<<
>>

СОНАТА

Первоначально соната означала вообще музыку, которую «играли», а не пели. Но в XVIII в. сонатой стали называть особую форму музыкального произведения, которая решительно преобладала среди других видов инструментальной музыки.
Сонатная форма занимает центральное место в творчестве классических композиторов от Моцарта до Малера. Соната противостоит полифоническому стилю предшествующей эпохи — она стала воплощением тех условностей, против которых выступили позднее новые стили. Здесь надо выделить два аспекта: деление композиции на отдельные части в разных темпах и разработанную гомофонную гармонию. [тон]

У сонатной формы не было одного конкретного начала. Ранним примером является Sonata pian e forte (1597 г. ) Габриели. Но закрепление за сонатной формой постоянного набора из четырех разнохарактерных частей появляется только в произведениях Арканджело Корелли (1653-1713) из Болоньи. Дальнейшее развитие соната получает в клавирных композициях К.-Ф.-Э. Баха (1714-1788), и, наконец, Гайдн и Моцарт доводят сонату до

совершенства.

Теоретические обоснования этой формы просматриваются уже в Трактате о гармонии, сведенной к ее естественным принципам (1722 г.) Ж.-Ф. Рамо, но окончательно оформляются в Школе практической композиции (1848 г.) Карла Черни, то есть через 20 лет после смерти величайшего мастера сонаты Бетховена.

Обычно сонатная форма делится на четыре контрастных части. Сначала аллегро в быстром темпе, что можно сравнить с увертюрой оперы. Медленная вторая часть выросла из барочной aria da capo. Третья часть — обычно менуэт и трио — основывалась на танцевальной сюите. Финал обычно имеет тональность и темп, напоминающие о начале. Каждая из четырех частей следует обычной схеме: экспозиция мелодической темы, гармоническая разработка и в конце реприза, а иногда еще и кода, своебразное «размышление».

Гомофония является антиподом полифонии. Для нее характерна музыка, которая, как и хоралы, основана на последовательности аккордов, состоящих из мелодически и гармонически связанных нот. Классическая гармония, таким образом, противоположна полифо­ническому контрапункту. И теперь, когда мы представляем себе, как И.-С.Бах в пустой церкви Лейпцига сочиняет свое Искусство фуги (175G г.), мы понимаем, что эта картина символизирует уход эры полифонии. А встающая перед глазами картина слабеющего, но по- прежнему одухотворенного Бетховена, который, преодолевая себя, завершает последние пять квартетов, — это вершина гомофонии.

Бетховен считал своим лучшим произведением Квартет до диез минор, опус 131 (182б г.). В нем он развил каждый из тех элементов, на которых выросла соната, — начальную фугу, скерцо с одной темой, центральную арию с вариациями и «сонату в сонате» на «обращенной» фуге. Это произведение называют «жизненным циклом человека» и «микрокосмом европейской музыки».

За период 175G-1827 гг. Гайдн, Моцарт и Бетховен сочинили вместе свыше 15G симфоний, свыше 1GG сонат для фортепиано, свыше 5G струнных квартетов и бесконечно много концертов — все это в сонатной форме. Эти произведения являются основой классического репертуара.

ден вопреки собственному мнению издать буллу Unigenitus Dei filius (1713 г.) с осуждением янсенизма. Булла, которая была специально направлена против трактата Reflexions morales [Моральные размышления] Пасхазия Кенеля, ораторианца [ораторианцы — итальянская духовная конгрегация], сочувствовавшего янсенистам, вызвала бурю протестов и на десятилетия расколола французское общественное мнение. В Нидерландах в 1724 г. она привела к расколу среди католиков и созданию архиепископом Утрехтским Старокатоличес­кой церкви Голландии. В Германии движение, начатое в 1763 г. трактатом Й.-Н. фон Гонтхейма (Febronius), ставило своей целью примирить католиков и протестантов, радикально ограничив центральную власть Рима. В Польше Ватикан утратил эффективный контроль над страной из-за политического давления России на церковных иерархов.

Во всех этих спорах иезуиты, всегда бывшие папистами в большей степени, чем сами папы, стали представлять собой большую проблему. Бене-

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме СОНАТА:

  1. Композиторы.
  2. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  3. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  4. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  5. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  6. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  7. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  8. Рассмотрим капитал бренда
  9. Что такое бренд?
  10. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  11. Мониторинг капитала бренда
  12. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  13. Как бренды создают ценность для потребителей
  14. Как бренды создают ценности для компании
  15. Корпоративная репутация и корпоративный бренд
  16. ГЛАВА 2. Стратегическое значение брендинга
  17. Стратегическое значение брендинга
  18. Постоянное оберегание отличий