<<
>>

Южная и Юго‑Восточная Азия: традиционная структура и колониализм

Как легко заметить, исторический путь стран Южной и Юго‑Восточной Азии в период колониализма имеет немало общего. Все они, если не считать Африку, были наиболее ранними объектами колониальной экспансии; все, кроме Сиама, затем превратились в колонии; для всех было характерно ожесточенное сопротивление традиционной структуры колониализму, завершившееся в итоге деколонизацией и достижением политической независимости.
Конечно, эта общность судеб не была случайной. Географическая близость и природно‑климатическое сходство стран двух упомянутых регионов и прежде всего наличие в них тех продуктов и ресурсов, в которых остро нуждались колонизаторы, во многом объясняют причины, по которым именно рассмотренные выше страны южных морей оказались первым страстно желанным объектом вторжения колониального капитала.

Южная и Юго‑Восточная Азия – два весьма больших и достаточно заселенных региона, в рамках которых на протяжении веков существовали и заново возникали немало народов и государств.

И, разумеется, все они развивались по‑своему. Однако есть один весьма существенный аспект, который тоже в определенной мере связан с общностью исторических судеб интересующих нас регионов. Речь идет о цивилизационном фундаменте, формировавшемся веками и тысячелетиями господства сложившегося образа жизни, привычных стереотипов поведения, устойчивых систем нравственных ценностей, генеральных мировоззренческих принципов и установок. С точки зрения этого потенциала духовной культуры и тесно связанной с ним социальной ориентации общества государства обоих регионов, за незначительными исключениями, весьма близки друг к другу и в этом смысле могут быть объединены в некий единый блок родственных структур. Это не означает, что упомянутый потенциал одинаков и однозначен у всех. Как раз напротив, он весьма различен по мощи и даже фактуре составляющих его цивилизационных пластов, что в немалой степени усложняет анализ, заставляя делать оговорки либо выделять варианты. Но в целом перед нами все же единый блок в чем‑то близких и сходных структур, нуждающийся в аналитической оценке прежде всего с точки зрения раскрытия роли и значимости религиозно‑цивилизационной основы этих структур традиционного Востока.

<< | >>
Источник: Васильев Л.С .. История Востока. В 2 т. М.: Высш. шк., Т. 2. – 495 с.. 1994

Еще по теме Южная и Юго‑Восточная Азия: традиционная структура и колониализм:

  1. Глава 5 Южная и Юго‑Восточная Азия: традиционная структура и колониализм
  2. Блок первый Южная и Юго‑Восточная Азия
  3. Юго‑Восточная Азия: Цейлон и страны Индокитая
  4. Юго‑Восточная Азия: островной мир
  5. Индия и Юго‑Восточная Азия: потенции трансформации
  6. Дальний Восток и Юго‑Восточная Азия
  7. Глава 12 Юго‑Восточная Азия: островной мир
  8. Глава 11 Юго‑Восточная Азия: Цейлон и страны Индокитая
  9. Восточная и Юго-Восточная Азия (Китай, Корея, Япония, Индокитай)
  10. Юго-Восточная Азия в XVI—XIX вв
  11. Глава 6. ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
  12. Глава 3. Юго-Восточная Азия в XVI—XIX вв
  13. ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ