<<
>>

2. ВОЦАРЕНИЕ ДИНАСТИИ ТАН (618-907)

Танский период стал эпохой расцвета средневекового Китая. Объединению страны под властью танского дома во многом спо­собствовала политика Ли Юаня, сумевшего добиться поддержки различных групп населения.
Он отменил податную задолженность за прошлые годы и ограничил сроки государственной барщины, освободил крестьян, проданных в рабство. Новые власти объяви­ли о помощи голодающим, вели борьбу с последствиями навод­нений. Политическим противникам было обещано помилование в случае изъявления покорности. Государство покровительство - вало купцам и торговле.

Хотя Ли Юань обещал амнистию восставшим, он уничтожил повстанческие центры, а руководителя восстания Доу Цзяньдэ приговорил к казни. Вооруженная борьба за объединение страны и гибкая политика дома Тан обеспечили им к 628 г. полную побе­ду. Важным этапом на пути к ней стало возвращение Ли Юаня к традиционной надельной системе в 624 г. Впервые в истории об этой аграрной системе можно судить не только по государствен­ному законодательству, но и на основе данных подворных реест­ров (обнаруженных во время экспедиций в 1907—1914 гг.

на севе­ро-западе Китая — в Дуньхуане и Турфане), свидетельствующих о претворении указа в жизнь на всей территории огромной стра­ны вплоть до самых ее окраин.

Длительные войны и междоусобия начала VII в. привели к опу­стошению страны —запустению полей, массовой гибели населе­ния. Ведя борьбу с могущественными соперниками, Танский двор

вновь обратился к надельной системе. По эдикту 624 г. каждый взрослый трудоспособный мужчина получал право на садово-ого­родный надел и пахотное поле в 80 му, подлежащее ежегодному переделу с учетом изменения возрастного и семейного состава хозяйств.

Вначале трудоспособным считали каждого, достигшего 18-лет­него возраста (при нехватке рабочих рук), а впоследствии, когда все пустоши были распаханы, — 21 года.

Размеры наделов зави­сели от качества почвы, от степени заселенности данной мест­ности. На садово-огородном наделе следовало сажать тутовые и другие деревья. При некоторых ограничениях это наследственное владение семьи можно было покупать, продавать и закладывать. Распоряжаться подобным же образом с пахотным участком, кроме исключительных случаев, не разрешалось. Однако эти оговорки — лишнее свидетельство того, что купля-продажа и заклады всех видов земель практиковались. Новым при Тан явилось лишение женщин (кроме вдов) права на надел. В отличие от частных госу­дарственные рабы получали полный или половинный надел, что фактически превращало их в обыкновенных крестьян.

И чтобы ни один из податных не смог ускользнуть от налого­обложения, над ними был усилен контроль. Учет населения по возрасту велся по пяти категориям: от рождения до 4 лет, от 4 до 16, от 16 до 21 года, от 21 до 60 и, наконец, после 60. Трудовая повинность была сокращена с 30 до 20 дней в году. В местах, где ткани не производились, взималось серебро, а у скотоводов — бараны. Если крестьянин отрабатывал больше положенного вре­мени, его освобождали от части уплаты зерном и тканями. На время освобождались от податей поднявшие целину и перешед­шие в малонаселенные районы. В танский период в половинном размере надел могли получить также купцы и ремесленники. В условиях надельной системы непосредственные производители становились вместе с наделами единым объектом собственности государства, облагаемым рентой-налогом.

Необходимые для проведения надельной системы детальный учет населения, фиксация повинностей, бесперебойное поступ­ление налогов в казну обеспечивались принципом круговой по­руки. Низшей административной единицей была общинная де­ревня, чьи традиционные органы самоуправления все более ста­новились звеньями фискального аппарата государства. Вместе с тем анализ реестров показывает, что казна нередко шла на ком­промисс и община продолжала играть определенную роль в ре­гулировании землепользованием крестьян на основе норм обыч­ного права.

Надельная система заложила основу процветания страны. Пос­ле нескольких лет упорной борьбы с соперниками танский дом смог стабилизировать положение. Однако само царствование Ли Юаня было непродолжительным. Его сын Ли Шиминь (Тай-цзун) хладнокровно расправился со своими братьями, а затем, заста­вив отца отречься от престола, занял его место. Процарствовал он 23 года (626-649).

Расцвет танского Китая не в последнюю очередь был связан с государственной мудростью его правителей. Первые танские им­ператоры, сознательно следуя курсу своих суйских предшествен­ников, учли и их печальный опыт упущенных возможностей. Осо­бенно преуспел в этом Тай-цзун — властный и умный правитель, обладавший завидным политическим чутьем и тактом. Не слу­чайно именно он в своей деятельности воплощал учение «о гар­монизации мира (государства) ради блага народа» (цзин цзи), на­правленное на достижение социальной гармонии (как продол­жения космической) и пресечение мятежа и хаоса. Автором это­го учения, предложившего реальный путь к воплощению идеалов предков в современных условиях, был Ван Тун (584—617), соз­давший в подражание «Луньюю» «Изложение о середине» (Чжун шо). Его социально-политический проект достижения «Великого равновесия», представленный еще в суйское время, тогда был отклонен императором, но учение Ван Туна воплотили в жизнь его последователи — крупные танские сановники. Ли Шиминь, почитаемый традицией «образцовым правителем», умело тракто­вал заветы древних ради насущных задач современности, после­довательно разделял суйскую версию конфуцианских канонов.

Учение о гармоническом управлении предполагало необходи­мость перенесения принципа природной гармонии с помощью космоткача в лице современного правителя на общество и госу­дарство. В этом виделось присущее китайской культуре представ­ление о политике (как и любом созидании-творчестве в целом) как искусстве природосообразного действия, предусматривавшего соблюдение во всем принципа золотой середины (т.е. ритма и меры) с учетом расстановки сил в стране, чтобы балансировать на грани возможностей.

Действуя в этом духе, Ли Шиминь (много сделавший для уси­ления контроля над бюрократией, чтобы стабилизировать власть правителя) в то же время добивался при дворе более равномерного и целесообразного представительства важнейших регионов, после­довательно поощрял приток свежих сил в администрацию. Пока­зательно, что именно в этой среде появились ученые-сановники, «таланты, (разумевшие) цзин цзи». Они владели умением гармо­низировать мир ради блага народа и считали себя наряду с правителем ответственными за состояние дел в стране. Одним из них был Вэй Чжэн, прозванный современниками Человек-зерка­ло, в чьи обязанности входило нелицеприятно указывать сыну Неба на его промахи и наставлять в политике. Недаром самого сановни­ка, претендующего на роль «зеркала гуманности», рассматривали ретранслятором мудрости, почерпнутой из древних канонов.

Плодотворный диалог правителя и подданного, гармонично взаимодействующих как большой колокол и малая свирель, во многом благоприятствовал созданию политического курса двора, обеспечивая культурный и политический взлет Танской империи.

<< | >>
Источник: Под редакцией А.В. Меликсетова. История Китая. Учебник — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», — 736 с.. 2002

Еще по теме 2. ВОЦАРЕНИЕ ДИНАСТИИ ТАН (618-907):

  1. Расцвет империи при династии Тан (618–907)
  2. 1. ПРАВЛЕНИЕ ДИНАСТИИ СУЙ (581-618)
  3. 7. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА IX в. И КРАХ ДИНАСТИИ ТАН
  4. Глава VI ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАСЦВЕТ ИМПЕРИИ: ДИНАСТИИ СУЙ И ТАН
  5. МАКЕДОНИЯ ДО ВОЦАРЕНИЯ ФИЛИППА
  6. Всекитайское ран нефеодальное государство Суй (581—618).
  7. 36 УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ПЕРИОД ВОЦАРЕНИЯ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ
  8. 32. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕВ ПЕРИОД ВОЦАРЕНИЯ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ
  9. 3. Демократия Су Чжи и генералы. Тан Шве
  10. Всекитайская империя Тан. Завершение процесса феодализации.
  11. Крестьянская война и падение династии Суй
  12. 3. III ДИНАСТИЯ УРА
  13. Династия Чжоу
  14. 1. ДИНАСТИЯ МИН: ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
  15. Политика королей Саксонской династии.
  16. Династия Шан‑Инь и проблема Ся
  17. Корея в позднем средневековье (династия Ли)
  18. 4. ВТОРАЯ ДИНАСТИЯ ХАНЬ (25-220)
  19. Политика королей Франконской династии.