<<
>>

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ

Эвристические технологии - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности руководителей или специалистов в той или иной области по решению нестандартных, творческих задач.
Они стимулируют активность и интуитивное мышление обучаемых в процессе поиска идей, предложений, способствуют интегрированию накоп-ленной информации и на этой основе значительно повышают эф-фективность принимаемых решений.

Важным направлением учебного процесса со взрослыми является активно-познавательная деятельность слушателей по развитию их творческого и критического мышления. Если ключевой признак творческого мышления — это способность человека образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели, то в основе критического мышления лежит рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на осознание того, во что следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки).

В социальной психологии рефлексия (лат.

геАехю - обращение назад) выступает в форме осознания действующими субъектами (лицом или общностью) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами.

Рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, их личностных особенностей, эмоциональных реакций и когнитивных (связанных с познанием) представлений.

Для выработки и накопления большого количества идей, для развития находчивости и активности как в процессе обучения персонала, так и при решении профессиональных задач производства используются разнообразные интерактивные технологии, которые относятся к эвристическим (гр. Ьеийвко - нахожу) или к креативным (творческим). Среди эвристических методов наиболее распро-странены в системе подготовки руководителей и специалистов: мозговой штурм (брейнсторминг), методы синектики, ассоциаций, записной книжки, ключевых вопросов и др.

Перечисленные технологии представляют собой одновременно и предмет (содержание), и методы обучения и развития.

Как предмет изучения (содержание) эти технологии являются основным ин-струментарием в рекламной деятельности или в менеджменте, в маркетинге или банковской деятельности при поиске нестандартных подходов или принятии управленческих решений, так как по-зволяют за короткий срок (например, на деловом совещании) вы-работать новые идеи, предложения, привлекая к творческому процессу всех участников.

Как технологии для обучения и развития эвристические методы применяются широко. Они могут быть использованы как в рамках управленческого или корпоративного тренинга, имитационной, организационно-деятельностной и деловой игры, игрового проектирования, так и самостоятельно, как специфические креативные технологии для развития инновационного и «вертолетного» (а не «туннельного») мышления, актуализации творческого потенциала лиц, занятых сбытом, научно-техническими исследованиями, финансовыми и предпринимательскими акциями, инновационной деятельностью.

Эвристические технологии не только полезны для решения проблем или развития творческого потенциала обучаемых, но и формируют у них эффективные навыки слушания, толерантность (лат. tolerantia — терпимость, снисходительность к кому-либо или чему- либо), обеспечивают необходимый и полезный связующий элемент для создания команды.

<< | >>
Источник: Панфилова А.П.. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. 2003

Еще по теме ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ:

  1. Глава VIЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ
  2. ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ. ПРОЦЕДУРА МОЗГОВОГО ШТУРМА
  3. в.ТЕХНИКА ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ
  4. Методические рекомендации по подготовке и проведению инновационной игры "ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮУПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МИНИСТЕРСТВЕ (ВЕДОМСТВЕ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙКРЕАТИВНОСТЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  6. Эвристическая форма
  7. Источники бизнес-идей.
  8. Генератор идей — (paEi)
  9. 60. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
  10. § 1. Развитие идей эмансипации в России
  11. Предтечи идей управления