<<
>>

Деловая этика

Деловая этика, или этика деловой коммуникации, - это част­ный случай этики вообще, содержащий в себе ее основные харак­теристики.

Этику деловой коммуникации можно представить как сово­купность нравственных норм, правил и представлений, регули­рующих поведение и отношения людей в процессе их бизнеса.

Этика деловой коммуникации традиционного общества. В тра­диционном обществе, основанном на общности социальной жиз­ни, коллективных представлениях и мифологическом сознании, основными механизмами деловой коммуникации являются ри­туалы, традиции и обычаи. Общие нормы морали — это одно­временно и нормы деловой коммуникации. Даже тогда, когда в рамках традиционного общества возникают частные и корпо­ративные интересы, общие нормы нравственности еще долго до­минируют.

Понятия справедливости, чести, достоинства, свободы напол­нены не абстрактным, а реальным жизненным содержанием. За утверждение этих ценностей люди жертвовали своей жизнью. Пафосом этого типа общения могут служить слова Мартина Лютера: "На том стою и не могу иначе!"

Такой характер деловой коммуникации наблюдался в Древ­ней Индии.

Всё человеческое поведение, в том числе в деловой сфере, было подчинено религиозным ценностям. Этические нор­мы ритуала, обычая играли первостепенную роль в деловом об­щении и древнекитайского общества.

Этика деловой коммуникации в западноевропейской культурной традиции. В отличие от восточной, западноевропейская культур­ная традиция более прагматична. На первый план выдвигается экономический, материальный интерес, вместе с тем большое вни­мание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как более привилегированный. Кри­терий нравственности в деловой коммуникации перемещается в экономическую сферу. Так, основным критерием справедливости в деловой коммуникации, по Аристотелю, является принцип "про­порционального равенства", согласно которому "понесший боль­шие труды получает много, а понесший малые - мало".

С развитием капитализма критерием справедливости или не­справедливости стало умение успешно вести дело - деловой праг­матизм. Этика бизнеса, рыночных отношений окончательно выд­вигается на первый план и оставляет позади все общечеловечес­кие, в том числе и религиозные, ценности. Хотя окончательно из­бавиться от них она, конечно, не может.

Человек с "рыночным характером" (по определению Э.Фром­ма) постоянно находится в состоянии противоречия, характери­зуется раздвоенным сознанием. С одной стороны, рыночная ре­альность диктует ему поведение по принципу "не обманешь - не проживешь", а с другой - моральный долг требует выполнения заповедей "не укради", "не обмани" и т.п.

Попытка преодоления указанного противоречия была предпринята в рамках протестантизма в период Реформации в ХУ1-ХУИ вв. И на определенное время в известной степени это удалось.

У протестантов дело - это миссия человека в мире, его при­звание. Для протестантов характерна умеренность в личном по­треблении вплоть до аскетизма. Идеальный тип капиталистичес­кого предпринимателя отличается тем, что ему чужды показная роскошь и расточительство, а также упоение властью и внешнее выражение того почета, которым он пользуется в обществе. Ему скорее свойственны сдержанность и скромность. Однако богат­ство порицается лишь постольку, поскольку оно таит в себе ис­кушение предаться лени, бездеятельности и грешным мирским наслаждениям, а стремление к богатству - лишь в том случае, если оно вызвано надеждой на беззаботную, веселую жизнь. В каче­стве же следствия выполнения профессионального долга богат­ство не только оправданно, но даже предписано. Прибыль при всей ее важности все же стоит по значению на третьем месте пос­ле угодности дела Богу и общественной пользы1.

Соблюдение этических норм в деловом общении признается не только важным с точки зрения ответственности бизнесмена пе­ред обществом и самим собой, но и необходимым для эффектив­ности производства. В этом случае этика рассматривается не толь­ко как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, укрепить деловые связи и улучшить деловое общение.

Этику деловой коммуникации следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социаль­ной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненным ("сверху вниз"), между под­чиненным и руководителем ("снизу вверх"), между людьми одно­го статуса ("по горизонтали"). В основе этики деловой коммуни­кации должна лежать координация и гармонизация интересов.

<< | >>
Источник: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. Общий и специальный менеджмент. 2001

Еще по теме Деловая этика:

  1. 8.5. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. 4. Деловая этика — архитектоника кадрового менеджмента
  3. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  4. 3.2. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
  5. Деловая игра "Оценка деловых и личностных качеств руководителя"
  6. Деловая игра "Деловая оценка и расстановка персонала. Формирование команды"
  7. 12 ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
  8. 3.7. Этика бизнес-коммуникаций. Виды этических норм и правил
  9. 36. ЭТИКА НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ
  10. 36. ЭТИКА НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ
  11. 36. ЭТИКА НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ
  12. Изменения в секулярном мире: протестантская этика
  13. Изменения 6 секулярном мире: протестантская этика
  14. 3.9. Профессиональная этика
  15. Профессиональная этика аудиторов и аудиторской организации
  16. 1. Этика государственного служащего: соотношение должного и сущего
  17. Профессиональная этика аудиторов и аудиторской организации
  18. 3.8. Этика бизнеса как социальный регулятор