<<
>>

3. Восточное Возрождение и Западное Возрождение

Возрожденцами стали называть себя сами итальянцы эпохи Ренессанса, ничего не знавшие о подобных эпохах в других странах. Однако необходимо сказать, что Ренессанс, оказывается, был решительно везде, в разные эпохи, с разным содержанием, хотя далеко не превосходил возрожденческой Италии.

Так, Н.И.Конрад в работе «Хань Юй и начало китайского Ренессанса» много сделал для того, чтобы мы могли говорить о китайском Возрождении еще в VII —VIII в.н.э. К примеру, Хань Юй (768 — 824 гг.) проповедовал идеалы гуманизма, т.е. тех закономерностей человеческой природы, которые не зависят ни от чего надприродного и которые только развивают заложенные в самом же человеке «человеколюбие» и «должное». Хань Юй был предшественником подлинного философского Ренессанса в Китае XI — XVII вв., который вполне аналогичен античному. Н.И.Конрад подчеркивает: «...Колюччо Салютати (1331 —1406 гг.) и Леонардо Бруни (1369—1444 гг.) — оба последователи Петрарки, пустили в ход слово humanitas, которое они нашли в древности у Цицерона, но такое же слово в китайской языковой формуле оно звучит «Жень».

Слово же это Хань Юй нашел также в древности — у Конфуция, который определил его смысл — «любовь к человеку» [8]. Хань Юй сказал иначе: «Любовь ко всем» [9].

Идеи гуманизма распространялись как в Китае, так и в Италии одинаковым способом: через публичные выступления, занятия с учениками, беседы с друзьями, дискуссии с противниками, памфлеты, статьи, трактаты, послания и т.д.

Если эллинская и римская античность стала древностью и всех прочих народов, то китайская античность заняла такое же место в истории культуры других народов Восточной Азии.

Для эпохи мирового Возрождения наиболее существенными были три обстоятельства: широкое, равное и свободное чувство человечности, освобождение человеческого разума от незыблемых догм; рациональные поиски истины; опора на древние авторитеты.

Другое великое Возрождение XI —XV вв. — средневосточное Возрождение — связано с личностью Алишера Навои, основателя узбекской литературы. Личность Алишера Навои как представителя Восточного и мирового Возрождения достаточно освещена в русской литературе, которая полно перечислена в статье «Алишер Навои и проблема Ренессанса» В.М.Жирмунского [10].

Однако Возрождению на Востоке по сравнению с Западным Возрождением присущи две особенности. Во-первых, социально-экономическая база Возрождения па Востоке была слабее экономического расцвета на Западе; во-вторых, Возрождение на Востоке началось задолго до появления Возрождения Запада.

По мнению В.К.Чалояна, принцип преемственности позволяет сделать вывод, что культура Востока стала одним из источников культуры возрождающегося Запада, когда последний в силу возникших новых социально-экономических отношений оказывается подготовленным к образованию повой культуры.

<< | >>
Источник: Моисеева Л.А.. История цивилизаций. Курс лекций. Ростов н/Д: - 415 с.. 2000

Еще по теме 3. Восточное Возрождение и Западное Возрождение:

  1. Возрождение и начало объединения Северо-Восточной Руси.
  2. ВОЗРОЖДЕНИЕ
  3. Характер культуры Возрождения.
  4. Высокое и Позднее Возрождение.
  5. Высокое Возрождение.
  6. 7. Национальное возрождение Армении
  7. Раннее Возрождение.
  8. ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  9. 4. Раннее, Высокое и Позднее Возрождение
  10. 22. Политико-правовые воззрения эпохи возрождения
  11. 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  12. Предпосылки Возрождения.
  13. Секуляризация и "религиозное возрождение"
  14. Возрождение религии в России