<<
>>

ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ. ПРОЦЕДУРА МОЗГОВОГО ШТУРМА

Численный состав группы 7-15 человек. Сам процесс генерирования новых идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15-20 минут. Однако полная продолжительность мозгового штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5-2 часа.

Все идеи записываются (стенографируются).

За сеанс группа может выдать более 100 идей.

Регламент мозгового штурма: ? представление участников и ознакомление их с правилами, рас пределение на группы «генераторов» и «аналитиков» (5-10 минут); ? постановка задачи ведущим (10-15 минут); ? ответы на вопросы (5-15 минут); ? генерирование идей (15-20 минут); ш анализ идей (30^45 минут);

? составление отредактированного списка идей (30-45 минут).

ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА

Важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила:

Отсутствие всякой критики:

во время выдвижения идей запрещается их критика (неодобри тельные замечания, иронические реплики и т.п.);

нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи или, наоборот, чрезмерное покровительство ей;

важно также не показывать, что идея не имеет ценности, игнори руя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение не вербальными жестами и мимикой (пожимая плечами, поднимая брови, скептически ухмыляясь и т.п.).

Поощрение предлагаемых идей:

одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, при чем предпочтение оказывается не систематическому логическо му мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фан тазии в самых разных направлениях;

предпочтение отдается количеству высказанных идей, а не их каче сгву;

идеи высказываются короткими предложениями.

Равноправие участников мозгового штурма:

чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый участник должен знать, что его предложение будет услышано и рассмот рено;

чтобы предотвратить доминирование одного или двух членов группы, целесообразно установить Систему, при которой каждый участник штурма может высказать свое предложение в порядке очереди, это позволит привлечь к генерированию идей всех участ ников;

если у кого-то из участников нет идеи или предложения, об этом нужно сразу же заявить, и никто не должен эту ситуацию ком ментировать и выяснять, по какой причине обучаемый не может внести предложение;

в случае возникновения ситуации, когда все предложения ис черпаны, руководитель штурма может простимулировать груп пу дополнительно с помощью каких-либо рекомендаций или инициатив.

Свобода ассоциаций и творческого воображения:

в мозговом штурме существует запрет на введение каких-либо ог раничений;

-любая предложенная идея (даже если она не относится к обсуждаемой проблеме) стоит внимания участников и рассмотрения, так как может вызвать ассоциации у кого-либо из членов группы и привести к рождению новой идеи;

высказанные ранее идеи любой участник штурма может разви вать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные ком бинации;

идеи могут высказываться без обоснования;

допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей.

Творческая атмосфера на «игровой поляне»:

между участниками мозгового штурма поддерживаются демок ратические и дружественные отношения;

создается и поддерживается такая обстановка, в которой допус тимы шутка, каламбур и смех;

руководитель мозгового штурма поддерживает атмосферу мак симального психологического комфорта: улыбается, одобряет, поддерживает, восхищается, комплиментирует.

Обязательная фиксация всех высказанных идей:

все идеи, высказанные вслух, следует записывать на флип-чарт, доску, магнитофон и т.д. теми же словами, какие произнес автор идеи;

требование записывающего идею «уточните формулировку» не допустимо, так как может прервать творческий процесс, ход мыс лей генератора идеи и вызвать негативные доводы у слушающих в пользу принятия или отторжения еще не принятого предложе ния.

Время для инкубации:

не следует сразу же приниматься за анализ наработанных идей, их систематизацию и критику;

-группе необходимо дать время (час, день, неделю или месяц), чтобы обдумать все зафиксированные идеи и затем рассмотреть любые альтернативные подходы или новые предложения к имеющемуся списку.

А.

Осборн подчеркивает, что мозговой штурм - это не упражнения в выдвижении нелепостей, а целенаправленная работа группы, стремящейся найти новые творческие идеи.

Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников и управляет процессом генерирования для расширения или сужения поля поисков, на протяжении всего «штурма» вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.

<< | >>
Источник: Панфилова А.П.. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. 2003

Еще по теме ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ. ПРОЦЕДУРА МОЗГОВОГО ШТУРМА:

  1. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА
  2. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МОЗГОВОГО ШТУРМА
  3. РЕЗУЛЬТАТЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА
  4. в.ТЕХНИКА ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ
  5. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ
  6. Глава VIЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ
  7. Методические рекомендации по подготовке и проведению инновационной игры "ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮУПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МИНИСТЕРСТВЕ (ВЕДОМСТВЕ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  8. Б. Метод мозговой атаки
  9. 1. Мозговая атака
  10. ШТУРМ ГРАДА БОЖЬЕГО