ЦЕРЕМОНИАЛ
Политические ритуалы вообще играли исключительную роль в жизни Византии. Они предназначались для того, чтобы укреплять идеальный taxis, то есть неизменный, гармоничный, иерархически организованный «порядок вещей». Эти ритуалы имели сложную разработанную сценографию с особым вниманием к символизму деталей. По малейшему поводу организовывались процессии и народные шествия, но прежде всего в дни христианских праздников.
В таких случаях ектеньи с возглашением здравия императору перемежались религиозными песнопениями и политическими лозунгами, а также декламацией поэтов, панегириками и громкими возгласами, что находилось в разительном контрасте с обычным торжественным молчанием в присутствии императора. Императорскиесмотрины (невесты), свадьбы и похороны сопровождались выражениями соответственно громкой радости или скорби. Протокол императорской аудиенции разрабатывался в строгом соответствии со статусом гостя. Строго определялось даже расстояние, на каком гость должен был простираться ниц перед императорским троном. Императорский Adventus [прибытие] предписывал точный ранг высылаемых навстречу делегатов, место и форму приветствия, путь следования при въезде в город, церковь для благодарственного молебна и меню для торжественной трапезы.
Этикет Profectio [отбытия] императора, в особенности на войну, предусматривал раздачу милостыни, поклонение штандарту Креста Господня, освящение войска и кораблей. Унаследованный от Рима Triambus триумф предусматривал парад войск, демонстрацию пленников и добычи, а также игры и скачки в Цирке и на Ипподроме и trachelismos, то есть ритуал попрания поверженного врага или узурпатора. Повышение в должности сановников обставлялось таким образом, что не оставалось никаких сомнений относительно источника их успеха.Во всех случаях уделялось огромное внимание одеждам, знакам отличия соответствующего учреждения, цвету и жесту. Церемонии торжественного облачения (и разоблачения) были началом (и концом) всех процессий. Особенно выделялись императорская корона, скипетр и держава, а также акакиа сумка праха, призванная
напоминать о смертности всего живущего. Пурпурный цвет принадлежал исключительно императору, а в иконографии — Христу и Божьей Матери. В языке телодвижений византийцы особенно почитали идеал agalma — «спокойствие как у статуи». Самый полный компендиум византийских ритуалов — манускрипт X века De Ceremoniis aulae byzantinae (Книга церемоний византийского двора). 153 главы этой книги содержат инструкции на все случаи торжественных событий за 600 лет. Предписаниями снабжено все: от танцев и формы обращения до длины волос императора. Императорские церемонии перенимали и воспроизводили патриархи, затем управляющие провинций, военачальники, епископы и, наконец, другие правители по всему христианскому миру. Со временем они легли в основу всего символизма монархической и церковной власти далеко за пределами Империи. Так Карл Великий многое взял у Византии, а последующие монархи Запада — у Карла Великого.
Не исключались и заимствования у варваров. Так обычай поднимать императора на щитах воинов был заимствован у германских племен. Впервые такое действие было совершено с императором Юлианом в Париже в 361 г., и продержался этот обычай (с перерывами) до VIII века.
Миропомазание — chrisma — приняли сначала, кажется, франки, затем оно было занесено крестоносцами в Константинополь в XIII веке. К тому времени в Европе монархические ритуалы существуют уже повсюду и полностью. 184 ORIGOB социальных и экономических вопросах византийское государство практиковало повсеместный патернализм. Торговля контролировалась государственными чиновниками,
неизменно взимавшими 10% налогов со всего экспорта и импорта. Государство регулировало также все аспекты ремесленной и иной производственной деятельности. Государственные предприятия, как гинакеи (производство шелка, где работали женщины), обеспечивали полную занятость населения в городах. Золотая монета Империи 1 номисма = 12 милиарессий =144 фола — служила основным платежным средством в международной торговле на всем Востоке. На Черном море, например, было так много государственных рыбных промыслов, что рабочие Константинополя регулярно ели икру.
Под покровом греческой культуры в Византии сохранялись многочисленные национальные сообщества, причем самого разного этнического происхождения. Невесты императоров бывали из хазар, франков, русских. На Балканах жило греко-славянское население, в азиатских провинциях — пост-эллинистическое и армянское. Исключая крепостное сельское население, византийцы были людьми высокообразованными и с утонченными вкусами. Было развито школьное образование, государственные университеты, академии права и образование для женщин. О Дигенисе Акрите отзывались даже как о «самой замечательной из когда-либо написанных chanson de geste героических поэм», а византийские историки от Прокопия до Анны Порфирородной (1083-1154) составили «лучшую школу историков... в промежутке между историками Древнего Рима и современной Европы». Византийское искусство и архитектура развили собственные стили, которым нет равных. Несмотря на ограничения эпохи иконоборчества (а возможно, и благодаря им) византийская икона внесла неоценимый вклад в европейское искусство. Византия оставалась высокоцивилизованной страной в то время, когда большинство стран Запада пребывали в культурной тьме19.
Еще по теме ЦЕРЕМОНИАЛ:
- 3. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЖОУСКОГО КИТАЯ
- Монголия в XIX в.
- 1. ОТ ЧУНЬЦЮ К ЧЖАНЬГО: УСИЛЕНИЕ ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
- 5. В чем уникальность халифата Омейядов?
- Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
- Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
- Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
- Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
- ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
- Рассмотрим капитал бренда
- Что такое бренд?
- Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
- Мониторинг капитала бренда
- Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
- Как бренды создают ценность для потребителей
- Как бренды создают ценности для компании