<<
>>

ВЕНСКОЕ ЕВРЕЙСТВО

С 1848 г. по 1914 г. население Вены увеличилось в пять раз и достигло почти 2 млн., а еврейское население Вены увеличилось в 35 раз (с 5000 до 175000). Если в 1848 г. евреи составляли 1% населения Вены, то в 1914 г.
—уже 9%.

Евреи бежали в свое время в Вену преимущественно из Богемии и Галиции, желая порвать с традиционным образом жизни евреев и получить современное светское образование. Вот почему было так много евреев в школах, университетах и профессиональных корпорациях Вены. Это явление достигло высшей точки в 1881-1886 гг., когда евреи составляли 33% всех учащихся. В 1914 г. евреев было 26% среди студентов- юристов и 41 % — среди студентов-медиков. Их было 43% (1910 г.) среди педагогов. К 1936 г. 62% юристов и 47% врачей Вены составляли евреи.

Впрочем, дело не в только количестве. Благодаря этим особым обстоятельствам, то есть росту их доли и положения в свободных профессиях, венские евреи стали оплотом буржуазии. Именно они были главными патронами и активными деятелями в таких сферах благотворительности, как образовательная, культурная и художественная.

Будучи преимущественно иммигрантским меньшинством, они боролись за равные права, так что стали становым хребтом либеральной политики и социалистического движения. Как люди, которые в той или иной степени отказались от собственной культуры, они были особенно расположены ко всему новейшему, новаторскому в мире культуры. Их опыт пригодился при последу­ющей волне эмиграции евреев в Америку. «Около 1900 года венские евреи были только одной из ведущих сил европейского авангарда. Но именно евреи превратили Вену в то, чем она стала в новейшей культуре».

Вот имена, которые наглядно дают понять всю глубину и разнообразие талантов евреев: Музыка: Малер, Шёнберг, Корнгольд — композиторы; австрийский историк музыки Гвидо Адлер; С.

Зульцер — композитор, автор духовной музыки; Эдуард Ганслик - музыкальный критик; скрипач И. Иоахим.

Философия: Теодор Гомперц, Л. Витгенштейн и Венский кружок: Ф. Франк, О. Нейрат, X. Хан.

Право: И. Глазер, Иосиф Унгер — юристы; Э. Штейнбах и И. Офнер — специалисты в области социального законодательства; А. Лёффлер, С. Тюркель — криминологи. Медицина: Цукерхандльанатом; Шенк - эмбриолог; Штейнох — физиолог; Грубер

— гигиенист; Ландштейнер — гематолог; фон Баш — патолог; Пик — фармаколог; Бенедикт — невропатолог; Карплюс — невролог; Фрейд и Адлер — психотерапевты; Кассовиц — педиатр; Клейн — офтальмолог; Мендель — хирург; Гальбан — гинеколог; Нойбургер — историк медицины.

Литература: А. Шницлер, Й. Рот, Стефан Цвейг, Р. Беер-Гофман, М. Герцфельд — писатели; М. Сцепс, М. Бенедикт, Т. Герцль, Ф. Аустерлиц — издатели и журналисты; Карл Краус

— критик.

Политика: Н. Бирнбаум — борец за еврейскую автономию; Т. Герцль — сионист; Жо­зефина фон Вертхеймштейн -хозяйка либерального салона; Евгения Шварцбах — реформатор образования.

Отношение венских евреев к иудаизму было непростым. Сильная религиозная группа поддерживала синагоги города с их прямым и честным главным раввином Морицем Гюдеманном (1835-1918). Были также сефардские и хасидские общины. И, тем не менее, многие, кого считали евреями, на самом деле считали себя скорее бывшими евреями. Малер был одним из многих, кто обратился в католичество. Фрейд принадлежал к тем, кто отвергал всякую религию. «Я с радостью и гордостью признаю себя евреем, — писал он, — хотя мое отношение к любой религии — критическое и негативное».

Напомним, что евреи не были ни единственной, ни самой многочисленной группой иммигрантов в Вене. Вена приняла больше славян и венгров, чем евреев, причем многие из них стояли на низшей ступени общественной лестницы. Не следует отделять австрийский антисемитизм от ксенофобии вообще, поскольку он был ее частью. Как это продемонстрировал самый известный антисемит из Вены Адольф Гитлер, ненависть к евреям сопровождалась, а часто и смешивалась с презрением к славянам.

Параноидальная идея еврейского большевизма имеет глубокие венские корни.

Впрочем, предрассудки были и у евреев. Так, евреи Запада были склонны смотреть свысока на евреев Востока: «Евреи из Франкфурта презирают евреев из Берлина; берлинские

Мировой двигатель, 1815-1914 629

евреи презирают венских; а венские — варшавских». Все же они вместе склонны смотреть свысока на галицийских евреев, — «стоящих ниже всех».

Даже главный раввин мог высказывать сомнительные вещи. Отвечая на письмо некой католической дамы, которая просила прочесть ее брошюру об антисемитизме, он писал в духе психоаналитиков. Между прочим, он утверждал, что «христианство оказывается в незавидной роли гермафродита»: «Христианин склоняет колена перед образом еврея, за­ламывает руки перед образом еврейки, христианские апостолы, праздники и псалмы — все еврейские. Большинство освобождается от [этого противоречия] посредством антисемитизма. Вынужденные почитать еврея как Бога, они в отместку считают всех остальных евреев дьяволами... Вы можете сказать, мадам, что арийцы освободили, эмансипировали евреев. Это не так. Арийцы сами освободились от средневековья. Таково спокойное и постепенное влияние еврейской Библии на человечество».

Главный раввин заявлял: «Иудаизм велит мне любить и уважать всех людей». Горько-сладкий климат Вены смешал желчную злобу с весельем. Императору приходилось поддерживать равновесие. Когда откровенно антиеврейский политик Карл Лютер был избран бургомистром в 1897 г., Франц Иосиф отказался утвердить его. Уступив после двух дней раздумий, он все же принял кандидатуру Люгера - и одновременно наградил медалью главного раввина Гюдеманна.

зультате франко-прусской войны. Эта традиция централизации была ближе к русской, чем к английской. Это породило величайшие трудности, когда пришло время рвать эти связи.

Африка — «Черный континент» — на удивление долго хранила географические тайны. На северном побережье европейские колонии располагались с древности. Но истоки Нила, который орошал земли фараонов, не были точно установлены вплоть до 1888 г.

Исследователи-миссионеры вроде Давида Ливингстона еще в 1870-е годы могли теряться на годы. Вопреки убеждению европейцев, в Африке хватало и организованных правительств и упорядоченных религий; громадное разнообразие бытовавших здесь языков и культур опровергало представление, будто все африканцы — дикари из каменного века. Однако схватка за Африку происходила именно в соответствии с убеждением, что тамошняя земля и люди только и ждут того, чтобы быть завоеванными. Причем разница военной техники европейцев и африканцев была столь велика, что даже сильные царства Западной Африки сопротивлялись не больше, чем ацтеки или инки. Из местных империй только Абиссиния сохранила свою независимость, возможно, потому, что придерживалась коптского христианства.

В Китае была не только древнейшая в мире цивилизация, но также император, которого признавали европейски правительства. Формальная колонизация африканского типа была здесь не­возможна; поэтому здесь практиковались аренда территорий и торговля концессиями. Европейцы так ценили китайское имперское правительство, что в 1901 г. оно стало объектом соединенного европейского протектората. Этот унизительный эпизод стал тем толчком, который через 10 лет привел к созданию националистической Китайской республики и началу новой истории Китая. [боксеры]

Соседняя с Китаем Япония до 1855 г. была совершенно закрыта для влияния извне. Несмотря на это, Япония настолько изучила самую суть европейских методов, что за короткое время создала собственную колониальную систему сначала в Корее, а затем в китайской Маньчжурии. Полное поражение, которое Япония нанесла России в войне 1904­1905 гг. на суше и на море, стало в свое время сенсацией и покончило co многими излюбленными заблуждениями Европы.

Тихоокеанские острова оставались нетронутыми дольше всех, но на последнем этапе истории империализма Германия захватила Западное Самоа (1898 г.), США - Гавайи (1900 г.), а на Новых Гибридах был установлен англо-французский кондоминиум (1906 г.).

Однако при том, что европейский империализм — через «европеизацию» снабдил современный мир мощнейшим механизмом созидания, он оказал на саму Европу многообразное влияние и стал для нее источником многих потрясений. Он 630 DYNAMO

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ВЕНСКОЕ ЕВРЕЙСТВО:

  1. Венская система.
  2. 53. «ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕЯ» И ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1814 Г
  3. Швейцария после Венского конгресса.
  4. Предисловие Венский конгресс и его решения.
  5. 2.3. ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1814-1815 гг.
  6. Глава 4. Венский конгресс и реставрация Бурбонов.
  7. 9. Как создавалась «венская система» и как образовался Священный союз?
  8. 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1815-1871 гг. ВЕНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  9. 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX В
  10. 54. «СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ» И ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ
  11. Основные биржи континентальной Европы
  12. Международное сообщество в борьбе с отмыванием денег
  13. 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1815 - 1825 гг.
  14. Биржи стран Центральной и Южной Европы и стран Балтии
  15. ГЛАВА 17ГЕРМАНСКАЯ ФОРМУЛА ВОЙНЫ
  16. Литература 1.
  17. Международное значение войны.