<<
>>

Три сословия феодального общества.

В Средние века люди дели­лись на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сосло­вия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных лю­дей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими За­падной Римской империи.

Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих пошли как потомки обедневших свобод­ных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестья­не оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Счи­талось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк).

Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию кресть­ян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось соб­ственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.

Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины уче­ния Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьяво­ла и замолить его грехи перед Богом. Главной обязанностью со­словия молящихся было богослужение. Священники также крес­тили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающих­ся и отпускали им грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих, духовенство было от­крытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились немалые земли.

<< | >>
Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История (уч. для ссузов) .. 2004

Еще по теме Три сословия феодального общества.:

  1. ТЕМА 12 Расцвет феодальной системы Город в системе феодального общества
  2. Роль христианской церкви в феодальном обществе.
  3. Классы феодального общества.
  4. Классы феодального общества. Зависимые и крепостные крестьяне.
  5. ТЕМА 8 Оформление феодальных структур (1Х-Х) Региональные особенности процесса становления феодальных структур Становление основ культуры феодального времени
  6. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.
  7. Сословия
  8. Формы феодальной собственности на землю и феодальная рента.
  9. Сословие
  10. ТЕМА 13 Церковь феодального времени Процессы интеграции и дезинтеграции в социально-политической жизни Европы. Культура феодальной эпохи
  11. Привилегированные сословия: дворянство и духовенство.
  12. Сословия и религия.
  13. Развитие феодальных отношений.
  14. ТРИ КИТА
  15. Феодальная структура сёгуната
  16. § 2. Три основные формы правления у Аристотеля
  17. Борьба феодальных группировок
  18. Три условия продаж
  19. Феодально-абсолютистская монархия.