<<
>>

Русское народничество 70—80-х гг.

Главным направ-лением освободительного движения пореформенной России становится народничество. Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед наро-дом и должна посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации.
Будучи социалистами, народники полагали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталис-тическую стадию; опорой для этого послужит крестьянс-кая община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народников не было единства по вопросам теории и тактики революционной борьбы. Можно выделить три крупнейших течения в народничестве. Тео-ретиком так называемого «бунтарского течения» был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по инстинкту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русского анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуатации и деспотизма». Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т.
е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, про-изводственных ассоциаций на основе коллективной собствен-ности орудий и средств производства.

Основателем и теоретиком пропагандистского направ-ления был П.Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо готовить к революции и социализму посредством долгой пропаганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так называемого «заговорщицкого течения». Согласно его теории власть должна была быть захвачена хорошо органи-зованной революционной партией, которой затем следовало внедрить социализм в русскую жизнь.

В середине 70-х годов в среде народников распростра-нилась практика «хождений в народ». Ряд активных деятелей этой организации двинулся в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт.

Однако крестьяне весьма настороженно относились к та-ким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рамках которого интеллигенты селились в деревне, планомер-но агитируя крестьян за революцию, завершилось не более удачно, чем первое. В 1876 г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная организация, получившая название «Земля и воля». Организа-цией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Ан- текман и пр. Это была прекрасно организованная и хорошо законспирированная организация, имевшая свои филиалы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования пере-дачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправления, свободы слова, собраний, совести и т. д. Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропаганда среди различных слоев общества. Террор рассматри-вался лишь как средство самозащиты или конкретно на-правленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба между сторонниками тактики террора (группа А. Желябова) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций — «Народной воли», которая перешла к прямой борьбе против самодержавия, и «Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основ-ной целью народовольцев стало цареубийство, которое должно было явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудачных покушений 1 марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом- террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожиданиям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арестована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.

<< | >>
Источник: П. С. Самыгин. История П. С. Самыгин — Изд. 18-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс,2011. — 474с. — (Среднее профессиональное образование).. 2011

Еще по теме Русское народничество 70—80-х гг.:

  1. 55. Политико-правовая идеология «русского социализма» (народничества)
  2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИДЕЙНОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАРОДНИЧЕСТВА
  3. 62. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НАРОДНИЧЕСТВА. М. А. БАКУНИН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ
  4. Народничество.
  5. 2. РУССКО-ОСМАНСКИЕ И РУССКО-КРЫМСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
  6. 12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
  7. Византийско-русские отношения в IX—XI вв.
  8. Русская социологическая мысль
  9. 7. Общая характеристика русской правды
  10. Русская социологическая мысль
  11. 12. РУССКАЯ ПРАВДА»
  12. РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ