<<
>>

ИНСТРУКЦИЯ ЛИДЕРУ КОМАНДЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Процесс творческого мышления включает пять основных этапов:

подготовительный,

активизация мышления,

инкубационный,

нахождение решения,

оценочный.

Первые два этапа - аналитические, они базируются на диагностике ситуации, их цель - психологически подготовить участников игры к поиску и внедрению новых идей.

Три других этапа — это творческий процесс генерирования идей, их анализа и сопо-ставления.

Наиболее общими препятствиями творческому подходу являются:

поиск единственно правильного ответа или идеального решения;

приспособление, выдача ожидаемого ответа, «боязнь» началь ника;

слишком поспешное решение, неспособность отсрочить критику на время вызревания идеи (в инкубационном периоде);

неспособность поставить явное под сомнение;

боязнь выглядеть глупым.

В поведении личности творческий подход означает:

Чувство проблемы.

Способность видеть разнообразные проблемы и умение перевести их в ситуации и в возможности их развития. Восприятие возможностей развития предполагает владение как делами, так и человеческими отношениями.

К творческому подходу в управлении относится хорошее знание человеческой психологии, способность создать ситуации сотрудничества и конструктивного взаимодействия. Б. Самобытность (своеобразие).

Положительное своеобразное управление группой означает развитие необычных идей, гибкость мышления и приспособление при необходимости к мыслям других. Развитие необычных идей требует также самостоятельности и независимости от авторитетов.

Обильность мышления.

Творческие люди способны быстро предложить множество идей. Известно, что количество порождает качество: в большом количестве альтернативных предложений можно с большей вероятностью найти качественные решения, чем в малом их числе. Г. Способность к риску.

Развитие и преобразовательная деятельность создают неуверенность, поскольку нет предварительных данных об окончательном

136 результате.

Творческое управление, генерирование идей допускает элемент неуверенности. Совершенствование себя как личности и развитие организации требуют, чтобы время от времени принимались новые решения и налаживалась совершенно отличная от прежней деятельность.

Д. Способность видеть общую выгоду.

Оптимизация общего означает, что за частными решениями мы должны видеть и общую выгоду, скажем, для организации в целом. К хорошему принятию решений относятся умение отличать существенное от несущественного, а также чувство реальности.

Е. Способность добывать сведения и поддерживать связи с другими.

Для этого нужно проявление любопытства в хорошем смысле, эффективное слушание и непредвзятость к новым ситуациям, умение выражать свои мысли как письменно, так и устно, понятно и доходчиво, то есть владеть вербализацией.

Ж. Воля.

Все характерные черты творческой личности будут ни к чему, если отсутствует мотивация к использованию своих теоретических знаний и практических умений в профессиональной деятельности. На игре очень важно, чтобы каждый ее участник выяснил для себя, насколько полно он намерен приобщаться к целям организации, ее миссии и мотивироваться в соответствии с ними.

Для выработки новых идей лидерам команд целесообразно использовать различные формы сотрудничества: работа индивидуально, парами, тройками, групповая и межгрупповая работа.

Развитие коллективного творчества лучше всего осуществляется в практической интерактивной деятельности, и первым этапом этой работы является овладение глубоким мышлением и умением рассуждать. Старая притча о том, что многие пытались найти камень мудрости путем остановки мысли, не выдерживает никакой критики в области развития творчества.

Составной частью развития творчества играющей группы являются креативные методы выдвижения идей. Лидеру команды необходимо выбрать один или, в случае необходимости, несколь ко методов генерирования идей (например, «мозговая атака», кон курс идей, синектика, упражнение дилетантов, метод Дельфи, оп росные листы, групповое интервью, групповое принятие решений методом дискуссии) и методы оценки вариантов принимаемых ре шений, а также метод анализа потенциальных проблем.

Следующий шаг— организация выработки идей-решений и их анализ и обоснование.

Каждую предлагаемую участниками игры идею необходимо проверить «на прочность» и разрешающую силу, 10-3499 137 чтобы отобрать наиболее ценные, интересные и новые решения, то есть выявить характер изменений, предусматриваемых решениями, определить, затрагивают ли они основные проблемы, трудности и тупики организации, системы управления ею; кого и в какой степени касаются, кому и что дают.

Кроме того, при анализе необходимо учесть возможные трудности при внедрении идеи, которые могут быть последствиями избранного способа действия по ее реализации. С этой целью следует осуществить анализ потенциальных проблем (АПП), то есть анализ тех неблагоприятных явлений, которые могут возникнуть при реализации решения. При сравнительно небольших затратах времени и средств АПП может дать ощутимый результат, снижая возможности ошибок.

Отбор наиболее ценных решений. Следует помнить, что идея становится решением только тогда, когда доказано, что она может выступить в качестве средства или способа достижения цели разрешения либо снятия проблемы, преодоления трудно сти, вывода организации из тупика, когда четко прослеживает ся эффективность с точки зрения затрат, когда степень риска невелика.

Конкурс идей, их защита. С этой целью в каждой команде распределяются игровые роли: новатора и консерватора или «бе лого» и «черного» оппонентов. Группа представляет и обосновы вает свои идеи. Затем командам дается пять минут для подготовки аргументов «за» и «против». После подготовки каждая команда высказывает мнение от имени сторонников и противников предла гаемых идей-решений. После дискуссии слово предоставляется группе инициаторов для ответов на вопросы, и затем следующая группа представляет свои идеи-решения. Затем вся процедура по вторяется, но уже идеи представляет следующая группа игроков. После представления идей возможны вопросы на уточнение и по нимание того, что услышали, ответы на них и дополнительные ком ментарии.

Примечание. Использование полного комплекса ранее распределенных ролей обязательно для всех игровых групп.

Для разнообразия и активизации дискуссии можно ввести дополнительные роли: сподвижник, сопутствующий новатору, и сомневающийся, сопутствующий консерватору.

<< | >>
Источник: Панфилова А.П.. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. 2003

Еще по теме ИНСТРУКЦИЯ ЛИДЕРУ КОМАНДЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  1. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов и инструкции (стандарты и регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
  2. Управленческие команды лидеров
  3. 30 ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ, ГРУППОВЫЕ НОРМЫ, КОНФОРМИЗМ
  4. СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ ЛИДЕРОВ - ПАРАДОКС ИЛИ ТЕХНОЛОГИЯ?
  5. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
  6. Статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
  7. 15. Индивидуальная и групповая мобильность
  8. Диагностический тест стиля команды. Инструкция к методу нахождения командного консенсуса.
  9. § 3. Результаты воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание
  10. 17.1. Барьеры для творческого подхода к работе
  11. 6.1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ГРУППОВАЯ РАБОТА
  12. 6.2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ОР
  13. 4. Инструкция по работе с курсом«Разработка бизнес-плана»
  14. 17.3. Характеристики руководителя с творческим или с недостаточно творческим подходом
  15. Преимущества работы в команде
  16. 22.1. Понимание потенциала групповой работы