<<
>>

СМЕРТЬ

В 1927 г. в Бухаресте Корнелиу Кодряну сформировал Легион архангела Михаила. Вместе со своим полувоенным крылом Железная гвардия Легион вырос в одно из самых могучих фашистских движений Европы.
В 1937 г. он получил значительную часть голосов отнюдь не малочисленных праворадикальных избирателей и в 1940-1941 годах в союзе с армией генерала Антонеску ненадолго возглавил Национальное государство легионеров Румынию. Однако в феврале 1941 г. Легион взбунтовался против своих военных союзников, и его деятельность был прекращена.

Идеология Легиона представляла собой странную вариацию на тему «Кровь и Почва» и придавала особое значение «костям предков». Возрождая Румынию, идеологи Легиона заявляли, что создали новое национальное сообщество живых и мертвых, а партийные ритуалы строились на культе мертвых. Собрания начинались перекличкой павших товарищей, причем когда назывались их имена, то собравшиеся отвечали криком «Здесь». Земля с могил святых смешивалась с «пропитанной кровью почвой» с полей битв, на которых сражались члены партии.

Грандиозными торжествами становились эксгумация, очищение и пере­захоронение праха партийных мучеников. Эксгумация Капитанула (так именовался глава Ордена Кодряну), убитого в 1938 г., стала самым большим из таких торжеств за все время, пока Легион был у власти. Над головами проносились самолеты нацистов. Смерть Кодряну была одним из сотен подобных политических убийств конца 1930-х гг., когда эскадроны смерти Легиона вели борьбу с политической полицией короля. Кодряну был задушен, затем ему прострелили голову и обезобразили кислотой, прежде чем тайно похоронить под семью тоннами бетона.

В Румынии, Сербии и Греции православные верят, что душа почившего не может расстаться с телом, пока не разложилась окончательно плоть. По этой причине семья обычно собирается через 3-7 лет после первого погребения и эксгумирует скелет, который с любовью очищают и омывают в вине, а затем предают вечному упокоению.

Здесь также верят, что некоторые трупы не могут разложиться. В православной службе отлучения есть такая фраза: «пусть твое тело никогда не истлеет». Когда же покойник убит или покончил жизнь самоубийством, то душа мучается, навсегда заключенная в могиле. Для умиротворения такой души в районе Марамур

совершается ритуал обручения со смертью.

В некоторых регионах Румынии, согласно народной традиции, такая томящаяся душа может летать «от захода до пенья петухов». Особенно в день памяти апостола Андрея (30 ноября по ст. ст.) и в навечерие Михайлова дня (8 ноября по ст. ст.) обретшее вновь душу тело тогда бродит по земле, проскальзывает в замочные скважины, совокупляясь со спящими или питаясь их кровью. Чтобы оберечь себя от таких посещений, крестьяне приводят на кладбище черного жеребца. Если же он испугается, наступив на какую-нибудь могилу, то они протыкают громадным колом подозрительный труп, чтобы он не мог сдвинуться. Уже из самых ранних этнографических исследований был известно, что Румыния — страна вампиров.

Политологи пришли к выводу, что румынский фашизм был всего лишь омерзительным вариантом этого верования со склонностью к антисемитизму и некрофилии. Антрополог бы сказал, что фашизм воспользовался глубинными религиозными и народными верованиями. В декабре 1991 г., как только пала коммунистическая диктатура, появилось новое Движение за Румынию, а Кодряну стал героем этого движения.

убедил президента Гинденбурга ввести в действие ст. 48 Веймарской конституции. Отныне немецкий президент мог «применять вооруженные силы для восстановления порядка и безопасности» и приостанавливать на время осуществление «основных прав граждан». Это был тот инструмент, которым другие могли воспользоваться для свержения демократии.

Здесь очень важна последовательность событий. Буря бушевала три года: углубление рецессии, рост безработицы, сражения на улицах коммунистов с антикоммунистами, выборы, никому не приносившие окончательного перевеса, и бесконечные правительственные кризисы.

В июне 1932 г. другой канцлер меньшинства, Франц фон Папен, получил поддержку Рейхстага благодаря 718 TENEBRAE

сотрудничеству с депутатами-нацистами. Шесть месяцев спустя он приготовил новую комбинацию: решил сделать Гитлера канцлером, а себя вице-канцлером, включить в правительство из 12 человек троих нацистов. Президент Гинденбург и германские правые вообще посчитали эту идею прекрасной: они думали, что используют Гитлера против коммунистов. На самом деле, когда Гитлер принимал приглашение (одетый, как и подобало случаю, в цилиндр и фрак), это именно он, Гитлер использовал их.

Не прошло и месяца после этого, как за неделю до следующих выборов загадочный пожар разрушил здание Рейхстага. Нацисты заявили, что это Красный заговор, арестовали коммунистических лидеров, завоевали 44% голосов в накаленной атмосфере антикоммунизма, а потом спокойно провели законодательный акт о предоставлении канцлеру чрезвычайных полномочий на четыре года. В октябре Гитлер организовал плебисцит по вопросу выхода Германии из Лиги Наций и из Конференции по разоружению. Он получил поддержку в 96.3%. В августе 1934 г., после смерти президента, он созывает новый плебисцит по вопросу одобрения его выдвижения на новый партийно- государственный пост «фюрера и рейхсканцлера Рейха» со всей полнотой власти и чрезвычайными полномочиями. На этот раз он получает поддержку в 90%. Теперь Гитлер контролирует ситуацию. В своем последнем походе на вершину власти он ни разу не преступил Конституцию. Но легко указать, кто лично отвечал за успех Гитлера. Четыре года спустя Гитлер принимает своего бывшего партнера фон Палена в Берхтесгадене и говорит: «Сделав меня канцлером, герр фон Папен, вы сделали возможной национал- социалистическую революцию в Германии, Я никогда этого не забуду». Фон Папен отвечает: «Конечно, мой фюрер»39.

Демократический триумф Гитлера выявил природу демократии. У демократии мало собственных достоинств: она настолько хороша или настолько плоха, насколько хороши или плохи принципы людей, которые ее пользуются.

В руках либеральных и терпимых людей она производит либеральное и терпимое правительство; в руках людоедов — правительство людоедов. В Германии в 1933-1934 гг. она произвела нацистское пра­вительство, потому что культура немецких избирателей на тот момент не придавала первостепенного значения тому, чтобы не допустить к власти бандитов.

Адольф Гитлер (1889-1945) был австрийцем и стал хозяином всей Германии как ни один немец до него. Он родился в Браунау на баварской границе и был сыном таможенного чиновника; он вырос, постоянно сознавая позор того, что ero отец был внебрачным ребенком (вот почему те, кто хотел его обидеть, называли его иногда прежней фамилией «Шикельгрубер»). Его жизнь была тяжела в ее начале и ничего не сулила в будущем. У него были некоторые художественные способности, но он не смог получить необходимого образования и слонялся по сомнительным ночлежкам Вены, перебиваясь иногда работой декоратора и художника почтовых открыток. Сосредоточенный на себе, обидчивый и одинокий, он был хорошо знаком с патологическими настроениями антиславянского и антисемитского полусвета немецкой Вены. Он бежит из Вены в Мюнхен, где радостно приветствует Первую мировую войну как благословенное избавление от своей личной неустроенности. Служил он храбро и был дважды награжден Железным Крестом (второго класса и первого класса), выжил, когда его товарищи погибали, был отравлен газами. Войну он закончил в госпитале глубоко озлобленным человеком. [лангемарк]

Послевоенная карьера Гитлера возместила ему неудачи молодости. Его партия НСДАП приняла в качестве программы варево из обывательского расизма, германского национализма и вульгарного социализма, что оказалось привлекательным, во-первых, для бродяг вроде него, а потом и для миллионов избирателей. На перевернутых ящиках на перекрестках улиц поверженной Германии он обрел искусство оратора (или демагога), которое вознесло его на самую вершину власти. Он научился управлять голосом и менять темп речи, жестикулировать, натягивать на лицо победную улыбку и неукротимую ярость, и при этом так захватывал слушателей, что существо его слов было уже почти не важно. Это ero искусство, преумноженное вскоре прожекторами, громкоговорителями и музыкальными хорами, можно сравнить только с искусством призывающих к религиозному возрождению проповедников или с более по- Затмение в Европе, 1914-1945 719

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме СМЕРТЬ:

  1. Смерть
  2. Смерть
  3. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К СМЕРТИ
  4. ГЛАВА9ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА СМЕРТИ
  5. 56 ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА СМЕРТЬ
  6. "СМЕРТЬ АМЕРИКЕ"
  7. ЗАПИСЬ О СМЕРТИ Н. А. БЕРДЯЕВА
  8. Монголия после смерти Даян-хана
  9. Смерть Сталина и десталинизация Европы, 1953-1956
  10. Сцена аутоэротической смерти
  11. «Пугливый кот»: не говорите мне о смерти!
  12. ГЛАВА 15. Лицом к лицу со смертью
  13. Путь к успеху через «зону смерти»
  14. Жизнь и смерть величайшего биржевого спекулянта
  15. 3. Политическая борьба за реформы после смерти Мао Цзэдуна.
  16. Добровольное личное страхование на случай смерти или утраты трудоспособности работника
  17. Последние годы царствования Филиппа и его смерть
  18. Перемены после смерти Сталина и хх съезд КПСС.