<<
>>

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИГРЫ «ЗАПРОС»

Игра «ЗАПРОС» состоит из пяти этапов:

подготовительный этап («погружение» в проблему, инструктаж, создание команд);

•индивидуальное генерирование идей (метод Дельфи);

коллективный поиск идей, внутригрупповые дискуссии (брейн- сторминг, синектика, дискуссия дилетантов и др.

технологии по иска);

защита идей: презентация, обоснование, вопросы и ответы; аргу ментация «оптимистов», «пессимистов» и «реалистов»; апелляция «новаторов» по итогам защиты и экспертизы;

заключительный этап: анализ работы участников игры эксперта ми и руководителем игры.

СТРУКТУРА И РЕГЛАМЕНТ ИГРЫ

1-й этап. Подготовительный. Общее время - 45 мин.

Инструктаж. Разъяснение целей и задач инновационной игры, ее сущности и предназначения, правил поведения, правил судейства и экспертизы деятельности участников.

«Погружение» участников игры в проблему. С этой целью проводится небольшая дискуссия по анализу состояния дел в орга низации, существующих трудностей, узких мест, наличия нерешен ных проблем. В результате совместными усилиями выявляется са мая актуальная проблема-задача, для решения которой необходимо найти новые идеи, решения, способы деятельности, и формируется психологическая готовность участников игры для осуществления поиска и перестройки мышления.

Советы организатору

Игру можно проводить и по заранее предложенной руководителем теме, например разработать «кодекс чести» специалиста по связям с общественностью, или корпоративный кодекс, или про-грамму политической кампании, или программу курса и пр.

Выбор темы зависит от целей и задач обучения и развития, от уровня компетентности играющих, от количества участвующих и от временных возможностей. При временных ограничениях браться за серьезные проекты не рекомендуется.

1.3. Создание и презентация игровых команд. Выбор лидера команды, регистратора или секретаря, ведущего записи наработанных материалов.

Подготовка команды к самопрезентации. Выполнение задания. Презентация команды.

2-й этап. Индивидуальное генерирование идей. Время - 20 мин.

2.1. Индивидуальное творчество участников игры. Каждому предлагается в полной тишине осуществить поиск новых идей, найдя один или несколько вариантов решений поставленной проблемы. Для активизации творческого мышления можно использовать следующие техники: метод разделения, который состоит в том, что проблему делят на подпроблемы (например, используя метод дерева целей) и стараются найти сначала решения каждой из них, а затем на основании этих решений найти общее решение проблемы; метод-комбинирования заключается в том, что характеристики изучаемого объекта представляют в виде таблицы, на основе которой можно получить различные комбинации новых решений; метод Делъфи (дельфийский метод) — экспертное прогнозирование путем организации системы сбора экспертных оценок и др.

2.2. Придуманную идею или новое решение необходимо зафиксировать на специальном бланке индивидуального генерирования идей и сдать его организатору игры. Второй вариант оставить для дальнейшей работы.

Бланк индивиду атьного генерирования вдей Фамилия Содержание Назначение . Жанр предлагаемой или код идеи или цель идеи автора идеи, № 1. Идея группы 2. Решение 3. Принцип 4. Технология

3-й этап. Коллективный поиск идей. Время - 1-1,5 часа 3.1 .Организация внутригруппового взаимодействия. Интервью-ирование группы с целью информирования друг друга о понимании проблемы, выдвинутой на обсуждение (по типу: что и как я понял), и возможных решениях с целью их фиксации и сопоставления. Все высказанные идеи, решения, предложения обсуждаются на основе критериев, заданных руководителем игры:

соответствие решений задачам перестройки деятельности;

возможность практической реализации идеи в ближайшей перс пективе;

наличие новизны или ее элементов (новых условий внедрения, факторов, принципов организации, технологий и пр.);

•конструктивность и обоснованность идеи (сведения о том, кто, что, где и как реализует данную идею, необходимая для ее осуще ствления информация, ресурсное обеспечение, организационные, правовые и другие аспекты).

3.2.

Задание: каждая группа должна подготовить по три идеи и обосновать возможности их внедрения.

Примечание. В случае если идеи, предложенные на основе индивидуальных размышлений, группой отвергнуты, она использует креативные технологии генерирования идей- а именно: брейнсторминг (мозговую атаку), синектику (метод ассоциаций), дискуссию дилетантов, до тех пор, пока идеи не будут найдены (в рамках регламента). См. подробно: раздел Методы генерирования идей.

3.3. Заключительная внутригрупповая дискуссия по отбору идей и выдвижению их на защиту, их доработка, четкая формулировка, обоснование. Каждой группе необходимо подготовить ответы на следующие вопросы:

? Что изменится в организации при внедрении новой идеи? ? Какая новая ситуация, новые проблемы могут возникнуть? ? Какая польза от внедрения идеи будет коллективу, отдельному

человеку, делу, организации? ? Существуют ли необходимые условия для внедрения идеи? ? Что в реальной практике может препятствовать внедрению идеи? ? Потребуются ли дополнительные затраты?

При обдумывании последствий принимаемых новых идей, решений, можно эффективнее подготовиться к их защите, представить их более конструктивно и обоснованно.

4-й этап. Защита идей. Время - 2-2,5 часа.

4.1. Роли между командами распределяются методами самоинициативы, вытягивания жребия или установления порядка презентаций по часовой стрелке. Команда, представляющая идею в первом туре, получает роль «новаторов». Три остальные команды последовательно выполняют функции: «оптимистов», «пессимистов» и «реалистов». Руководитель игры осуществляет инструктаж по исполнению ролей и консультирует всех участников, задает нормы-правила игры, объясняет сущность пооперационального динамического регламента, при котором каждая операция, выполняемая участниками игры, регламентируется в явном или неявном виде.

Неявная регламентация (без указания точного времени) задается для операций: представление идей, вопросы и ответы. Явная форма регламентации указывается для операций, продолжительность которых может быть неопределенной, зависящей от ряда факторов, например неподготовленности аудитории к ведению межгрупповой дискуссии («шум» вместо аргументаций, оценочные суждения вместо фактов, некорректные высказывания участников и т.п.) Динамичность регламента выражается в том, что продолжительность выступления каждого участника зависит от степени конструктивности и обоснованности его предложений, аргументированности выступления.

ПРАВИЛА ИГРЫ

• Все команды работают в норме заданной роли, попеременно, независимо от индивидуальных оценок обсуждаемых идей.

Выработка аргументаций осуществляется в режиме внутригруп- иовых дискуссий в жестком регламенте.

Основную экспертизу выдвинутой на защиту идеи осуществляют «реалисты».

После принятия решения группой «реалистов» новаторы имеют право на апелляцию (без специальной подготовки).

Дискуссия ведется в заданных нормах:

а) информацию может представлять любой член команды, де монстрируя ясность и лаконичность;

б) прежде чем ответить на вопрос, необходимо его повторить по типу: «Правильно ли я вас понял?»;

в) в случае если ваша мысль не понята, не следует говорить: «Вы меня не поняли», «Вы невнимательно слушали», «Я же вам объяс нил» и т.п.

Следует взять вину за непонимание на себя: «По-види мому, я плохо выразил свою мысль»;

г) необходимо взвешивать информационную ценность аргумен тов, следить за главной мыслью выступающих, не отвлекаться на частные факты и внешние атрибуты;

д) дискуссия должна вестись корректно.

4.2. Зашита идей. Игровая интерактивная имитация.

Руководитель игры объявляет процедуру защиты и регламент:

а) «новаторы» представляют и обосновывают идею;

б) три остальные группы («оптимисты», «пессимисты», «реали сты») задают вопросы на уточнение и понимание представленной информации, получают ответы на вопросы;

в) внутригрупповая дискуссия, выработка аргументов (3-5 мин.);

г) представление аргументации от команды «оптимистов», за тем от команды «пессимистов», или наоборот;

д) выработка решения в команде «реалистов» - 1 мин.;

е) представление решения от команды «реалистов»;

ж)апелляция «новаторов» - 1 мин.

Примечание. После прохождения всех этапов все команды меняются ролями, садятся за столы с соответствующими табличками (по часовой стрелке), затем вся процедура повторяется, но идею представляет уже другая команда «новаторов», в той же последовательности и в том же регламенте. Процедуры повторяются четыре раза, то есть до тех пор, пока все команды не проиграют все четыре роли. Для первого этапа каждая команда представляет свою лучшую идею. Если время позволяет, то можно все повторить по второму кругу идей или оставшиеся идеи обсудить в командах (все команды выступают в роли «реалистов» по отношению к идеям других команд). Возможны и другие технологии обсуждения.

Идеи, не прошедшие публичную или групповую защиту, передаются в письменном виде членам экспертной группы для их оценивания.

I Советы организатору

Перерывы (10—15 мин.) лучше делать после каждого законченного цикла, то есть тогда, когда все четыре команды представили по одной идее.

Необходимо менять очередность аргументаций со стороны «оптимистов» и «пессимистов», постоянно меняя их местами, что позволяет снимать складывающиеся стереотипы последовательности выступлений и активизировать деятельность участников игр, поддерживая их эмоциональное напряжение.

Руководитель имеет право остановить выступающих в том случае, если вместо аргументов по содержанию и значимости идеи представляются «вкусовые оценочные суждения» (например: идея нам очень (не) понравилась, она потрясающая и пр.). Необходимо также, чтобы полностью использовалось время, выделяемое на выработку аргументов и решений, а также чтобы вырабатывались коллективные суждения, хотя дополнения со стороны отдельных игроков по ходу выступления от команды также допустимы.

5-й этап. Заключительный. Время: 45-60 мин.

Выступление экспертов. Завершается игра мотивирован ным выступлением представителей группы экспертов по качеству работы участников игры «ЗАПРОС» и результатам количествен ных показателей в каждой группе. Экспертизе подвергаются ре зультаты индивидуального и коллективного генерирования идей и решений. Кроме того, дается оценка эффективности групповой работы, анализируется уровень и количество аргументаций от каждой группы на всех фрагментах аукциона и активность участ ников.

Группа экспертов работает на основе предложенных для оценивания бланков, однако при подготовке к работе допускается их корректировка в зависимости от уровня компетенции экспертов. Каждый эксперт заполняет бланки индивидуально, а затем на основе обмена мнениями эксперты принимают коллективное решение. Кроме того, эксперты разрабатывают систему поощрений и наказаний (на основе примерного перечня позиций, правил, предлагаемых руководителем игры) и выбирают систему оценивания в количественных показателях, например балльную, коэффициентную, градуированную и т.п.

Подведение итогов игры. На этом сюжете итоги игры под водит руководитель. Особое внимание обращается на поставлен ные перед игрой цели и задачи и их реализацию, а также на каче ственные характеристики выработанных и представленных на аукцион идей.

В комментариях необходимо сделать акцент на коммуникативных умениях: делать презентацию и защищать свои идеи, отстаивать позиции, вести аргументированную полемику, формулировать контраргументы; грамотно ставить вопросы и отвечать на них, говорить и слушать; работать в заданных нормах и в регламенте; корректно взаимодействовать с другими участниками игры.

Руководитель игры показывает возможности применения продемонстрированной технологии экспертизы идей в формах дело-вой коммуникации - совещания, собрания, дискуссии, проводимых в реальной практике менеджмента.

Особое внимание следует обратить на быстро складывающиеся у играющих стереотипы роли, пространственной среды, регламента и, в связи со сказанным, на необходимость развивать инновационное мышление и поведение, уверенность в себе и в своих намерениях, способность к сотрудничеству, конструктивной критике и корректной, объективной полемике. В конце анализа следует выявить передовой опыт, конструктивные способы коммуникации, лучших участников игры и автора лучшей идеи.

5.3. По итогам игры в каждой команде методом «МАСТАК», описанным в последней главе данного пособия, составляется «Памятка» для руководителя организации или предприятия по внедрению инноваций или по подготовке персонала к инновационной деятельности (жанр свободный). По окончании работы (от 5 до 10 мин.) каждая команда представляет свою «Памятку».

Примечание. Все материалы, наработанные на игре, передаются организатору игры.

ИНСТРУКЦИИ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ

Общие требования к участникам игры:

все участники игры должны быть максимально доброжелатель ны друг к другу, корректны;

на этапе индивидуального генерирования идей (при оформлении их в письменном виде) все участники, включая руководителя игры, должны соблюдать полную тишину, не мешая друг другу думать;

во время защиты идей и их экспертизы члены всех команд взаи модействуют друг с другом, выбирая оптимальное пространство для эффективного контакта, отслеживая невербальные сигналы, обращаясь к руководителю игры только по вопросам методиче ского характера;

•эксперты должны помнить, что их'активность по решению ими тируемой в игре проблемы проявляется, как правило, на заклю чительном этапе, а на предыдущих этапах они занимаются подго товкой и корректировкой бланков, наблюдением за участниками игры и анализом деятельности участников игры по выполнению заданий; в ходе игровой имитации защиты идей (аукциона) эксперты не должны вмешиваться в ее процедуру.

Советы организатору игры

1 Пояснения, инструктаж со стороны руководителя игры по возникающим в момент выработки решений вопросам даются в личной беседе, не нарушая тишины на «игровой поляне».

> В ходе игровой имитации руководитель игры дает пояснения только методического характера, не оценивая предлагаемые идеи, не дополняя и не корректируя их; потребность такого рода может быть реализована руководителем на заключительном этапе.

• Руководитель игры имеет право во время отдельных ее этапов (например, 2-го, 3-го) покидать аудиторию на некоторое время с целью предоставления играющим полной самостоятельности в организации интерактивной коммуникации внутри команды.

Бланк оценивания выдвинутых на защиту вдей № 1Й1 Критерии оценивания идей Групш 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Идеи: 1,2,3 1,2,3 1,2,3 1,2,3 1. Нововведение, элемент новизны 2. Соответствие идей, решений задачам перестройки изменения ситуации 3. Возможность практической реализации идеи Идеи: 1,2,3 1,2,3 1,2,3 1,2,3 Конструктивность и обос-нованность идеи, решения Экономическая проработка возможности внедрения идеи Степень риска при внедрении идеи, решения

Итого по группам:

Эксперты осуществляют количественную балльную оценку, исходя из следующего:

5 баллов - идея полностью соответствует заданному критерию; 3 балла - идея соответствует заданному критерию частично, не в полной мере;

О баллов - идея не соответствует заданному критерию.

Примечание. Как уже отмечалось, эксперты на всех этапах оценивания могут вносить коррективы и предложения, связанные с другими подходами к оцениванию.

Бланк оценивания идей группой «реалистов» № п/п № идеи Основное содержание новой идеи Идея принимается в целом Идея нуждается в доработке Идея не принимается Итого Количество баллов 5 6. 4-2 6. Об. 1. 1. 2. 3. 2. 1. 2.

3 3. 1. 2.

3 4. 1. 2. 3.

Примечание. Группа «реалистов» оценивает идеи, разработанные «но-ваторами», на основе заданных критериев (см. предыдущий бланк) и с учетом высказанных аргументов «за» и «против», а также на основе анализа реальных возможностей внедрения идеи в сегодняшнюю практику с целью ее изменения. Все решения принимаются командой экспертов коллегиально.

Бланк оценивания уровня аргументации команд № п/п Заданные

роли

группам Уровень аргументации Общее

количество

аргументов аргументы веские аргументы средние аргументы слабые 5Л16. 3-2 6. 1-0 6. 1. Оптимисты Пессимисты Реалисты 2. Оптимисты Пессимисты Реалисты 3. Оптимисты Пессимисты Реалисты 4. Оптимисты Пессимисты Реалисты Примечание. Данный бланк может быть использован для оценивания уровня аргументации в рамках одного цикла презентации идеи и защиты, для второго цикла необходим новый бланк, сделанный по аналогии.

Бланк «поощрений» и «наказаний» № п/п Показатели деятельности участников игры Наименование команд Итого №1 №2 №3 №4 1 Работа в заданной роли 2. Представление информации (презен- таттия иттеиї 3. Умение задавать вопросы в заданной норме: на уточнение, на развитие, на понимание услышанной информации 4 Корректность полемики Соблюдение регламента 6 Умение слушать партнеров 7. Самокритика (взятие «вины» за непо-нимание на себя) 8 Групповая активность 9 Юмор 10. Что-либо еще

Примечание. Каждая акция «наказания» за нарушение участником игры нормы фиксируется как минус 1 балл, каждая акция «поощрения» фиксируется как плюс 1 балл. Группа экспертов имеет право внести в бланк коррективы с учетом своих возможностей и интересов.

Советы организатору

Организация групповой работы в игре Под групповой работой в игре понимается совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек для выполнения определенных заданий, предложенных руководителем игры.

Члены группы сами устанавливают регламент общения (но не пренебрегая общим игровым регламентом), самостоятельно управляют своей деятельностью под руководством лидера команды, которым становится наиболее компетентный и организованный ее член, и представляют результаты работы группы тем, от кого получено задание или с кем по сценарию игры вступают во взаимодействие.

Использование групповой работы в инновационной игре «ЗАПРОС» преследует несколько целей:

1. Улучшение информированности членов команды, при этом улучшаются, как правило, горизонтальные коммуникации и взаимопонимание членов группы.

Разработка новых идей, решений, работа в группе повышает активность ее членов и стимулирует их к нахождению новых вари антов.

В процессе игры создается коллектив единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.

Коллективный поиск аргументации позволяет осуществить многоаспектную экспертизу любой идеи: защищать ее, подвергать критике, реально осмысливать и прогнозировать потенциальные проблемы.

Для повышения эффективности групповой работы во время игры необходимо соблюсти следующие условия:

члены команды должны познакомиться, чтобы общаться по имени;

члены группы могут дополнять друг друга за счет индивидуаль ных особенностей и компетентности;

целесообразно объединять в одной команде людей с разными профессиональными знаниями и направлениями деятельности;

проблемы, предлагаемые для обсуждения, должны быть актуаль ны и понятны играющим, вызывать у них практический интерес;

роль лидера в группе в основном координационная, направляю щая;

эффективность работы группы зависит от социально-психологи ческой совместимости и корпоративной культуры.

Эффективно работающую группу отличают следующие особенности:

? естественность и открытость внешнего (межгруппового) и внут

реннего (внутригруппового) общения; ? сотрудничество направлено на реализацию поставленных перед командой целей и задач, общение носит предметно-целевой ха рактер;

? члены группы откровенны и искренни, отсутствует манипулятив-

носгь в отношениях друг с другом; ? роли, регламент и пространственная среда во время игровой ра

боты подвижны и при необходимости гибко меняются; ? отношение к участию в работе на игре у членов команды реалистичное;

? способности каждого члена команды используются максималь

но (работа «на общий котел»); ? члены группы проявляют включенную активность, творческий

потенциал, готовность к самокоррекции; ? за реализацию заданий члены команды несут как индивидуаль ную, так и коллективную ответственность. Для того чтобы группа соответствовала перечисленным требованиям, организатор игры должен опосредованно (по ходу 11-3499 161

игры) обучать участников эффективному групповому взаимодействию, сотрудничеству. С этой целью можно использовать ряд уп-ражнений.

Знакомство друг с другом.

Каждый член группы сообщает имя, фамилию, должность и место работы. Можно сообщить дополнительно о своих личных качествах, например, о двух достоинствах и двух недостатках, помогающих или мешающих эффективному контакту с другими, или рассказать о себе что-то интересное, например чем человек гордится, каковы его предпочтения или ожидания от игры и т.п. Для ускорения знакомства можно написать на табличке свое имя и поставить перед собой на стол или прикрепить к костюму бирку с именем.

Визитная карточка команды.

Предложить группе придумать знаки и символы группового отличия: название команды, девиз, под которым группа собирается работать, цель команды в игре (здесь и сейчас), визуальный символ команды, «кодекс чести», миссия участников игры и др.

Предложить одной из групп начать работу и «отключиться».

На вопросы, удивление и возмущение, проявляемые другими игроками, не отвечать. Паузу можно держать до 10-15 минут. Эта процедура мобилизует и концентрирует внимание группы, выделяет организационных лидеров, ведет к групповой самоорганизации.

4 .Деление группы на микрогруппы.

Группа делится на подгруппы, и в подгруппах (например, в каждой из них по три человека) обсуждают проблему, находят ее решение и затем на совещании всей группы докладывают о результатах. Эти же проблемы можно обсуждать и попарно, а затем каждая пара сообщает о своем решении всей группе. Группа анализирует полученные результаты, обсуждает их и находит причины возникновения проблем.

5. Конфликт в группе.

Для урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих в команде, можно рекомендовать некоторые приемы. Например, поменять состав группы за счет перемещения участников в другие команды; поставить перед находящимися в конфликте членами группы единую цель, достичь которую можно лишь совместными усилиями; расширить групповое общение, где эффективность работы зависит от индивидуального вклада каждого в общую деятельность. Можно использовать также метод зеркальной техники. При появлении недоразумений или инцидентов группа приглашает представителей других групп, чтобы получить реальную информацию о сложившейся в команде ситуации. Можно использовать технологию «советы третьих лиц». Третье лицо (эксперт, консультант или сам организатор игры) на основе анализа сложившейся ситуации ставит диагноз содержанию и последствиям противоречий, возникших между членами команды, и затем в нейтральном месте проводит беседы или с каждым из конфликтующих, или со всеми вместе.

Выявление функциональных позиций.

Целесообразно выявить функциональные позиции участников игры, их представления о возможных ролях в групповой работе, а также их отношение ко всему происходящему на «игровой поляне».

Обучение рефлексии.

На протяжении всей работы (по итогам каждого фрагмента и этапа) необходимо обучать членов группы рефлексии (лат. гсАсхю - обращение назад, отражение), то есть осмыслению на основе само-наблюдения и самоанализа всего того, что происходит в команде, на игре в целом.

Это достигается за счет использования рефлексивной техники, размышления над происходящим, анализа собственного психического состояния и поведения и экспрессии других членов команды или всех участников игры. Играющий как бы становится в позицию наблюдателя, исследователя, аналитика и высказывает вслух свое рефлексивное отношение ко всему тому, что он увидел и услышал, как он это понял, что почувствовал и как видит себя самого со стороны.

Бланк для оценки групповой работы № п/п Описание критериев Шкала оценки Описание критериев 1. Групповая работа началась пассивно, никто не хотел вносить предложения 1234567 Групповая работа началась активно, все вносили свои предложения 2. Высказывались только некоторые члены группы, остальные молчали 1234567 Все принимали участие в работе и следили, чтобы ник-то не оставался в тени 3. Члены группы спорили, но при этом не слу шали друг друга 1234567 Члены группы слушали друг друга внимательно 4. У членов группы небыло достаточно возможностей высказаться и доказать свою точку зрения 1234567 У членов группы было достаточно возможностей высказаться и доказать свою точку зрения

и*

Окончание № п/п Описание критериев Шкала оценки Описание критериев 5. Только один или два члена группы приняли решение, другие следовали им или проигрывали в споре 1234567 Выработали общее решение. При этом учли и точки зрения меньшинства 6. Очень немногие мысли каждого были услышаны и восприняты 1234567 Мысли и опыт каждого члена группы явились важной частью коллективного решения 7. Между членами группы преобладали холодные, но внешне корректные отношения 1234567 Отношения в группе были откровенными, естественными, партнерскими 8. В группе имеются не-довольные технологией взаимодействия 1234567 Члены группы удовлетворены технологией взаимодействия 9. Группа или отдельные члены недовольны ре-зультатами работы 1234567 Группа удовлетворена ре-зультатами работы 10. Члены команды не за-метили в групповой работе ничего нового, полезного 1234567 Члены команды приобрели в ходе группового взаимодействия новый опыт и по лезную информацию

Примечание. Каждый член группы получает бланк и выставляет свои оценки, и если они негативные (1, 2, 3), то руководитель игры совместно со всей группой обсуждает ситуацию, анализирует причины, вырабатывает общее мнение, продумывает допущенные ошибки и осуществляет действия по изменению сложившейся ситуации, коррекции.

<< | >>
Источник: Панфилова А.П.. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. 2003

Еще по теме ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИГРЫ «ЗАПРОС»:

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ «ЗАПРОС»
  2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
  3. Методические рекомендации по подготовке и проведению инновационной игры "ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮУПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МИНИСТЕРСТВЕ (ВЕДОМСТВЕ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  4. ИНТЕРАКТИВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИГРА «ЗАПРОС»
  5. Организационно деятельности и инновационные игры
  6. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
  7. 4.2. Порядок разработки инновационных проектов
  8. 29 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
  9. 4.1. Порядок проведения выездных проверок
  10. СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
  11. 2.1. Порядок проведения камеральных проверок
  12. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
  13. Порядок подготовки и проведения аттестации
  14. 9.3. Порядок проведения санитарной проверки
  15. 6.3. Назначение и порядок проведения инвентаризации
  16. 5. Порядок проведения мероприятий по контролю
  17. 5. Порядок проведения квалификационных экзаменов
  18. 7.5. Порядок проведения закрытых совещаний и переговоров
  19. 4.1. Порядок исчисления срока проведения выездной налоговой проверки