<<
>>

1. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И КАН ЮВЭЙ

Тридцатилетний опыт проведения политики «самоусиления» продемонстрировал, что маньчжурская монархия оказалась не­способной эффективно соединить отстаивание независимости страны и ее модернизацию.
Китай все больше приобретал при­знаки полуколониальной страны.

Неприятие достижений Запада, за исключением военных тех­нологий и производства оружия, характерное для маньчжурских правителей, разделяла и большая часть представителей традици­онного китайского господствующего класса. Шэньши, обязанные своим общественным статусом конфуцианским устоям китайс­кой деспотии, отвергали возможность реформ политических ин- статутов. Тем не менее в конце XIX в. среди молодежи, получив­Шей традиционное образование и связывавшей свое будущее с государственной службой, формируется оппозиционное движе­ние, участники которого приходят к мысли о необходимости не только экономических перемен, технологических нововведений, но и реформ, затрагивающих основы политической системы им­перии. Главным побудительным мотивом, заставлявшим их от­стаивать реформы, осуществление которых могло привести к упад­ку традиционного господствующего класса, частью которого они сами являлись, была необходимость открыть дорогу становлению независимого и процветающего Китая.

По их мнению, это было невозможно без более широких заимствований западного опыта в области не только экономических, но также и политических отношений.

Это оппозиционное движение сторонников реформ знамено­вало собой наступление нового этапа в развитии китайского на­ционализма, стремившегося теперь соединить тысячелетнюю тра­дицию Срединного государства с восприятием экономических достижений Запада и его опыта парламентской демократии. К намеченной цели реформаторы полагали возможным прийти пу­тем преобразований политической системы Китая сверху, в ре­зультате реформ, предпринятых самим императором.

Их идеал — конституционная монархия, по типу той, что была установлена в Японии после реставрации Мэйдзи.

Видную роль в движении реформаторов сыграла группа моло­дых соискателей ученых званий, главным образом выходцев из южных провинций Китая, испытавших наибольшее влияние За­пада. Признанным лидером оппозиционеров был Кан Ювэй (1858—1927), происходивший из семьи гуандунских шэныии. Это был в высшей степени талантливый человек, получивший пре­восходное конфуцианское образование. В возрасте 27 лет он вы­держал экзамены на высшее ученое звание цзиньши. К этому вре­мени его имя было уже широко известно среди шэныии благода­ря целому ряду его работ, посвященных конфуцианству. В своих трудах Кан Ювэй стремился выявить искажения оригинальных текстов, принадлежащих отцу китайской философии, и предста­вить Конфуция одним из первых реформаторов китайской тра­диции. Он считал это необходимым для обоснования возможнос­ти преобразований в китайской империи конца XIX в.

Однако Кан Ювэй не ограничивался лишь изучением истории китайской цивилизации. В не меньшей степени его влекла исто­рия стран Запада, а также ход реформ в других странах Востока, таких, как Япония, Турция. Мимо его внимания не прошли и деяния Петра I, сумевшего, по его мнению, добиться небывало­го усиления мощи России. В одном из своих произведений Кан Ювэй писал: «Государства, вставшие на путь реформ, обрели силу; сохранившие же приверженность прежнему исчезли. Современ­ные проблемы Китая состоят в стремлении опереться на старые установления и отсутствии понимания того, как встать на дорогу перемен».

Кан Ювэй известен не только научными трудами и публицис­тическими произведениями, он был также талантливым препо­давателем, основавшим в начале 90-х гг. школу в Гуанчжоу. Наи­более стойким его последователем и любимым учеником стал Лян Цичао (1873—1929), также происходивший из известной в Гуандуне семьи шэньши. Важную роль в движении за реформы сыграл и Тань Сытун (1865—1898), выходец из Хунани, одарен­ный молодой человек, получивший прекрасное традиционное об­разование и сумевший добиться высших ученых званий еще в юном возрасте.

Озабоченные проблемой восстановления суверенитета Китая, оппозиционно настроенные выходцы из среды политической эли­ты понимали, что ее решение необходимо искать в изучении опыта модернизации зарубежных государств, и тщательно собирали все доступные им сведения об истории и жизни стран Запада. Из­вестным распространителем такого рода знаний был Ван Тао (1828—1897), которого по праву считают основателем современ­ного китайского журнализма. Более десяти лет он провел в Гон­конге, активно общаясь с иностранцами, в том числе с выдаю­щимся переводчиком на английский язык произведений китайс­ких классических мыслителей Д. Леггом. Около года Ван Тао про­был в Англии, что обогатило его познания о Западе личным опытом. В журналах, издававшихся им, освещались различные стороны жизни европейских государств. Сам Ван Тао являлся сто­ронником постепенной индустриализации Китая по западному образцу, а его политические пристрастия были связаны с кон­ституционно-монархической формой правления по типу суще­ствовавшей в Великобритании.

Для распространения сведений об истории и жизни на совре­менном Западе немало сделали и европейские миссионеры. По­жалуй, наибольшее влияние на программу преобразований, раз­рабатывавшуюся реформаторами, оказал Т. Ричард (1845—1919).

Пребывание Кан Ювэя в Пекине в 1895 г., куда он прибыл для участия в экзаменах на получение высшей ученой степени цзиньши, совпало с завершающим этапом японо-китайской вой­ны. Совместно с Лян Цичао он составил «Меморандум из 10 ты­сяч слов», адресованный маньчжурскому императору. В этом до­кументе содержался призыв не подписывать мирный договор с Японией, являвшийся, по мнению авторов петиции, унизитель­ным для Китая, перенести столицу в глубь территории Китая, в Сиань, а также провести целый ряд реформ для модернизации и усиления Китая. В сущности, это была программа широких пре­образований, положения которой реформаторы отстаивали впо­следствии в ходе самого движения за реформы в 1898 г.

Этот меморандум имел широкий резонанс среди представи­телей ученой элиты, собравшихся весной 1895 г.

в Пекине на оче­редную экзаменационную сессию для получения высшего учено­го звания. Из 1200 цзюйженей, находившихся в этот период в столице, 604 храбреца осмелились поставить свои подписи под этим документом. Это свидетельствовало о большом сдвиге в на­строениях шэньши, по крайней мере, часть из них под влиянием патриотических побуждений была готова поддержать политику более радикальных преобразований по сравнению с теми, что проводились в годы политики «самоусиления».

Многое в этой ситуации зависело от настроений, господству­ющих в придворных кругах, а также от взглядов самого импера­тора. Гуансюй, правивший с 1889 г., был образованным челове­ком, искренне озабоченным положением, в котором оказалась китайская держава. Но его возможности принимать политичес­кие решения были весьма ограничены, поскольку реально власть оставалась у его тетки, вдовствующей императрицы Цыси, а Гу- ансюй был вынужден повиноваться ей. Однако понимание того, что без глубоких преобразований, на которые Цыси никогда не решится, но без которых не возродить Китай, заставляло его ис­кать сближение с реформаторами. Как всегда, присутствовали и соображения личного свойства. Цыси не только мало считалась с мнением императора в принятии государственных решений, но и деспотически вмешивалась в его личную жизнь. Она стремилась разлучить его с любимой наложницей и настояла на его браке с одной из представительниц маньчжурской аристократии, к ко­торой Гуансюй не испытывал никаких чувств.

Пытаясь добиться сочувствия своим замыслам со стороны им­ператора, реформаторы пользовались поддержкой некоторых пер­сон из непосредственного окружения Гуансюя. В 90-е гг. при дворе существовали две крупные группировки, враждовавшие между собой. Первая состояла из приверженцев Цыси и ориентирова­лась на шэньши — выходцев из северных провинций Китая. Ее члены были противниками углубления реформ и во внешней политике рассчитывали на содействие со стороны России. Вторая группировка, видное место в которой занимал воспитатель им­ператора Вэн Тунхэ, напротив, имела поддержку среди ученой элиты Южного Китая, соглашалась с необходимостью некото­рых весьма осторожных преобразований и искала содействия со стороны Великобритании и Японии.

Получив в Пекине после успешной сдачи экзамена неболь­шую чиновничью должность, Кан Ювэй со своими сторонника­ми немедленно приступил к широкой пропаганде своих идей. Для этого в столице, а затем и в других городах Китая были основаны отделения «Общества усиления государства», началось издание газеты, в которой реформаторы разъясняли необходимость реформ.

В течение последующих трех лет было организовано 24 таких отделения, восемь школ и восемь издательств, занимавшихся распространением знаний о зарубежных государствах и пропа­гандой необходимости реформ. Наиболее активным было отделе­ние общества в Хунани, которым руководил Тань Сытун.

1898 год ознаменовался новым наступлением иностранных держав на интересы Китая. Воспользовавшись в качестве предло­га убийством в пров. Шаньдун двух немецких миссионеров, Гер­мания направила к берегам Китая военно-морскую эскадру, зах­ватившую г. Циндао и окружающую его область Цзяочжоу. Цинс- кому правительству пришлось в этой ситуации не только сдать Цзяочжоу в аренду Германии в качестве военно-морской базы, но и предоставить ей монопольные права на железнодорожное строительство на территории всего Шаньдуна. Эти события яви­лись сигналом для других иностранных держав, вьщвинувших соб­ственные требования, связанные с предоставлением концессий. «Битву за концессии» продолжила Россия, получившая в аренду часть Ляодунского полуострова с городами Дальний и Порт-Ар­тур, ставшими ее военно-морскими базами, а также права на постройку южной ветки Китайско-Восточной железной дороги (права на строительство северной ветки КВЖД Россия приобре­ла еще в 1895 г.).

От России и Германии стремились не отстать и другие иност­ранные державы. Франция добилась предоставления в аренду ча­сти китайского побережья напротив о. Хайнань, Англия же арен­довала сроком на 99 лет часть полуострова Цзюлун, располо­женную напротив старейшей английской колонии в Китае — Гонконга.

В начале 1898 г. Кан Ювэй оказался во главе патриотического движения, сторонники которого добивались от императора реши­тельности в проведении реформ. Очередной меморандум, адресо­ванный Кан Ювэем маньчжурскому правителю, наконец дошел до него, и император принял решение опереться на реформато­ров в осуществлении преобразований. Стремясь укрепить обществен­ное движение в поддержку реформ, Кан Ювэй и его сторонники весной 1898 г. создали «Общество защиты государства».

11 июня 1898 г. был опубликован императорский указ «Об ус­тановлении основной линии государственной политики». Он по­ложил начало реформаторскому курсу, который продолжался немногим более трех месяцев — с 11 июня по 21 сентября 1898 г. Император встретился с Кан Ювэем, ко двору были приближе­ны его единомышленники, что преследовало цель создать проти­вовес влиянию консервативной группировки.

В течение «100 дней реформ» от имени императора было изда­но свыше 60 указов, многие из которых были важны для реше­ния задачи возрождения Китая.

В императорских указах определялась цель политики реформ — создать сильное и независимое государство. Для этого, как было объявлено, необходимо изменить структуру центральных прави­тельственных ведомств. Традиционно существовавшие шесть при­казов впервые были дополнены ведомствами промышленности и торговли, горных разработок, сельского хозяйства и железных дорог. Это свидетельствовало о понимании императором особой важности поощрения национального предпринимательства, соз­дания современных транспортных систем, а также модернизации сельского хозяйства.

Помимо этого, сторонники реформ считали необходимым ра­дикально модернизовать армию, ликвидировать излишние звенья в административной системе. На государственных экзаменах пред­лагалось отказаться от сочинений, выдержанных в правилах тра­диционного стиля, в образовательные программы необходимо было включать элементы западных наук, а в столице следовало осно­вать университет.

Могло показаться, что Цыси отошла на второй план, уступив инициативу Гуансюю, однако в действительности она выжида­ла, готовясь нанести удар реформаторскому движению. И Гуан- сюй и Цыси понимали, что решающая схватка между ними не­избежна, и готовились к ней. Цыси удалось добиться отставки воспитателя императора Вэн Тунхэ, одной из главных фигур в ближайшем окружении императора, поддерживавшем начинания правителя. Однако Гуансюй настоял на назначении представите­лей реформаторского движения в правительственные органы. В частности, видный пост был предоставлен Тань Сытуну, зани­мавшему наиболее радикальные позиции среди реформаторов. Он был сторонником перехода к такой политической системе, ког­да император избирался бы всенародным голосованием, что оз­начало, в сущности, переход к президентской республике.

Противники реформ при дворе призывали положить конец преобразованиям, арестовать и казнить основных вдохновителей реформ. В частности, в начале сентября один из цензоров потре­бовал устранить Кан Ювэя и Лян Цичао.

Цыси назначила своего ставленника, видного маньчжурского чиновника'Жун Лу, генерал-губернатором столичной провинции и предполагала арестовать участников оппозиционного движе­ния во время предстоявшего в октябре смотра войск в Тяньцзине. Со своей стороны, реформаторы также готовились к проведению государственного переворота. Первоначально вынашивались пла­ны переноса столицы в район Шанхая, куда могла бы переехать часть правительства и двора, оказавшая поддержку реформатор­ским устремлениям монарха. Однако, узнав о замысле Цыси орга­низовать государственный переворот, император, поддерживае­мый реформаторами, решил обратиться за помощью к генералу Юань Шикаю, под командой которого находились самые бое­способные части новой армии, вооруженные и обученные по ино­странному образцу. Юань Шикай — опытный царедворец, стре­мившийся лишь к собственной карьере, поддержав в дворцовой борьбе наиболее сильную партию, первоначально согласился прийти на помощь императору. Во время личной встречи с Гуан- сюем Юань заявил, что «убить Жун Лу так же легко, как рас­правиться с собакой». Однако предостережения Вэн Тунхэ, в свое время предупреждавшего императора о непорядочности и неис­кренности Юань Шикая, оказались справедливыми.

Получив 18 сентября на совете с реформаторами указание рас­правиться с Жун Лу, а затем перебросить армию в Пекин и аре­стовать Цыси, Юань Шикай поставил об этом в известность про­тивников Гуансюя. Ранним утром 21 сентября части, возглавляе­мые Цыси, вошли на территорию императорского дворца, блокированного войсками противников реформ. В Пекине нача­лись аресты реформаторов, сам император был также подвергнут домашнему аресту. Шесть видных участников реформаторского движения, включая Тань Сытуна, отказавшегося покинуть сто­лицу, были казнены без суда и следствия. Кан Ювэю и Лян Ци- чао при помощи иностранцев чудом удалось избежать гибели.

Поражение движения за реформы свидетельствовало о том, что идеи, связанные с новым этапом в развитии китайского на­ционализма, в первую очередь стремление превратить путем ре­форм сверху маньчжурскую деспотию в конституционную мо­нархию современного типа, сумели овладеть умами лишь срав­нительно незначительной части китайской традиционной элиты, к которой, собственно говоря, и апеллировали сторонники Кан Ювэя. Впоследствии, пытаясь объяснить причины неудачи пре­образований, Лян Цичао писал: «Реформы затронули интересы нескольких сотен членов академии Ханьлинь, несколько тысяч цзиньши, многих тысяч цзюйжэней и миллионов сюцаев и госу­дарственных стипендиатов. Все они объединились против реформ». В то же время новые социальные силы, и прежде всего нацио­нальная буржуазия, интересам которых отвечал бы успех рефор­маторов, были еще крайне слабы и не способны сыграть сколь­ко-нибудь самостоятельную и объединяющую роль в движении.

Все большее значение приобретал конфликт между централь­ной властью и региональными элитами, заложенный еще при подавлении Тайпинского восстания. Он был связан со стремле­нием региональных милитаристских элит, состоящих из предста­вителей ханьского господствующего класса, в максимальной сте­пени эмансипироваться от контроля со стороны центрального правительства, в котором ключевую роль продолжали играть вы­ходцы из маньчжурской аристократии. Однако в сознании части традиционной ученой элиты, несмотря на существовавшие про­тиворечия, маньчжурская монархия продолжала сохранять свое значение «мироустроительной силы», единственного реального гаранта поддержания целостности китайской державы, хотя с этой задачей она справлялась все труднее.

<< | >>
Источник: Под редакцией А.В. Меликсетова. История Китая. Учебник — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», — 736 с.. 2002

Еще по теме 1. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И КАН ЮВЭЙ:

  1. Реформаторское движение
  2. 3. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 30-80-х гг. XI в.
  3. Социально-экономический кризис и реформаторские попытки в стране
  4. 5.2.2. Эволюция экономической и социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
  5. 5.2.2. ЭВОЛЮЦИЯ экономическойи социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
  6. Движение Сопротивления. Партизанское движение в подполье и тылу врага.
  7. § 2. Общественные движения и их исследования в социологииПонятие социальных движений
  8. Тайпинское движение. Предпосылки зарождения движения тайпинов
  9. 5. ПОДЪЕМ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ
  10. ТИПОЛОГИЯ общественных движений