4.1. Страны Европы в XVI-XVUI вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация

Новое время было важнейшим этапом в процессе станов­ления современной мировой цивилизации. В эту эпоху про­исходит переход общества от «традиционного» типа к «ин­дустриальному». Термин «новая история» появился в ев­ропейской политической мысли еще в эпоху Возрождения.
Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути раз­вития человеческой цивилизации, предложили трехчлен­ное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время. Это деление прочно закрепилось в историче-ской литературе. Что касается вопроса о хронологических рам­ках данного периода, то среди историков до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Долгое время в отече­ственной историографии точкой отсчета Новой истории было

139

принято считать английскую буржуазную революцию 1640 года, явившуюся характерным примером кризиса «ста­рого порядка». Однако процесс разложения феодального общества начался гораздо раньше. В последнее время боль­шинство историков придерживаются принципиально иной точки зрения. Они полагают, что начало нового периода мировой истории следует отнести к рубежу XV — XVI веков. В это время в жизни европейского общества про­исходили изменения глобального характера. В экономи­ческой сфере такие процессы, как активное развитие тор­говли, финансового и банковского дела-, появление и рас­ширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепен­но стали входить в противоречие с традиционными устоя­ми средневековой экономики. Меняется и социальная струк­тура общества. Буржуазия и «новое дворянство», значи­тельно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских госу­дарств. Революционные изменения происходят и в духов­ной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всячес­ких пороков, обязанного всю жизнь искупать «первород­ный грех», а как свободную личность, обладающую огром­ными возможностями. Закономерным результатом разви­тия гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологичес­кой основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV — XVI веков в значительной степени меня­ются представления европейцев о Земле. Достижения науч­ной мысли, Великие географические открытия — все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о сво­ем месте в окружающем мире. Данные явления самым ра­дикальным образом изменили образ жизни европейцев, оз­наменовав начало Нового времени. Процесс трансформа­ции европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая цер­ковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, националь­но- освободительных движений, буржуазных революций,

140

длилась более двух с половиной столетий. Данный пери­од может быть обозначен как раннее Новое время.

Важной вехой в процессе становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы общественной жизни был конец XVIII века, ознаменовавший начало но­вого этапа в развитии мировой цивилизации/ К этому вре­мени существенно возросла политическая и экономическая мощь буржуазии.

В некоторых странах (Нидерланды, Анг­лия) в ее руках находилась практически вся полнота влас­ти. События последней четверти XVIII — начала XIX ве­ков, прежде всего, Великая французская буржуазная рево­люция, нанесли окончательный удар по пережиткам фео­дального строя в Европе. Бурные события этого периода были идеологически подготовлены широким просветитель­ским движением, которое началось с конца XVII столетия. Политические, экономические, морально-этические идеи просветителей стали основой современного либерализма, именно просветители впервые открыто заявили о необходи­мости введения в общественную практику разделения влас­тей, равенства граждан перед законом, создания механизма осуществления «естественных» прав человека. Вторая по­ловина XVIII века характеризуется окончательным утвер­ждением капиталистического способа производства. В этот период процесс перехода от «традиционного» к «индустри­альному» обществу значительно ускорился, что было выз­вано началом промышленного переворота в Европе. Ману­фактура постепенно вытеснялась фабрикой. В развитии стран Европы и Северной Америки все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достиже­ний и технологий, экономическая конкуренция, отчужде­ние человека от результатов труда, борьба трудящихся за свои права. Резко возросший слой наемных рабочих уже в XIX веке начинает оказывать значительное влияние на по­литику правящих злит. Центральной проблемой социаль­ного развития индустриальных стран становятся противо­речия между буржуазией, получавшей огромные прибыли, и бесправным и эксплуатируемым рабочим классом. Борь­ба между этими социальными группами определяла харак­тер развития капиталистических отношений на протяже­нии всего XIX века. Лишь к концу столетия рабочий класс

141

превратился в мощную, организованную политическую силу, с которой ни государство, ни буржуазия не могли не счи­таться. Успехи индустриальной цивилизации способствова­ли укреплению веры во всемогущество человеческих сил, в возможность преобразования окружающего мира по своему усмотрению, идею постоянного поступательного, прогрес­сивного развития цивилизации.

Важнейшим явлением Новой истории было распрост­ранение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географи­ческие открытия, передавшие в руки европейцев огром­ные богатства. Европа утверждала свою гегемонию в мире путем открытой экспансии. Наиболее развитые страны проводили активные колониальные захваты, истребляя и угнетая местное население, навязывая ему свои поли­тические, экономические и культурные нормы и тради­ции. К концу XIX века европейская цивилизация уже господствовала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использовались последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.

Верхней границей периода новой истории считается ру­беж XIX — XX веков, когда западная цивилизация подо­шла к своеобразной исторической развилке: ей предстоя­ло либо найти путь постепенной адаптации к новым усло­виям, либо резко изменить вектор своего развития и пе­рейти в принципиально новое качественное состояние.

Таким образом, период Новой истории можно разделить на два крупнейших этапа: первый — с конца XV — начала XVI веков по вторую половину XVIII века, когда новые явле­ния только зарождались и пробивали себе дорогу в жизнь, и второй — со второй половины XVin по начало XX веков, время ускоренного становления индустриального общества со своей специфической политической и социальной структурой.

<< | >>
Источник: Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е. и др.. История— Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).. 2007

Еще по теме 4.1. Страны Европы в XVI-XVUI вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация:

  1. 4.1. Страны Европы в XVI—XVIII вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация
  2. Глава 1. Основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в Новое время
  3. ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв.
  4. НОВОЕ ВРЕМЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
  5. 5.5. Страны Западной Европы и США в 1918-1939 гг. 5.5.1. Революционный подъем в странах Европы и проблемы послевоенного урегулирования (1918-1922 гг.)
  6. НОВОЕ ВРЕМЯ
  7. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  8. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  9. 4.8. Международные отношения в Новое время
  10. 4.8. Международные отношения в Новое время
  11. Культура Камбоджи в Новое время
  12. Новое времЯ
  13. НОВОЕ ВРЕМЯ
  14. Новое время
  15. НОВОЕ ВРЕМЯ