<<
>>

Социальная структура обществ Древнего мира.

Социальная структура Древнего Востока. Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью.
Ниже его рас-полагались знать, жрецы, высшие чиновники. Многочисленный аппарат чиновников следил за управлением и фун-кционированием государства. Воины, служащие в составе постоянной армии, обеспечивали внутренний порядок в государстве и его защиту от внешних врагов.

Основную часть общества составляли крестьяне-общин-ники. Сельская община являлась основной производственной единицей общества, а основной ячейкой общины была большая патриархальная семья. В ходе процесса приватизации появляется имущественное неравенство и, вследствие этого, зависимые категории населения. Зависимость могла выступать в форме долговой кабалы или арендных отноше-ний на землю.

В городах жили торговцы и ремесленники; Ремесленники часто попадали в зависимость, оказываясь в составе го-сударственного или храмового хозяйства.

Среди торговцев выделяется привилегированная прослойка купцов, занима-ющаяся транзитной торговлей с другими странами.

В самом низу общества находились рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военнопленных и лишь позднее — долговое рабство. Как уже говори-лось, рабство было патриархальным, раб входил в состав большой патриархальной семьи.

На Востоке в качестве организующей общество структуры сложилась система корпораций. Частично этими корпорациями становились уже известные социальные институты (семьи, кланы, общины), частично — новые (касты, секты, цехи). Корпорации на Востоке представляли собой сплоченные и организованные группы населения, имеющие свой устав и свои нормы поведения, отличающие их от других корпораций. Корпорация обеспечивала его члену определенные гарантии защиты от произвола, обычного в восточном обществе.

Человек был тесно вовлечен в жизнь корпорации. Обратной стороной этой вовлеченности выступало своеобразное растворение человека в коллективе. Че-ловек осознавал себя, прежде всего, как часть коллектива, а не отдельной личностью, независимой от других.

Через корпорации государству было проще контроли-ровать общество. Государственным чиновникам было достаточно обратиться к главе корпорации, чтобы добиться желаемого.

В Индии сложилась структура общества, отличная от других древневосточных обществ. Индийское общество со-стояло из варн и каст. О четырех варнах было сказано выше.

Со временем четвертая, низшая варна шудр стала повышать свой статус, сближаясь в своем положении с вайшьями, которые соответственно утратили часть своих позиций.

Варны кшатриев и брахманов находились на самом верху индийского общества. Между ними происходила постоянная борьба за власть. Брахманы опирались на не-пререкаемый религиозный авторитет. Согласно брахма-низму — древнейшей индийской религии, брахманы за-нимают более высокое социальное положение, чем кшатрии. В итоге данное противостояние закончилось в пользу брахманов. Попытка кшатриев заменить брахманизм буд-дизмом и джайнизмом завершилась неудачей. Вплоть до настоящего времени в Индии доминирует развившийся из брахманизма индуизм.

По представлениям жителей Древней Индии, человек в течение земной жизни не мог выйти из состава своей варны. Но по закону кармы хорошие и плохие поступки сум-мировались, и в итоге человек в будущей жизни мог сменить варну на лучшую. Если плохие поступки преобладали, человек перерождался в шудру или животное. Закон кармы приводил к пассивности индийцев в социальной жизни, способствуя их концентрации на нравственном со-вершенствовании.

Со временем система варн становилась только жестче и разветвленнее. Варны делились на подразряды — касты. Все общество превратилось в строгую систему каст. Вторгав-шиеся в Индию завоеватели находили в этой структуре оп-ределенное место и вливались в нее как новая каста.

Ниже системы каст находились неприкасаемые, находящиеся вне общества и закона, любой контакт с ними был запрещен.

Социальная структура Древней Греции. Греческий полис функционировал как государство-община. Опорой полиса были граждане — полноправные члены полиса. Граждане обладали правами и обязанностями в соответствии с законами полиса, участвовали в его управлении и защите. Все граждане в зависимости от богатства были разделены на разряды, согласно которым на них налагались соответствующие имущественные обязанности. Полис гарантиро-вал гражданину права, в том числе, что очень важно, право на частную собственность.

К неполноправным членам полиса относились зависимые крестьяне, утратившие свою землю, и иноземцы. И те, и другие не имели права на участие в управление полисом, поскольку не владели землей. Иноземцы, кото-рых называли метеками, могли быть богатыми людьми, но политическими правами не обладали.

Если гражданин полиса пользовался большей свободой, чем представитель древневосточного общества, то рабы в Греции и Риме находились в худшем положении, чем на Востоке. Стабильное восточное общество, по большому счету, не стремилось усиливать эксплуатацию рабов. При пат-риархальном рабстве раб считался младшим членом семьи.

В Греции, а затем и Риме товарно-денежные отношения и хозяйство, ориентированные на рынок, приводили к уси-лению эксплуатации рабов. Рабы стали рассматриваться не как люди, обладающие какими-либо правами, а как средства получения прибыли. Хозяин относился к рабу как к своей собственности и мог делать с ним, что хотел. Обычной была ситуация, когда раба отправляли на рудники, где он быстро погибал, и его сменял новый, купленный на рынке раб. В Римской империи появилась особая категория рабов, которые сражались между собой для развлечения граж-дан — гладиаторы.

В Греции отсутствовала могущественная жреческая про-слойка. Греки относились к своим богам не так, как на Во-стоке. Греческие боги были похожи на людей, обладали до-стоинствами и недостатками, и между богами и людьми не было такой огромной дистанции, как на Востоке.

Социальная структура Древнего Рима.

В Риме, в отличие от греческих полисов, родовые пережитки существовали дольше и оказывали более сильное влияние на общественную жизнь. Римская семья — классический пример большой патриархальной семьи. Глава семьи полностью распоряжался в своем доме, мог казнить, продать в рабство или наказать своих родственников. Также он выпол-нял жреческие функции в своем доме.

Римские граждане назывались квиритами. Первоначально правами гражданства обладали только патриции — по-томки первых жителей Рима. Плебеи — потомки поздних переселенцев — не участвовали в политической, общественной и религиозной жизни общины, несмотря на то, что были более многочисленны. После долгой борьбы плебеи вынудили патрициев уступить им часть прав. В итоге рим-ское общество разделилось на три сословия: нобилитет (знать); всадников (представители этого сословия одно время служили в кавалерии); плебеи. Нобилитет занимал го-сударственные должности, всадники были торговцами и финансистами, плебеи являлись непосредственными про-изводителями. Плебеи не могли претендовать на избрание на государственные должности.

Основным занятием граждан в Риме, в отличие от Греции, было земледелие, не ориентированное на рынок. Граж-дане-земледельцы составляли основу римской армии, призываясь на службу в случае войны. Позднее, когда римляне уже не могли одновременно вести войны по всему Средизем-номорью и заниматься своим хозяйством, римская армия становится профессиональной. Обедневшие крестьяне стали профессиональными солдатами.

Число римских граждан было невелико в сравнении с количеством жителей завоеванных Римом земель. Постепенно римляне были вынуждены разделить завоеванные земли на несколько категорий (провинций), облагая их различными податями. Жители провинций стремились стать римскими гражданами. Как правило, римское гражданство при-обреталось посредством службы в римской армии. Со време-нем провинциальная знать обрела большое влияние и стала выдвигать из своих представителей римских императоров. Наконец, в 212 г. н. э. все жители Римской империи получили римское гражданство.

<< | >>
Источник: П. С. Самыгин. История П. С. Самыгин — Изд. 18-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс,2011. — 474с. — (Среднее профессиональное образование).. 2011

Еще по теме Социальная структура обществ Древнего мира.:

  1. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества
  2. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  3. Древняя Индия: становление основ социальной структуры
  4. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
  5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
  6. Древняя Индия: политическая система и социальная структура
  7. Социальная структура общества
  8. 3.1. Социальная структура общества
  9. 27. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
  10. 2.Общество и государство в период Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. 3. ) Социально-экономические отношения.
  11. Глава 9 Древняя Индия: становление основ социальной структуры
  12. Глава 10 Древняя Индия: политическая система и социальная структура
  13. Глава 2. Социально - стратификационная структура общества
  14. § 1. Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества
  15. Социальная структура общества
  16. 18 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
  17. Изменения в социальной структуре общества.
  18. 19 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ДИНАМИКА ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ
  19. Является ли интеллигенция элементом социальной структуры общества?
  20. 1. Политическая мысль Древнего мира