<<
>>

4.3.3. Мода и Высокая мода

«От кутюр» (Haute Couture) — в переводе с французского «высокое шитье», т.е. модели лучших модельеров для элиты общества. Например, голландский модельер Эдуард ван Рейн долгое время одевал семью Онас- сисов, королевскую семью Нидерландов, основал в Голландии свой Дом «Haute Couture».
Создаваемые такими художниками модели уникальны: выполняются в единственном экземпляре; выкройки при изготовлении не используются; почти нет швов, выполняемых на швейных машинках; используются сверхкачественные ткани. Эти модели имеют лишь косвен­ное отношение к моде. Мода начинается там, где начинается массовость моделей.

Что касается Высокой моды, то, во-первых, это чистое «искусство для искусства». Многие модели предназначены лишь для показа, даже не пред­полагается, что их будут носить в массовом количестве или вообще кто- то выйдет в таких платьях на улицу. Во-вторых, это лабораторные экземпляры, которые при наличии благоприятных условий могут пойти с определенными коррективами в серию, это источники вдохновения и толчок для размышления массе модельеров, работающих на поток.

Вы­сокая мода и мода соотносятся, как искусство и реальная жизнь. Искус­ство, в том числе и в форме Высокой моды, свободно или почти свободно. Художник ценится именно за новизну, новаторство. Повторы в искусст­ве — дурной тон. Искусство строится на стремлении к исключительнос­ти, неповторимости. Поэтому нередко оно забегает далеко вперед от господствующей культуры. На подиум манекенщица выйдет в том, что ей предложит модельер. Последний добьется большего привлечения к себе внимания, если сделает что-то, сильно отличающееся от того, что приня­то. Поэтому чертами Высокой моды являются экзотичность, экстраваган­тность. Высокая мода — это жанр искусства.

Мода же — часть культуры населения данной страны. Культура — это ус­тойчивые формы поведения, потребления, передающиеся из поколения в поколение, это форма ограничения свободы. Мода удовлетворяет потреб­ность быть не как все, а как лучшие (референтные группы) данного общества.

Поэтому, в отличие от высокой моды, мода не свободна от традиций, морали, административных ограничений, социально-психологических регуляторов. Модельеры, предлагающие модели в русле всегда относи­тельно консервативной массовой культуры, работают уже не для искус­ства, а для производства одежды. Эти модели по-французски называют «прет-а-порте» (рге1-а-рог1ег — пригодные для ношения).

Модный человек может позволить себе экстравагантность лишь в очень ограниченной мере. Например, в Высокой моде второй половины 1990-х годов четко прослеживается тенденция к обнажению женщины. Повто­рить это в моде пока невозможно, так как это будет контркультурным вызовом достаточно консервативному обществу

Поэтому модели для подиума и для улицы совпадают лишь частично. То, что может позволить себе манекенщица как слуга искусства, не может позволить член общества, живущий за счет общественного признания (звезда, политик или его жена).

<< | >>
Источник: Под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. Маркетинг: общий курс : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика». — 4-е изд., стер. — М. : Издательство «Омега-JI», — 476 с.. 2010

Еще по теме 4.3.3. Мода и Высокая мода:

  1. 26 МОДА И ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
  2. Мода
  3. 12. Имеют высокие прибыли
  4. Специалист по высоким технологиям
  5. Высокое и Позднее Возрождение.
  6. Высокий показатель неудач
  7. Высокое Возрождение.
  8. Установление монопольно высоких (низких) цен
  9. Высокий уровень психической напряженности и тре-вожности.
  10. Природа высоких результатов бизнеса
  11. 4. Раннее, Высокое и Позднее Возрождение
  12. Монопольно высокая цена