<<
>>

Возникновение и распространение ислама.

В VII в. в Аравии зародилась третья по времени возникновения — после буддизма (V в. до н. э.) и христианства (I в.) — мировая религия. Ее название — «ислам» — значит «по-корность Богу», а принятое в Европе наименование «му-сульманство» происходит от арабского «муслим» — «по-корный богу».
До принятия ислама арабы поклонялись разным богам, но главной святыней для всех арабов была Кааба — храм в городе Мекка, в углу которого был вмуро-ван черный камень. Ежегодно в Мекку с& всего полуостро-ва стекались тысячи арабов, чтобы поклониться черному камню. Богатые купцы, обладавшие властью в Мекке, из-влекали из этих посещений немалую выгоду.

Основателем ислама был житель Мекки Мухаммед (570— 632 гг.). Он призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, верить в одного только Бога — Аллаха и в то, что Мухаммед его пророк. Эта проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что про-поведь Мухаммеда скажется на посещении Каабы. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т.

е. «Городом пророка»). Это событие, называемое по- арабски «хиджра», т. е. «переселение», стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления (622 г.). В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Му-хаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Тогда была составлена священная книга ислама — Коран (по-арабски — «то, что читают»). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижни-ками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям.
Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п. Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник, молитва, пост в месяц рама-дан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до «священной войны» против не-мусульман (называемой газават). Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса, которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первона-чально избирала община верующих из сподвижников пророка. За короткий срок первые халифы создали большое войско, главную силу которого составляла конница. Довольно быстро арабы завоевали Сирию, Палестину, Ирак, Еги-пет, Северную Африку, Иран, Армению, часть Грузии, Ис-панию. К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную «мировую державу», объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки и Европы.

Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями. Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу. Во второй половине УШ-1Х вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутри-политической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравно-правным положением мусульман неарабского происхожде-ния. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

Вследствие арабских завоеваний возникла цивилизация, которая впитала достижения византийской, иранской, сред-неазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше ев-ропейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры были заимство-ваны европейцами у арабов. Широкое распространение по-лучил оформившийся классический литературный арабс-кий язык и письменность на основе арабского алфавита. Многие города халифата стали крупнейшими научными и культурными центрами Средневековья. Багдад, Басра, Да-маск, Иерусалим, Мекка, Медина, Бухара, Самарканд, Александрия, Кордова и др. восхищали своей архитекту-рой и на весь мир славились как крупнейшие центры ре-месленного производства и торговли.

<< | >>
Источник: П. С. Самыгин. История П. С. Самыгин — Изд. 18-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс,2011. — 474с. — (Среднее профессиональное образование).. 2011

Еще по теме Возникновение и распространение ислама.:

  1. Возникновение ислама и объединение Аравии.
  2. § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  3. 37. Наиболее распространенные инфекционные болезни, причины их возникновения,меры профилактики инфекций.
  4. Ислам: религия и общество
  5. Ислам
  6. 3. Религиозно-культурные традиции ислама и политика.
  7. Тропическая Африка и ислам
  8. 1. Ислам как образ жизни.
  9. Потенции мира ислама
  10. Распространение
  11. 8.3.5. Распространение и размещение рекламы
  12. Мухаммед и его учение. Основы идеологии раннего ислама.
  13. Средство распространения рекламы
  14. 16. Политико-правовые направления в исламе
  15. Формы распространения религии
  16. Распространение информации
  17. 33. РАЗВИТИЕ И МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ