<<
>>

ВЕЛИКИЙ ПРОЕКТ

Когда в 1742 г. готовилось второе издание мемуаров герцога де Сюлли, было внесено множество исправлений. В особенности это касалось многочисленных и разбросанных (часто противоречивых) замечаний герцога по поводу внешних сношений Франции: эти заметки были упрощены и сведены в одну главу под названием Политическая схема, обычно называемая Великий проект Гэнриха Великого.
Таким образом, Великий проект де Сюлли был восстановлен, чтобы не сказать придуман, более чем через столетие после смерти самого Сюлли. Критики затем утверждали, что это был продукт скорее XVIII, чем XVII века.

Следует сказать, что Максимилиан де Бетюн (1560-1641), барон де Рони, герцог де Сюлли вообще имел мало отношения к внешней политике Франции в бытность его первым министром Генриха IV. Он был суперинтендантом королевских финансов, Grand Voyer (начальником дорог) Франции, начальником артиллерии, а затем и фортификации и комендантом Бастилии. И его мысли о внешней политике Франции относятся к первым его годам в отставке после 1610 г., а затем (с большими оговорками) ко времени Тридцатилетней войны.

Впоследствии он опубликовал все эти свои заметки, не сортируя их, в двух томах Записи о разумной государственной экономике (1638).

Непосредственной целью Сюлли было приуменьшить влияние Габсбургов. Однако ради этой, в общем-то, чисто

прагматической задачи он наметил план, в котором впервые явились и новая карта Европы, и механизм поддержания вечного мира. На этой карте должны были явиться пятнадцать равноправных государств, которые следовало образовать, ограничив границы Испании Иберийским полуостровом, отделив владения Австрийского дома от Империи и перераспределив их. Так испанские Нидерланды предлагалось или поделить между Англией и Францией, или передать Соединенным провинциям. Венгрию предлагалось восстановить как независимую выборную монархию.

Предлагалось проводить свободные выборы на императорский трон Германии, оградив их от монопольного влияния какой-нибудь одной династии. В интересах вечного мира Сюлли планировал создать Европейскую лигу монархов. Лигой должен был управлять Федеральный совет, где более сильные государства имели бы по 4 места, а остальные — по 2 и где бы проводилась ротация председателя, начиная с курфюрста Баварии. Соединенные силы Лиги могли быть использованы для улаживания конфликтов и осуществления определенной политики.

Ключевым понятием и этой новой карты Европы, и Лиги было понятие равновесия сил. Не допускалось усиление какой бы то ни было державы до такой степени, чтобы она могла навязывать свою волю другим. Европа должна была стать une republique très chretienne (все-

христианнейшей республикой) и одной большой семьей. Внутри ее границ должна была установиться свобода торговли. За ее пределами следовало разбить турок и предпринять «удобные» завоевания в Азии и Северной Африке.

В Великом проекте, который был задуман государственным мужем в отставке в то время, когда от него уже ничего не зависело, и подправлен издателем XVIII века, мы обнаруживаем, однако, не только привкус абстрактного теоретизирования. Возможно, в нем сказалось влияние Эмерика Крюсе и его Nouveau Cynee (Нового Кинея) (1623 г.), где автор выдвигает идею всеобщего мирного конгресса в Венеции под председательством папы. На Крюсе же, возможно, повлияло предложенная королем Богемии еще в 1458 г. (см. с. 428) Лига Вечного союза. Несомненно, мы здесь имеем дело с долгой традицией сочинений на отвлеченные темы от Дантовой Монархии до Эразма Роттердамского и Кампанеллы. Однако Великий проект Сюлли, популяризированный в эпоху равновесия сил, привлек к себе большое внимание. И два столетия спустя после его появления, в эпоху Лиги Наций и Европейского сообщества, остаются актуальными основные положения Великого проекта: о международной стабильности, свободе торговли, о суверенитете в рамках своих границ и объединенных миротворческих силах.

Кроме всего прочего, Великий проект подчеркивает то, что упускают многие: мир есть функция силы.

490 LUMEN

шанс: Пруссия не станет препятствовать русской интервенции, если королевство Пруссия получит польскую провинцию. Австрия согласится в обмен на кусочек южной Польши: «Чем больше она рыдала, — смеялся Фридрих II над Марией Терезией, — тем больше брала». России должна была достаться большая часть Белой Руссии.

Первый договор о разделе был подписан в Санкт-Петербурге 5 августа I772 г. Все юридические формальности были тщательно соблюдены. Воздух дрожал от хвалы польской золотой свободе. Затем жертве посоветовали взять в руки нож. Король выступил с предложением перед сеймом в пользу раздела. Единственный член сейма, высказавшийся против, Тадеуш Рейтан, лег на пороге палаты сейма, чтобы не дать королю войти; он был затем объявлен сумасшедшим. Три договора о разделе между Республикой и каждой из участвовавших в разделе сторон были готовы 7/I8 сентября I773 г. Единственным монархом, который выразил свой протест, был король Испании. «Я причастился тела Польши, — заявил Фридрих, — но не знаю, как королева-императрица уладила дело со своим духовником».

Первый раздел принес семь лет относительного мира. Речь Посполитая занималась созданием Национальной комиссиии но образованию (см. выше), а в I775 г. королю позволили обрисовать контуры будущего правительства. Все участники Барской конфедерации были к тому времени сосланы в Сибирь или бежали за границу. Пулаский уехал в Америку, где создал американскую кавалерию. Россия, Пруссия и Австрия переваривали свою неправедную добычу.

Век Просвещения завершался заключительным спектаклем, в котором трое просвещенных монархов, действуя сообща, подавляли реформаторское просветительское движение. Давление на польское

государство сопровождалось обширной просветительской риторикой; последовавшая «рационализация карты Европы» встретила широкое оправдание; а у Вольтера был предмет явить еще раз свое остроумие: Un polonais c'est un charmeur; deux polonais — une bagarre; trois polonais, eh bien, c'est la question polonaise [«Один поляк — это очарование, два поляка — заварушка, три поляка — ох, это уже польский вопрос»]40.

[метрика]

Главная проблема, однако, так и не разрешилась. Речь Посполитая оставалась пленницей России, и реформаторов держали на поводке. Если бы король утратил контроль, за него бы действовали другие. И как только они начали бы движение вперед, весь цикл реформ и репрессий начался бы сначала. Так и случилось в I787 г.

Вечер понедельника, 29 октября 1?8?г., Прага. В Национальном театре графа Ностица в Старом городе (теперь Tylovo Divadlo) итальянская оперная труппа Бондини давала премьеру оперы Il dissoluto punito (Воздаяние распутнику). Поначалу представление назначили на вечер 14-го; под названием Каменный гость его планировали показать принцессе Тосканской, которая направлялась в Дрезден, чтобы там венчаться. Но, как оказалось, партитура оперы еще не была готова. По сообщению некоего Вацлава Свободы, игравшего в оркестре на контрабасе, композитор просидел всю ночь 28-го с маленькой армией переписчиков, и партитура увертюры была доставлена в театр с еще не просохшими чернилами41. Музыкантов нельзя было удержать. Аплодисменты загремели, когда композитор появился, кланяясь, в освещенном канделябрами зале в 7 вечера.

Два продолжительных аккорда forte в ре минор заставили всех затихнуть; потекла, журча, музыка (molto allegro) первых тактов увертюры.

Ouverture" Str. 2 Fl 2 Ob. 2 Cl. 2 Bsn. 2 Hn. 2 Tr.Timp.

Molto allegro
Af
/
ТПА

m

Просвещение и абсолютизм, ок. 1650-1789 491

—V

It

Г?*-----------
1 iA À À A и r j

A A

^J.-------------

A A

Когда увертюра кончилась, маэстро обратился к оркестру, выражая восхищение их умением играть с листа: «Браво, браво, господа, это было восхитительно».

Либретто, напечатанное заранее для двора, можно было купить в кассе, но только по- итальянски (40 крон в золотом переплете и 20 крон — в простом). Вот что стояло на титуле: IL DISSOLUTO PUNITO. О sia Il D. Giovanni. Dramma giocoso in due atti. Da representarsi

nel Teatro di Praga l'anno 1787. In Praga di Schoenfeld ... La Poesia e dell'Ab Da Ponte, Poeta de' Teatri Imperiali di Vienna. La Musica и del Sig Wolfgango Mozzart, Maestro di Cap, dadesco.

Исполнители: Джованни — Луиджи Басси, Анна — Тереза Сапорити, Оттавио — Антонио Бальони, Эльвира — Катерина Мичелли, Лепорелло — Феличе Понзиани, Зерлина — Катерина Бондини (жена импресарио), Командор — Джузеппе Лолли43.

Дон Жуан Моцарта — под таким названием стала известна эта опера — был в то время самой последней версией популярного сюжета об обольщении, уже ставшего европейским мифом. Дон Жуана, обманщика из Севильи, представляли уже больше двух столетий и на карнавалах в Неаполе, и в пантомимах на ярмарках во Франции. Сюжет получил литературную обработку Тирсо де Молины (1630 г.), Чиконьини (ок. 1650 г.), Мольера (1665 г.), Корнеля (1677 г.), Гольдони (1736 г.) и Шадвеля (1776 г.). Он был положен на музыку, поставлен как балет и как пьеса в Риме в 1669 г., в Париже в

1746 г., в Турине в 1767 г., в Касселе в 1770 г. Прежде чем им занялся Моцарт, из него уже сделали четыре полноценных оперы — Ригини в Вене (1777 г.), Альбертини в Варшаве (1783 г.), Фопна/Гварди и Берлати/Гадзанига в Венеции (1787 г.). Либреттист Моцарта аббат да Понте много позаимствовал у Берлати, а тенор, исполнявший Оттавио в Праге, поспешно прибыл туда из Венеции, где он пел того же Оттавио на музыку Гадзаниги44. Основной сюжет обезоруживающе прост. Опера начинается с того, что Дон Жуан убивает Командора, разгневанного отца Анны, последней любовной победы Дон Жуана. После многочисленных перипетий он (в заключительной сцене) оказывается лицом к лицу со статуей умершего Командора, которая взывает к отмщению, и повесу поглощает адский огонь. Да Понте разложил всю историю на два симметрично построенных акта:

АСТ I

NN. 1-7

РАЗДЕЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ [Жуан и 3 женщины]

(Ария) Жуан — Анна (Трио) Смерть Commendatore (Дуэт) Анна - Оттавио

Эльвира, по ошибке направленная (направляется) к Лепорелло

(N4)

Церлина — Жуан —

Мазетто

Жуан - Церлино

NN8-10

СМЕШЕНИЕ ЛЮДЕЙ & СТРАСТЕЙ

Коллективный (Общий)

антагонизм

Квартет

[Жуан на заднем плане] Анна видит вину Жуана Ария (N 10)

Рассказ Лепорелло Ария(N11) [Сад Жуана ] Ария {N 12)

ФИНАЛ Входит Маска ФИНАЛ Входит Эльвира

Покушение на Церлину Общий антагонизм

ACT II

NN 14-18

РАЗДЕЛЕНИЕ АНТАГОНИСТОВ [Жуан переодетый или отсутствующий] Жуан — Лепорелло (Трио) Обман Эльвиры

Эльвира по ошибке направленная (направляется) к Лепорелло

Жуан — Мазетто

Церлина — Мазетто NN 19-21

СМЕШЕНИЕ ЛЮДЕЙ & СТРАСТЕЙ

Антагонизм, направленный на

Лепорелло

Секстет

[Лепорелло убегает] Оттавио видит вину Жуана Ария ^ 21) [Сцена на кладбище]

Рассказ Жуана Дуэт ^ 22) [Дом Анны]

Ария ^ 23)

Возмездие: статуя

45

Общее заключение

492 LUMEN

Никакое изложение не может передать, однако, как дивно сочетаются партитура и либретто, запоминающиеся моменты которого ничего не теряют при любом количестве повторений и пародирований. В Арии № 4 (Madamina, il catalogo ё questo) слуга Жуана хвалится Эльвире галантными успехами своего хозяина: В Италии шестьсот сорок, В Германии двести тридцать один, сто — во Франции, в Турции — девяносто один,

46

А в Испании, уже тысяча три!

В очаровательной № 7 ^а С ёагет 1а тапо) — в этом «самом совершенном дуэте обольщения, какой только можно вообразить», — Жуан завоевывает ничего не подозревающую Зерлину даже без намека на принуждение или обман. Энергичную и уверенную мелодию подхватывает сопрано и играет с ней, пока оба не уходят рука об руку в порыве общего восторга47:_______________________________________________________________

Duetrino Zerlina Andante

ff В

, D. Giova ? ni St

Ff=l

r. 1 ^------ R. 2 Ob. 2 Bsn. __ ф_ 2 • Hn.
D. Giovanni: La сі ia-rem la ma-t lO, Ii rrn di-rai di si;

В мелодраматической сцене на кладбище (действие II, сцена 11) участники дрожат, когда Каменный гость произносит свое мрачное предсказание под трепещущие звуки тромбонов: «Еще до рассвета ты посмеешься в последний раз»48:

Sestetto D. Anna, D. Elvira, Zerlina, D. Ottavio, Leporello, Masetto Stt. 2 П. 2 Ob. 2 CI. 2 Bin. 2 Hn. 2 Tr. Timp. Andante.

Andante .

—Р"гЬ 7 ё—fr——
г р V

" D. Elvira: So-la, so - la in bu - io lo - со pal - pi - tar

ЛЛп 1 П Via ' Г Г

Когда уже все кончилось и судьба Жуана свершилась, все участники задерживаются, чтобы пропеть хором не очень убедительную мораль под искрящуюся двойную фугу: «Вот

49

и пришел конец игре этого грешника, его жизнь и смерть — одно и то же» .

Для второго исполнения оперы (в Вене семь месяцев спустя) Моцарт и Да Понте сделали кое-какие изменения, приноравливаясь к новому составу певцов и новому театру.

Они опустили Арию Оттавио, № 21(22) (mio tesoro intanto)5":

Aria D, Ottavio Su. 2 CI. 2 Bsn. 2 Hn

Но вскоре этот номер был восстановлен, и уже навсегда остался важной частью стандартного репертуара.

Моцарт дважды приезжал в Прагу в 1787 г., и оба раза с женой Констанцией. Он был на вершине своей музыкальной карьеры. Во время первого визита в январе — феврале он представил свою Симфонию № 38, Пражскую (К. 504), а позднее дирижировал с громадным успехом Le nozze di Figaro. Прием был столь благосклонным, что он немедленно подписал с Бондини контракт на новую оперу, которую планировали поставить в начале следующего сезона. По возвращении в Вену Моцарт дал несколько уроков семнадцатилетнему пианисту из Бонна, которого звали Бетховен. В мае его постигло глубокое горе — смерть горячо любимого отца, и у него было много хлопот по имущественным делам. Между тем даже тени печали не слышится ни в Divertimento (К. 522), ни в восхитительной Маленькой ночной серенаде (К. 525), сочиненных в то лето.

О шестинедельном путешествии Моцарта в Прагу с Дон Жуаном мы можем почерпнуть сведения не только из переписки Моцарта, но и из местных газет. Он выехал из Вены 1 октября, только что получив скудную сумму, вырученную от продажи имущества отца в Зальцбурге. Он опять отправился в поездку с Констанцией, которая была на шестом месяце. Поездка длиной примерно в 150 миль заняла три дня, поскольку сообщение о его прибытии появляется в Praeger Oberpostamtszeitung уже 4 октября: «Пронесся слух, что опера, только что написанная [нашим прославленным герром Mo- Просвещение и абсолютизм, ок. 1650-1789 493

цартом], Das steinerne Gastmahl («Каменный гость») будет дана впервые в Национальном театре»51. Он занял комнаты в Трех львах на Кольмаркт, 20, а через три дня приехал ero либреттист да Понте и остановился на другой стороне улицы в Глаттайс. 13-, 14- и 15- были заняты визитом к принцессе Тосканской и неожиданным решением поставить в ее честь немецкую версию Свадьбы Фигаро. Моцарт смотрел на это, впрочем, довольно мрачно: «Здесь все бездельничают, — писал он другу, — певцы ленивы и отказываются репетировать, если вечером поют в спектакле, а директор хотя и беспокоится, но робок и не заставляет их»52. В последнюю неделю этого месяца болели певцы и еще не было увертюры. Но, наконец, премьера к общему восторгу все же состоялась. Oberpostamtszeitung буквально захлебывалась от восторга: «В понедельник... труппа Итальянской оперы давала столь жадно ожидаемую оперу маэстро Моцарда [sic] Don Giovanni... Сами музыканты и знатоки говорят, что Прага такого еще не слыхала никогда... Каждый, кто был занят на сцене или в оркестре, старался до последней степени, чтобы отблагодарить Моцарда хорошим исполнением. Были большие дополнительные расходы, так как понадобилось несколько хоров и несколько изменений в сценарии, — со всем блестяще справился Герр Гуардозони. Зал был заполнен как никогда, свидетельствуя об общем одобрении»53.

Оперу снова давали 3 ноября, теперь в честь самого Моцарта. Чета Моцартов уехала из Праги 13-го, но не раньше, чем несколько почтенных пражан записали в альбом композитора свои щедрые комплименты: Когда звучит волшебная лютня Орфея, Амфион поет под ero лиру,

Тогда кроткими становятся львы и замирают реки,

Слушают тигры, двигаются скалы.

Когда маэстро Моцарт обращается к музыке

И собирает единодушную хвалу,

Тогда замирают, чтобы послушать, музы,

Сам Аполлон обращается в слух.

Твой почитатель и друг

Йозеф Хурдалек

Прага, 12 ноября 1787, ректор Генеральной семинарии54.

Во время второго путешествия в Прагу Моцарты прожили большую часть времени у своих друзей Душеков на их вилле «Бетрамка» в Смихове; там им дописаны последние номера Дон Жуана.

Франц Душек был концертирующим пианистом, его жена Жозефа — сопрано и давний друг, с ними Моцарту было особенно легко. Еще до отъезда Моцарта рекомендовали на должность, которая была настоящей синекурой — имперского Kammermusikus (придворного музыканта).

Когда он вернулся в Вену, то обнаружил, что ему положили жалованья всего 800 гульденов, хотя занимавший это место до него Глюк получал в конце уже 2000. Как обычно, его слава была намного больше его доходов. 27 декабря Констанция родила их четвертого ребенка, девочку, которая прожила только шесть месяцев. Подходило к концу золотое десятилетие Моцарта.

Совместное творчество Моцарта и аббата да Понте — это важнейшая веха в музыкальном развитии Европы. Три созданных ими произведения — Женитьба Фигаро (1786 г.), Дон Жуан (1787 г.), Так поступают все женщины (1790 г.) — принадлежат к жанру оперы-буфф, одному из самых легких и, следовало бы думать, самых недолговечных жанров; но эти произведения не умирают. Вместе с немецкими операми Моцарта Похищение из сераля (1782 г.) и Волшебная флейта (1791 г.) они первыми вошли в репертуар «Гранд-опера». Во всем же репертуаре (примерно из 30 названий) с ними по количеству исполнений и популярности могут соперничать только оперы Вагнера и Верди. Да Понте был идеальным партнером. Беглец из своей родной Венеции, где он родился в гетто, да Понте не особенно серьезно относился к своему обращению и рукоположению. Текст Дон Жуана у него вылился из сердца55, был плодом вдохновения.

В отсутствие звукозаписи [звук] делалось несколько попыток отразить на письме необыкновенное музицирование Моцарта. Так, через 60 лет после смерти Моцарта поэт Эдуард Морике (1804-1875) сделал такую попытку в короткой новелле Моцарт в Праге (1851 г.). Он рассказывает о воображаемых встречах, которые вполне могли быть у композитора с утонченными людьми — ero самыми восторженными слушателями. Вольфганг и Констанция едут в Прагу по заросшим соснами холмам Богемии и неожиданно видят замок графов фон Шинцберг. Вольфганга застигли, когда он беззаботно сорвал апельсин в парке замка. Однако за это... его приглашают к обеду. После обеда он садится за пианино и рассказывает (одновременно 494 LUMEN

Карта 19

наигрывая мелодии), как он сочинял финал Дон Жуана:

«Недолго думая, он задувает свечи в канделябрах, стоящих возле него, и пугающая мело­дия — Di rider finirai pria dell' aurora — звучит в полной тишине и темноте комнаты... Из надзвездных сфер раздается голос серебряной трубы, которая, пронзая нотами синюю ночь, про-

Просвещение и абсолютизм, ок. 1650-1789 495

никает в самую душу, заставляет ее трепетать перед роком.

Chi va la. — Кто идет? Дай ответ, — слышится вопрос Дон Жуана.

Раздается голос, заунывный, как и прежде, который просит нечестивого юношу оставить

56

мертвых в покое...» .

Чехи не забыли недолгого пребывания Моцарта в их стране. Один современный поэт именно с вечера на вилле Бетрамка начинает свои раздумья о недосягаемом райском блаженстве:

(А когда он начал играть/ и косичка заплясала у него на спине,/ даже морские раковины перестали шуметь/ и стали прислушиваться своими нежными ушками./ Почему тогда они не

57

заперли двери?/ Почему не распрягли лошадей?/ Он уехал так скоро.)

Карта 19

Прага, которую Моцарт любил, жила в такой роскоши, с какой могли поспорить лишь немногие европейские города. Это был второй город во владениях Габсбургов, и всего лишь за 5-6 десятилетий до описываемых событий Прага была великолепно перестроена. Элегантный театр «Тылово» в стиле неоклассицизма, которому исполнилось всего 4 года, был лишь одним их многих изумительных по красоте новых общественных зданий. Дворец Тун (1727 г.) — теперь это Британское посольство, — где Моцарты останавливались в их первый приезд в 1787 г., был одним из двух десятков роскошных резиденций аристократов, вроде Коллередо-Мансфельд, Гольц-Кински, Клам-Галлас, Каретто-Миллезимо и Лобковиц-Шварценберг. Базилика Св. Николая (1755 г.), где исполнялась Месса Моцарта незадолго до его отъезда, была одной из дюжины барочных церквей архитекторов отца и

сына Дизеннхоферов. В Каролинум (завершенном в 1718 г.) расположился университетский комплекс, в Клементинум (законченном в 1715 г.) — церковь иезуитов и библиотека.

Но, главное, четыре исторических центра города недавно были объединены в единое гармоническое целое, обнесены стеной и украшены.

Градчаны, древний крепостной холм Праги на левом берегу Влтавы, где находились Собор Святого Вита (1344 г.) и Зал Владислава (1502 г.) Эпохи Ягеллонов, в 1753-1775 гг. был обнесен

высокой стеной строений по проектам Пакассии. Mala strana (Малый град) у подножия Градчан украсился новым дворцом архиепископа (1765 г.). Древний Карлов мост (1357 г.), который соединяет две части города, по всей длине (660 м) был украшен потрясающими религиозными и историческими скульптурами. Улицы Старого города, где на правом берегу все еще царил Tynsky chram (Успенский собор на Тыне), и старую городскую Ратушу значительно обновили. И каждый час на городских часах Христос и Апостолы выступали в торжественной процессии, а за ними под звуки курантов Лоретто шли Смерть, Турок, Скряга, Глупец и в конце Петух (1694 г.). Хартия объединенной Праге была дарована императором Иосифом II совсем недавно — в 1784 г.

Аристократы, украсившие город своими резиденциями и покровительствовавшие музыке, особенно выиграли от правления Габсбургов. В основном они были из немецких семей, поживившихся на конфискации владений чешской знати в ходе Тридцатилетней войны. Богатые поместья в сельских районах Богемии были основой блеска городской жизни. Ко времени Моцарта чехи преимущественно были низведены на уровень крестьянской нации, не имевшей лидеров, хотя еще оставались представители среднего класса, вроде Душеков, занимавшие пограничное положение между чешским и немецким обществом.

Велик был контраст между жизнью богатых и бедных. Император Иосиф II был просто шокирован во время своего первого посещения Праги в 1771 г., когда каждый шестой в Праге умер от голода: «Как позорно то, что случилось во время голода этого года. Люди действительно умирали, и их соборовали прямо на улице... В этом городе, где есть богатый архиепископ, большой кафедральный капитул, так много монастырей и три иезуитских дворца... не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них принял участие хотя в одном

58

из несчастных, лежащих перед их дверями» .

Иосиф II не потерпел закоснелого самодовольства католической церкви. Иезуитский орден был распущен еще до того; и когда с 1780 г. он стал править единолично, он разразился буквально потоком указов, грозивших подточить самые священные устои общественного порядка. Крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Религиозная терпимость была распространена на 496 LUMEN

униатов, православных, протестантов и евреев. Было запрещено работать детям младше 9 лет. Были разрешены гражданский брак и развод. Отменена смертная казнь. Расцвело франкмасонство. А богатства, полученные от секуляризации церковного имущества, пошли на бесчисленные роскошные архитектурные проекты императора и аристократии.

Большая еврейская община Праги также участвовала в этом всплеске роскоши. Последние большие изгнания имели место в 1744-1745 гг., а в 1780-е гг. евреи стали пользоваться плодами имперского Toleranzpatent («Патента о веротерпимости»). Еврейский квартал, который переименовали в Юзефув в честь императора, был обновлен так же значительно, как и остальной город. Средневековые Старая-Новая синагога и синагога Клауса — обе были перестроены. На Еврейской ратуше время отмеряли современные часы с латинскими цифрами и другие (под ними) — с древнееврейскими цифрами. Именно пражским евреям предстояло в дальнейшем составить самый динамичный элемент венского еврейства.

Терпимостью императора пользовались и пражские франкмасоны. Они радушно приняли Моцарта, который был членом Великой ложи Австрии в Вене. Пражские масоны в это время представляли собой сильную оппозицию католической церкви, душившей все интеллектуальные и культурные предприятия.

Моцарт процветал в благоприятном общественном климате 1780-х годов, что и вылилось в развитие opera buffa. Он был нейтрален к морали своего времени, и Воздаяние распутнику было слишком мелодраматичным, чтобы воспринимать его всерьез; так что и замысел их следующей совместной с да Понте работы — Так поступают все женщины — некоторым представлялся скандальным и не строгим в вопросах морали. Некоторые строчки звучали просто неприлично, поскольку, несмотря на иносказательность, легко истолковывались слушателями. Сам Лоренцо Да Понте (обращенный еврей) заслужил себе славу вроде той, какая была у его друга венецианца Джованни Казановы (1725-1798). После жизни, полной шпионства, блуда и вечного бега от правосудия, Казанова проводил свои последние годы библиотекарем у графа Вальдштейна в Дуксе в северной Богемии. Известно, что он посетил из­дателя в Праге 24 октября 1787 г., и вполне возможно, что он задержался на премьеру Дон Жуана. Некоторые критики предположили, что он и был прототипом Дон Жуана.

Вульгарная распущенность была сильнейшей подспудной тенденцией на протяжении всего XVIII века59. Однако в условиях официального пуританизма католической Австрии было дерзостью выбрать темой публичного представления сексуальное обольщение. Для попечителей-моралистов Праги времен Иосифа II это было не меньшим оскорблением, чем для сегодняшних феминисток. Дон Жуан, в конце концов, как и Казанова, был циничным соблазнителем, для которого женщины представляли собой лишь предмет вожделения. Примечательны слова самого Казановы: «Мужчина, который любит... ценит удовольствие, которое он доставляет предмету любви, гораздо выше, чем то удовольствие, которое ему может доставить предмет его любви по достижении желанной цели. Вот почему он стремится удовлетворить ее. Женщина, которая занята больше всего самой собой, не может

не ценить свое удовольствие выше, чем то удовольствие, которое она доставит. Вот почему

60

она медлит...» .

Одной из прекраснейших черт характера Моцарта была его способность стать выше мирских страстей, которые бурлили вокруг него. Его композиции были радостными и благородными даже тогда, когда он особенно страдал от болезней, бедности или неудач. И его музыка, хотя и написана в мире, но не от мира сего. Хотя он много путешествовал и провел 20 лет при разных дворах Европы, у него мы не найдем и самого слабого отзвука современной ему политики.

В 1787 г. Европа приближалась к критическому периоду своего развития за последние два века. В этот год (к ужасу европейских монархов) была подписана Конституция США и вошел в обращение американский доллар. В Британии в это время при Питте Младшем предметом дискуссии стали проблемы мировой империи. Они были спровоцированы готовящимся процессом над Уорреном Гастингсом, первым генерал-губернатором Британской Индии, и созданием Ассоциация по уничтожению рабства. В России императрица Екатерина только что начала последнюю кампанию против турок, для успеха которой она в своей но-

Просвещение и абсолютизм, ок. 1650-1789 497

вой провинции — Крыму — радушно принимала своего союзника императора Иосифа — покровителя Моцарта. В Нидерландах был выслан штатгальтер Вильгельм V, а его жена была взята в заложники республиканской партией «патриотов». Как раз когда Моцарт готовился отправиться в Прагу, прусская армия вступала в Голландию, чтобы восстановить в должности штатгальтера.

Ватикан пытался противостоять поднимающейся светской волне: Пию VI (правил в 1775-1799 гг.) не позволили послать нунция в Мюнхен, и король Неаполитанский отказал ему в принесении обычной феодальной присяги. Во Флоренции он должен был противодействовать намерению герцога Тосканского ввести в тосканской церкви галликанские правила. Во Франции к тому времени, когда состоялось представление Дон Жуана, были уже созваны и распущены и Ассамблея нотаблей, и парламент Парижа. Короля Франции убедили, что надвигается банкротство государства, и он решился созвать Генеральные штаты, полагая первоначально сделать это в июле 1792 г. Было продемонстрировано первое паровое судно. Другие события, важные для будущего, прошли фактически незамеченными. В августе Гораций Соссюр впервые взошел на Монблан. Человек покорял природу.

Сегодня, оглядываясь назад, историк может увидеть, что музыка Моцарта отпевала самые дряхлые и обреченные проявления Старого порядка. Тогда этого еще никто не знал, но Иосиф II был предпоследним императором Священной Римской империи. Дож Паоло Ренье (правил в 1779-1789 гг.) был 125-м из 126 дожей Венеции. Соседка Богемии Польша уже вступила в последнее десятилетие правления последнего из своих 50 суверенных королей и князей. Папа Пий VI был обречен умереть в темнице французских революционеров.

В искусствах, как обычно, традиционное соперничало с новаторским. В 1787 г. появляются

Защита ростовщичества Иеремии Бентама, Ифигения в Тавриде Гете и Дон Карлос Шиллера. В это время Фрагонар, Давид и Гойя стояли у мольбертов, как и Рейнольде, Гейнсборо, Стаббс и Ромни. Современниками Моцарта были Гайдн, Керубини и Карл Филипп Бах.

Конечно, можно сказать, что Дон Жуан был задуман как блестящая, тонкая аллегория суда, который предстоял развращенному и распутнейшему континенту. Пусть и так, но на это нет и намека ни в переписке Моцарта, ни в самой опере. Люди не сознавали надвигающейся катастрофы, и менее всего — во Франции. Маркиз де Кондорсе, например, один из самых радикальных философов того времени, был уверен только в одном: монархия непоколебима61. Образованная француженка со склонностью к музыке оставила такие воспоминания о Париже того времени: «Музыкальные собрания [в Отель-де-Рошешуар] были замечательны. Они проводились раз в неделю... но были и репетиции. Мадам Монжеру, знаменитая пианистка, играла; итальянский певец из Оперы пел теноровые партии; еще один итальянец, Мандини, пел басовые партии; мадам де Ришелье была примадонной; я пела контральто, месье де Дюра — баритоном; хоровые партии исполнялись хорошими любителями. Виотти аккомпанировал нам на скрипке. Таким образом мы исполнили самые трудные финалы. Все очень старались, а Виотти был весьма строг... Сомневаюсь, чтобы где-нибудь еще царили такая легкость, гармония, хорошие манеры и отсутствие всяких претензий, какие можно было найти во всех больших домах Парижа...

И вот посреди этих удовольствий мы приближались к маю 1789 г., смеясь и танцуя по дороге к пропасти. Думающие люди говорили о том, чтобы покончить со всеми

злоупотреблениями. Франция, говорили они, должна родиться заново. Слово революция

62

никогда не произносилось» .

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ВЕЛИКИЙ ПРОЕКТ:

  1. 4. Как проходили завоевания Карла Великого? В чем причины распада империи Карла Великого?
  2. 4.1. Понятие и содержание управленияинновационными проектами 4.1.1. Сущность инновационных проектов
  3. 12. РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС‑ПЛАНА «ОКРУЖЕНИЕ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ», «РИСКИ ПРОЕКТА И СТРАХОВАНИЕ», «КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА»
  4. 4.3. Планирование инновационного проекта 4.3.1. Содержание и виды ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ
  5. Завоевания Карла Великого.
  6. 28. ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  7. Причины Великой депрессии
  8. ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО ВЬЕТА
  9. «Римская империя» Карла Великого.
  10. Великие гуманисты.
  11. Великая греческая колонизация.
  12. Образование империи Великих Методов.
  13. 4. ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКИХ 4 ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
  14. «Великая мутация»: «конец истории»?
  15. Падение и подъем «великих держав»
  16. Италия и великие державы
  17. 22. Система жалованных грамот Великого московского князя
  18. Значение реформ Петра Великого.
  19. Теодорих Великий