<<
>>

ЦЫГАНЕ (ROMANY)

В 1378 г. венецианский правитель Навплиона на Пелопоннесе подтвердил привилегии, ранее дарованные местной общине atsingani — таково первое документальное упоминание о цыганах в Европе.
В 1416 г. город Брашов (Кронштадт) в Трансильвании одарил серебром, зерном и птицей некоего «Эмауса из Египта и 120 его спутников». В 1418 г. та же группа добирается до Гамбурга. В августе 1427 г. группа примерно в 100 человек представляются жертвами преследований в Нижнем Египте, но им отказывают во въезде в Париж, и они обосновываются в Сен-Дени. Безымянный летописец Journal d'un bourgoise de Paris описывает их как грязных, смуглых, бедно одетых людей с женщинами в вязаных шалях и детьми с серьгами. Их отсылают дальше, после того как церковные власти выступают против их гаданий по руке и предсказаний судьбы. Сообщается о францисканце, который видел группу обитателей пещер, возможно цыган, около Кандии на Крите в 1322 г.

Нет сомнения, что рома — цыгане — эмигрировали в Европу из Индии, хотя ранние этапы их пути теперь можно восстановить только на основании лингвистических данных.

Язык рома — индоевропейский язык, родственный хинди, и на нем говорят на протяжении всего пути из Индии через Ближний Восток в Европу. Тот факт, что в его европейских диалектах имеется значительный пласт славянских и греческих корней, свидетельствует о долгом пребывании его носителей на Балканах.

Множество имен, которыми награждали цыган, вносит еще больше неясности в представления людей об их корнях. Греч. atsingani, откуда произошло gitans (франц.), zingari (итал.), gitanos (исп.), zigeuner (нем.) и рус. цыгане, — все восходят к средневековому названию манихейской секты из Малой Азии, и совершенно определенно это было названием неправильным. Очень распространены также богемцыi, или египтяне — откуда gyfti (греч.), gypsy (англ.), faraoni (венг.).

Романи происходит, по-видимому, из их связи с Византийской империей, а не с Румынией. Сами они называют себя Rom (ед.ч.) Roma (мн.ч.).

Попытки как-то законным порядком регулировать присутствие кочевых цыган принимали самые различные формы. Английский статут 1596 г. проводит тщательное различие между цыганами и обыкновенными бродягами. [picaro] Группа цыган была арестована в Йоркшире, и некоторые из них были казнены за колдовство. Но статут дозволяет законопослушным цыганам путешествовать, заниматься своим делом (лудильным) и получать в уплату необходимое для жизни. Аналогичные меры были приняты и во Франции в l683 г. В Австрии статуты 1761 г. были направлены на то, чтобы способствовать оседлости цыган, но бесполезно. В России Екатерина II пыталась защитить цыган, предоставив им статус «рабов Короны», каким они до того были наделены в Молдавии и Валахии. Но, как и евреям, им был запрещен въезд в Санкт-Петербург. В Нидерландах и некоторых других германских

государствах проводилась политика полного изгнания цыган. На протяжении XIX-XX вв. европейские рома-цыгане пытались сохранить свою кочевую жизнь, свое особое ремесло, язык и музыку. [фламенко] В их культуре очень силен оккультный элемент, в их социальной организации важны большие семьи, и во главе племени у них обычно короли или судьи. Их общинная деятельность связана обычно с ежегодными собраниями, которые регулярно проходят в означенных местах встреч. Сен-Мари-де-ла-Мер в Камарге, например, место цыганских празднеств и паломничеств, которые совершаются каждый год в мае к могиле их патронессы Сары. Легенда гласит, что Сара — спутница Марии Магдалины — спасла родственников и учеников Христа от преследователей, привезя их в Прованс.

Цыгане привлекали к себе исключительное внимание художников и поэтов-романтиков. На цыганские темы писали Гюго, Мериме и Борроу. Исключительным успехом пользовалась Сцены из жизни богемы [цыган] (1849 г.) Анри Мюрже. Лист написал исследование о цыганской музыке и ввел цыганщину в моду, что проявилось и в классической музыке, и в увеселительной.

Кармен Бизе (1875 г.) по повести Мериме и Богема Пуччини (1895 г.) на сюжет Сцен Мюрже живут на оперной сцене и в наши дни.

Цыган всегда подвергали преследованиям, и время от времени с исключительной жестокостью. Но истребление цыган нацистами (повторявшее нацистскую политику в отношении евреев) поистине не име- 284 PESTIS

ет прецедента в истории. Коммунистические режимы в целом не обращали на цыган внимания. Послевоенные демократические государства пытались совместить правовое регулирование с гуманистической терпимостью. Но тем не менее в обществах то и дело вновь оживает стереотип отношения к цыганам как к чуждым и не имеющим корней изгоям. Совсем недавно это прояви­лось в безобразной кампании против тех, кто искал прибежища в Германии в 1993 г. Может быть, традиционные и устоявшиеся европейские обще­ства будут всегда испытывать и фобию, и очарование по отношению к тем, кто ведет совершенно чуждый им образ жизни.

Ну, давай прочтем старую сказку вновь:

Историю о бедном ученом из Оксфорда

С живым и быстрым умом,

Который, устав стучать в двери сильных мира,

Однажды летним утром бросил

Своих друзей и отправился изучать закон цыган

И бродить по миру с этим диким племенем...

(Matthew Arnold, «The Scholar-Gipsy» [Книжник-цыган])

на Белград и Скопье. Его преемник Иван Асен II (правил 1218-1241 гг.) присоединил Албанию, Эпир, Македонию и Фракию. Две следующие династии были по происхождению куманскими. Но 28 июня 1330 г. царь Михаил Шишман был убит сербами, которые затем устанавливают свою гегемонию. В последующие десятилетия турки начинают опустошать долины Марицы. К 1366 г. последний болгарский царь Иван Шишман III уже вынужден отослать сестру в гарем султана и объявить себя султанским вассалом. Тырново сравняли с землей. А Болгария на 500 лет становится провинцией Оттоманской империи.

Схожая судьба была и у Сербии. Теснимые соседним королевством Венгрии, где их южные родичи-славяне приняли католицизм, сербы балансировали между Римом и православным миром.

Впервые страна объединилась при Стефане I Немани (1114-1200 гг.), который вынудил Византию считаться с независимостью сербов. Младший сын Немани св. Савва (1175-1235 гг.), афонский монах, освободил сербскую церковь от власти греческого митрополита в Охриде. Он убедил своего брата Стефана II принять от папы королевскую корону. Средневековая Сербия достигла высшей точки развития при неистовом Стефане IV Душане (1308-1355 гг.). В 1346 г., когда Душан венчался на царство, под контролем Сербии уже было несколько бывших болгарских и византийских провинций на юге; в Пеке (Ипеке) сидел сербский патриарх; а управление осуществлялось по имперскому Законнику, или Кодексу. Душан был сюзереном нескольких молодых валашских княжеств и даже собирался завоевать Константинополь. Но Сербия не могла мериться силами с

надвигавшимися турками. 15 июня 1389 г. в Косово на Дроздовом поле сербы потерпели жестокое поражение. Последнего сербского царя зарезали, но и оттоманский султан был предательски убит. Сербия присоединилась к Болгарии как оттоманская провинция.

[задруга]

К северу от Дуная романоязычные валахи, поддержанные мигрантами с гор Трансильвании, сумели создать свои собственные независимые княжества. Трудное положение балканских христиан вновь пробудило на Западе традиции крестовых походов. В 1344 г. руководимый Венецией и госпитальерами морской союз на некоторое время отобрал у турок Смирну. В 1365 г. граф Амадей VI Савойский ненадолго снова захватил Галлиполи и освободил императора, которого удерживали болгары. В 1396 г. армия крестоносцев под водительством Сигизмунда Венгерского потерпела сокрушительное поражение под Никополем на Дунае. В 1402 г. крестоносцы во главе с французским рыцарем Буцико буквально усыпали стены Константинополя, ожидая немедленной атаки султана. А далеко оттуда, за Черным морем, православные христиане бывшей Руси начали постепенно освобождаться от татарского ига. В этом им помогали два новых поднимавшихся на северо-востоке центра власти; Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское. [Никополь].

В течение двух столетий после монгольского нашествия московские князья выходят на историческую сцену и занимают постепенно ведущее положение. Сначала подкупом и предательством они одолевают бесчисленных Рюриковичей во Влади- 285 Христианский мир в кризисе, ок. 1250-1493

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ЦЫГАНЕ (ROMANY):

  1. ФЛАМЕНКО
  2. Цыганское гаданиекак форма мошенничества
  3. Постоянное угнетение.
  4. Как работать с упражнениями этой книги
  5. ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ РУССКОЙ ВЕРСИИ
  6. «Модерн»
  7. ХОЛИЗМ [ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ]
  8. Популярность предсказателей в разных культурах
  9. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  10. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  11. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу