<<
>>

САМОС

Самосская глиняная посуда, бытовая красная глазированная посуда Римской империи, возможно, появилась впервые на острове Самос, но по большей части она производилась в других местах.
Из важного центра по производству такой посуды — Арреции (Ареццо), пик активности которого приходится на 30-40 гг. н. э., готовую продукцию развозили по разным гончарным мастерским в Галлии. Нам известно 45 главных центров; однако самые большие (начиная с I века) располагались в Ля Грофесенк (Аверон) и Банассак (Лозер), а, начиная со II века, в Ле Мартр де Вейр и Лезо (Пе дю Дом) и с III века в Трире и Tabernae Rhenanae (Райнзаберн) в Германии. В целом же, гончарные центры располагались на громадной территории от Испании и Северной Африки до Колхестера и Апчерч в Англии и до Вестерндорфа на реке Инн в Австрии.

Изобретательностью и кропотливым трудом специалисты

по керамике восторжествовали над миллионами горшков или их осколков, обнаруженных археологами, а самосская посуда бросала ученым особый вызов. С тех пор, как в 1879 г.

началось ее изучение, было идентифицировано 169 печей для обжига (то есть мест массового производства посуды), а также 3000 личных клейм. Ханс Драгендорф (1895) установил классификацию из 55 стандартных форм сосудов (D1-D55). Другие исследователи каталогизируют декоративные мотивы, технику (как глазировка), состав глины и текстуру terra sigillata, определяют цветовой спектр от характерного оранжево-розового цвета Банассакадо темнооранжево-коричневой посуды из Ле Мартр де Вейр. За первыми коллекциями, собранными Британским музеем и Музеем Карнавалле, последовали бесчисленные собрания от Торонто до Любляны.

Особенно много говорят нам клейма на посуде. Часто в

начале встречается буква f (=fecit сделано), m {=manu рукой) или of(-officina фабрикой), и для нас оживают мастера, которые производили предметы самого широкого потребления.

На сегодня мы много знаем о жизни 51 гончара из центральной Галлии. Кокат Иденал и Ранто трудились в правление Траяна (98-117 гг.); Цинамм из Лезу — ок. 159-190; Банн, Кассурий и Дивикст захватили пять правлений от Антонина Пия (138-161 гг.) до Альбина (193-197 гг.).

В результате у нас теперь имеется такой корпус знаний, и они так детальны, что даже самый малый фрагмент самосской посуды может быть датирован и привязан к определенному месту производства. Такие знания весьма полезны для археологов. Кратер, принадлежащий к самосской посуде из Галлии, был найден нераспечатанным в Помпеях. Такие грузы рассылались во все города и поселения Империи.

публики. Несколько самых старых и высших кланов - Валерии, Фабии, Корнелии, Клавдии и другие gentes maiores составили среди патрициев аристократию. Более широкую группу составляли nobiles, куда вошли все, имеющие среди своих предков консула. Они так же, как и gentes maiores, заседали в Сенате. Они были наделены и другим, весьма почетным правом — выставлять на публичное обозрение портреты своих предков (исполненные в технике энкаустики). Представители сословия equites [всадников] не могли заседать в Сенате, но всадники были владетельным классом, стоявшим на социальной лестнице сразу после сенаторов. Это были состоятельные люди, обладавшие достаточными средствами, чтобы служить в кавалерии. Они имели право носить angusticlavia — тогу с двумя тонкими пурпурными полосами по нижнему краю, в то время как сенаторы носи­ли laticlavio — тогу с широкой пурпурной полосой. В театре они занимали первые четырнадцать рядов, сразу же за orchestra, где сидели сенаторы. При Августе они особенно выиграли от представившихся новых возможностей продвижения и, вытесняя аристократов, постепенно превратились в основу правящего класса.

Сохранялась, однако, большая разница между городом и сельской местностью. Провинциальные города, как и Рим, вырастали в большие центры с громадными общественными сооружениями — мощеными улицами, акведуками, банями, театрами, храмами, памятниками, в которых быстро росли классы торговцев, ремесленников и пролетариев.

Городская беднота, которую часто успокаивали, как говорил Ювенал, «хлебом и зрелищами» {partem et circenses), превращалась в важнейший социальный фактор. В сельской мест-

122 Roma

ности жили на своих прекрасных виллах знатные римляне и трудившиеся на больших латифундиях рабы. Постепенно приобретал все большее значение средний, предпринимательский класс libertini — отпущенников, освобожденных рабов; в особенности этот процесс ускорился, когда с концом завоеваний Республики прекратился приток новых рабов. [Спартак]

Несмотря на разительные контрасты римского общества — между беспредельной властью и богатством патрициев и ничтожным существованием множества их рабов; между безбедной жизнью многих горожан и отсталостью племен в малонаселенных районах и варваров, на окраинах Империи, — благодаря гибкости римской социальной традиции с ее патернализмом, вспышки классовых конфликтов были редки и немногочисленны. В Риме большое значение имели кровнородственные связи и процветали самые сложные семейные союзы. Наверху, у власти, находились патриции, совершенно так же, как во главе больших семей были pater familias [отцы семей]. Первоначально патриции делились на три трибы; трибы — на тридцать curine, или курий; они в свою очередь — на gentes — кланы, или фамилии. В позднейшие времена gens состоял из людей, претендующих на происхождение от одного общего отдаленного предка мужского пола, a familia означала группу домочадцев. Краеугольным камнем семейного права была абсолютная власть отцов над членами семьи, patria potestas. [nomen]

В Риме было множество общественных собраний, которые выполняли как социальную, так и политическую функции. Патриции встречались сами по себе в comitia curiata — куриатных комициях, собраниях курий. На таких собраниях, среди прочего, утверждали назначение консулов. Плебеи также регулярно собирались в comitia tributa — трибутных комициях, или собраниях членов трибы, где обсуждались их дела, выбирались от них должностные лица — трибуны, то есть представители трибы, а также quaestores (квесторы), и aediles (эдилы) — плебейские мировые судьи.

После 449 г. до н. э. собрания плебеев могли созывать и консулы, и трибуны. Собрания проходили на Форуме, и в ходе plebiscita — плебисцитов, голосования плебса, высказывались мнения по любым предложенным вопросам.

По военным вопросам патриции и плебеи собирались вместе в comitia centuriata — центуриатных комициях, или собраниях центурий [сотен — основных подразделений римского легиона, которые на ранних этапах комплектовались по территориальному признаку и вместе с тем были единицами территориальной организации военнообязанных граждан. Эти собрания проходили вне города на громадном Campus Martius — Марсовом ноле, где выстраивались тридцать пять триб. Каждая триба делилась на пять классов по имущественному положению ее представителей. Выше всех стояли equites, всадники, в самом низу находилась pedites, пехота. Со временем появился также класс людей, не имевших собственности, — proletarii, или пролетарии. Каждый класс в свою очередь был организован в centuriae — центурии, сотни, а каждая сотня состояла из старших (мужчин в возрасте 45 — 60 лет, резерва) и младших (мужчин в возрасте 17-45, пригодных для активной военной службы). Перепись 241 г. до н. э. показала, что в 373-х центуриях было всего 260000 мужчин, то есть примерно по 700 человек в центурии. Это было все мужское население Рима. Эти центуриатные комиции постепенно переняли функции, которыми до того были наделены только патриции, включая избрание главных чиновников, утверждение за военачальниками imperium — особых (близких к диктаторским) полномочий, связанных с «правом командовать», ратификацию законов и решений о войне и мире. Голосуя, собравшиеся опускали глиняные таблички в две корзины по мере того, как они покидали место сбора своей центурии. Процедура должна была совершаться в течение одного дня.

Внутри этих собраний решающую роль играли группы патроната. В исключительно иерархическом, весьма градуированном обществе было естественно и даже необходимо, чтобы богатые патриции манипулировали стоявшими ниже их на общественной лестнице и таким образом влияли на решения народных собраний. Для достижения этой цели у каждого патрона была группа зависящих от него клиентов. Патрон считал себя в праве ждать от своих клиентов поддержки своей политики и предпочтительных для него кандидатов. Клиенты ждали денежного вознаграждения, должностей или недвижимости. Послужить богатому патрону было лучшим способом продвинуться в Древний Рим, 753 г. до н. э . — 337 г. н. э. 123

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме САМОС:

  1. Битва при Микале
  2. Олигархический переворот 411 г. до н. э.
  3. Последствия Херонейской битвы
  4. Монеты
  5. Пифагор
  6. Правление Тридцати тиранов и восстановление демократии
  7. Скульптура, ее типы, направления и школы
  8. Зачем нужен бизнес-план.
  9. Геродот
  10. ИОНИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
  11. Падение Милета
  12. 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП
  13. Источники рабства
  14. ПРЯНОСТИ И БЫК
  15. Эпикуризм
  16. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008