<<
>>

REVERENTIA

Однажды (дело было в VI веке) на пути между Бургундией и Авиньоном юного Георгия

Флоренция (будущего Григория Турского) с матерью застала буря. Его мать помахала мешочком со святыми мощами (реликвиями) в сторону нависшего грозового неба, и тучи рассеялись, а путешественники продолжили свой путь невредимыми.

Поначалу тщеславный мальчик приписал чудо собственному доброму поведению. Но при этом его лошадь споткнулась, и он упал на землю. Это было наказание за гордыню. В другой раз во время посещения базилики св. Юлиана в Бри-уде у Григория разыгралась невыносимая головная боль. Опустивши голову в тот фонтан, где когда-то омыли отрубленную главу потерпевшего мученика, он обнаружил, что боль прошла. Это было уроком reverentia — почитания святых предметов и мест и обращения к их целительной силе. С окончанием гонений на христиан культ мучеников и собирание святых мощей и других связанных со святыми реликвий постепенно заняло центральное место в жизни христианина. Первоначально мощами считались останки главных персонажей Евангелий.
Но допускалось почитание останков и тех святых, которые имели более опосредованную связь с евангельскими событиями. Главным центром собирания и (распространения) святых останков стал Константинополь. Там хранились такие бесценные святыни, как два фрагмента Истинного Креста, Терновый венец, Священное копье, Пояс Божьей Матери и несколько глав Иоанна Крестителя. После постанов­ления Второго никейского собора, чтобы все новые церкви освящались на мощах святых, интерес к мощам возрос еще больше. Тело ал. Марка было привезено из Александрии в 823 г. и отвезено в Венецию. В 1087 г. тело святителя Николая прибыло в Бари. Но самыми ретивыми охотниками за святынями стали крестоносцы.

Почитание (reverentia) мощей (и святынь), такое очевидное у Григория Турского, часто принимали за простое суеверие.

Однако при ближайшем рассмотрении оно оказывается не только средством выявления этического кодекса личности, но и средством для более тонких игр, связанных с общественным положением и политикой. Почитание мощей было характерно для настоящего верующего; отсутствие ее — для язычника, для человека необразованного или самодовольного. Духовенство, совершавшее богослужение при перенесении мощей, очень выигрывало, укрепляя согласие среди своей паствы и приобретая ее одобрение. Те церкви и города, которые владели особенно важными святынями, очень повышали свой престиж, стяжали Божественную защиту и, без сомнения, доход от паломников. В том, что душа, чающая вечной жизни, окружает себя атрибутами смерти и особенно почитает кости и гробницы, можно видеть парадокс. И требовалась просто барочная чувствительность, чтобы ощущать, как святые останки благоухают ароматом лилий и роз, видеть сияющий вокруг них свет и слышать ангельское пение.

Со временем, однако, мощи ценили все меньше. Когда уже все апостолы, мученики и отцы

Церкви были востребованы, появилась опасность, что святым станут объявлять каждого епископа. Епископ Приск Лионский, ставший им в 573 г., вовсе не собирался этого делать. Он похоронил своего предшественника Ницетия в обычной могиле и позволил его дьякону носить облачения Ницетия как халат. Случилось, однако, что и Приск, и Ницетий были канонизированы, но только в 1308 г.

Протестантская Реформация повела настоящую войну со святыми реликвиями, и многие святыни были разорены. Но протестантский гнев не затронул ни православный, ни католический мир. Мощи многих замечательных почивших до сих пор можно увидеть в итальянских церквах, как и в пещерах Печерской лавры в Киеве. Совершенно особое собрание мощей, Сокровищница монастыря в Oignies XII в., сохраняется в полной неприкосновенности в Намюре. Дважды погребенные, чтобы избежать охотников за сокровищами времен Французской революции и нацистской оккупации, эти мощи включают такие бесценные сокровища, как ребро ап. Петра, ногу an. Иакова и молоко Пресвятой Девы. Все заключено в великолепные реликварии (ковчежцы, раки), каждый из которых формой напоминает (к ужасу паломников) анатомию содержимого. Каждый исполнен из золота и серебряной филиграни, украшен драгоценными камнями и серебряной по черному чернью (niello). Причисленные к «Семи чудесам Бельгии», они хранятся сестрами монастыря Божьей Матери на ул. Жюли Билльяр, 17 в Намюре. Рождение Европы, ок. 330 - 800 201

единой; в реальности — уже нет. Папой некогда с любовью называли всякого епископа; теперь так стали называть только епископа Рима. Родилось панство. [reverentia]

Седьмой вселенский собор (787) — второй собор в Никее — был посвящен иконоборчеству. Собор поддержал мнение, присланное из Рима Адрианом I: изображения следует почитать, но не так, как Бога. В последний раз Рим и Константинополь предприняли согласные действия в вопросах вероучения.

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме REVERENTIA:

  1. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  2. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  3. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  4. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  5. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  6. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  7. Рассмотрим капитал бренда
  8. Что такое бренд?
  9. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  10. Мониторинг капитала бренда
  11. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  12. Как бренды создают ценность для потребителей
  13. Как бренды создают ценности для компании
  14. Корпоративная репутация и корпоративный бренд
  15. ГЛАВА 2. Стратегическое значение брендинга
  16. Стратегическое значение брендинга
  17. Постоянное оберегание отличий
  18. То, что вы делаете сначала, наиболее важно
  19. Бренд - это реальный контракт
  20. Товар и бренд