание» оптимальных решений в прогно зируемых условиях;

выдвижение и подготовка неформального резерва в управле нии;

«вскрытие» и компенсация оргуправленческого тупика (конф ликт технической, экономической и кадровой политики; конфликт альтернативных стратегии развития организации; инновационное возмущение в системе; противостояние двух или нескольких управленческих команд; рыночно-номенклатурные катаклизмы, возникающие в новых условиях при «зияющей» маркетинговой функции в управлении);

-разрушение системы бюрократических ограничений и комплексного «выращивания» мыслительных и деятельностных альтернатив механизмам торможения.

Первичная информация, как правило, минимизирована, поэтому участникам игры необходимо уже на первых этапах игры получить достаточно полную информацию о состоянии системы на основе ее всестороннего анализа, а затем осуществить выработку, обсуждение и принятие решений по управлению указанной системой.

В игре выявляется комплекс проблемных и тупиковых ситуаций по управлению состоянием социально-экономической систе-мы и определяются пути решения проблем и выхода из тупиков.

Характерная черта таких игр — отсутствие моделирования последствий от принятых участниками оргдеятельностной игры решений. Представляется, что это наиболее слабый аспект игр такого класса.

Вместе с тем важной особенностью этих игр является то, что в них рассматриваются преимущественно кризисные для той или иной системы состояния, обеспечивающие повышенную мотивацию участвующих в игре работников системы к выработке решений, кото-рые позволяют вывести систему из кризиса.

<< | >>
Источник: Панфилова А.П.. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. 2003

Еще по теме ПРОДУКТИВНЫЕ ИГРЫ «ОТКРЫТОГО ТИПА»:

  1. 3. Акционерные общества (АО) закрытого и открытого типа (ст.96-106 ГК РФ, часть 1).
  2. 74. СОВМЕСТНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  3. Ключевые показатели продуктивности сотрудников
  4. Продуктивный подход к критике
  5. 4.9 Эффективность (продуктивность)административных бизнес-процессов
  6. Продуктивная (креативная, творческая) функция
  7. ТЕСТ «ПРОДУКТИВНА ЛИ ВАША ПАМЯТЬ?»
  8. 6.7. Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
  9. Важные роли для продуктивной командной работы
  10. Имитационные и репрезентационные игры