<<
>>

3. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 30-80-х гг. XI в.

Напряженность положения на границах, нестабильность внутри страны, связанная с локальными, но упорно нарастающими на­родными восстаниями, привели Китай в середине XI в. к глубо­кому социально-политическому кризису.

Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждав­ший, что «устои государства с каждым днем ветшают, чиновни­ков становится все больше, население страдает, варвары занос­чивы, грабители своевольничают».

Выдвижение реформ осознавалось как следование конфуци­анской традиции, исконно предполагавшей время от времени профилактически оздоравливать общественный организм. Ради того чтобы своевременно поставить заслон хаосу и беспорядку, она освящала реформы, нацеленные на искоренение неизбежно возникавших пороков в функционировании государства.

В поисках средств выхода из создавшегося положения пришли в движение различные слои китайского общества, и прежде всего его образованная элита. Их социальная психология была во мно­гом сходной.

С разной долей глубины всех их объединял общий духовный стержень — конфуцианство. Однако гуманная суть, ха­рактерная для древнего учения, все больше извращалась в угоду корыстным интересам правящих верхов страны. В официальной трактовке все более нарастала тенденция выхолащивания кон­фуцианства, исконно учившего искусству общения верхов и ни­зов ради продолжения самой жизни и благополучия всего обще­ства. Теперь оно все более сводилось к идеологии, односторонне утверждавшей незыблемость деспотии, дух раболепства и безус­ловного подчинения старшим и сыну Неба, освобождая при этом последних от их прямых обязанностей.

Представители элиты средневекового китайского общества были тесно связаны между собой. В большей степени были реали­зованы связи вертикальные, формировавшиеся земляческими, семейно-клановыми, родственными отношениями.

Наметившая­ся в экономической жизни тенденция быстрого развития юго- восточных районов усилила противостояние Юга и Севера и при­вела к тому, что и в политике произошло размежевание по зем­ляческому принципу.

Долгое время ближайшее окружение основателя сунского дома составляли выходцы из северных и центральных районов Китая. Правящая группировка ревностно следила, чтобы на высокие должности не допускались «люди с другой стороны реки». Имен­но тогда усилилось соперничество группировок южан и северян.

Все более обострялись противоречия между столичной знатью Севера и провинциальными чиновниками Юга. Эта борьба на­шла свое выражение в соперничестве за политическое влияние на императора.

Сначала оппозиционные настроения возникли вдали от им­ператорского дома, где неустанный контроль сына Неба над мыс­лями подданных был менее ощутим. В XI в. наряду с казенными школами, где воспитывались кадры чиновников из высшей слу­жебной знати, было немало и частных училищ. Они создавались, как правило, при книгохранилищах, архивах правительственных учреждений либо при частных библиотеках выдающихся ученых. В стенах такой академии, «питомнике талантов» в Иньтяне (пров. Хэнань), нашли себе прибежище мыслители конфуцианского толка, остро ощущавшие необходимость обновления политичес­кой и духовной жизни страны.

Расцвет академии — этого традиционного для китайской куль­туры института передачи знаний от учителя к ученику — был связан с градоначальником г. Иньтяня Ян Шу, создателем област­ного училища. Южанин по происхождению, он на собственном опыте ощутил безраздельную власть столичной правящей груп­пировки при дворе, не допускавшей южан даже на незначитель­ные государственные должности. Именно отсюда впервые про­звучали обращения к императору с просьбой произвести пере­мены в его ближайшем окружении.

Одним из ведущих деятелей оппозиции стал преподаватель академии Фань Чжунъянь, происходивший из некогда родови­той, но обедневшей семьи пров. Цзянсу. По отзывам современни­ков, он не только вдохновенно «толковал древние каноны, но и часто взволнованно говорил о делах Поднебесной, был отважен и ничего не боялся».

Именно Фань Чжунъянь подал доклад из «десяти тысяч иероглифов», изложив в нем мнение о необходи­мости изменить принципы назначения военных и гражданских чиновников в провинции. Реформатор призвал «вытеснить без­дельников, уволить самозванцев, тщательно и строго проводить экзамены». Этот доклад был прежде всего направлен против Люй Ицзяня (978—1044) — ловкого политика, не гнушавшегося под­держки евнухов, который сумел, находясь у власти в течение 10 лет, трижды занять пост цзайсяна.

После длительного соперничества с придворной кликой Фань Чжунъяню и его сторонникам удалось получить посты в цент­ральном административном аппарате. Проекты реформ излага­лись в многочисленных докладах трону, содержащих рекоменда­ции относительно укрепления финансовой и военной мощи го­сударства.

Реформаторы, связывая благосостояние государства с процве­танием земледелия, обратились к древнему учению о земледелии (в отличие от торговли и ремесла) как важнейшему источнику финансовых поступлений казны. Для преодоления, экономических трудностей Фань Чжунъянь разработал программу ирригацион­ных и мелиоративных работ под контролем казны, а для поощ­рения земледелия рекомендовал уменьшить трудовые повиннос­ти. Чтобы дать сельскому хозяйству дополнительные рабочие руки, Фань Чжунъянь предложил урегулировать выполнение повинно­стей в казенных учреждениях. Стремясь сократить расходы на до­рогостоящее войско, он ратовал за восстановление древней системы, позволяющей обеспечивать и вооружать воинов-земле­дельцев за счет общины.

Важной мерой реформатор считал сокращение администра­тивного аппарата. Он подверг критике принцип повышения в должности в зависимости от срока службы, а не от способнос­тей, предложил ограничить незаслуженные привилегии чинов­ной знати, чьи многочисленные потомки ежегодно получали назначения, минуя экзамены. Фань Чжунъянь требовал также пере­смотра системы образования, все больше сводившейся к механи­ческому зазубриванию древних канонов. Реформатор предлагал щедро поощрять и выдвигать чиновников, хорошо разбиравших­ся в земледелии, ирригации, финансах.

Ограничение привиле­гий чиновной знати, основанных на праве наследования, и выд­вижение принципа отбора по способностям могли бы увеличить социальную мобильность в обществе и обновить административ­ный аппарат в центре и на местах.

Предложения Фань Чжунъяня, поддержанные его сторонни­ками в серии докладов 1043—1044 гг., встретили сильную оппо­зицию верхов. Потерпев поражение при реорганизации админист­ративного аппарата, идеологи преобразований даже не смогли приступить к осуществлению экономической части своей про­граммы. Яростное сопротивление их противников послужило при­чиной отставки Фань Чжунъяня и его единомышленников.

Кризисное положение в стране, вызвавшее к жизни проекты преобразований, оставалось прежним. Рост народных восстаний, обострение взаимоотношений внутри правящей верхушки, раз­рушительные стихийные бедствия еще больше осложнили комп­лекс проблем, не решенных в 40-х гг. И хотя борьба за реформы на время ослабела, политическая мысль, возбуждаемая нерешен­ными социальными и политическими проблемами, продолжала развиваться.

Властителем дум образованной элиты вскоре становится Ли Гоу (1009-1059), знаменитый своими трудами наставник из Цзянси, воспитавший плеяду учеников и разделявший учение цзин цзи. Если у родоначальника этого учения Ван Туна понятие цззин цзи» воплощалось в ценностях этического характера, которые следо­вало заботливо передавать из рода в род будущим поколениям, то Ли Гоу трактовал цзин цзи как необходимость осуществить три главных аспекта плана действий сына Неба по гармонизации об­щества: обогащение государства, усиление армии, успокоение народа.

Особый интерес представляет то, что впервые именно в XI в. традиционное понятие цззин цзи» оказалось связано с «обогаще­нием государства», отчего западное понятие «economy», пришед­шее в Китай в XIX в., было выражено этим традиционным тер­мином, в котором экономическая мысль не вычленялась само­стоятельно, а была лишь одним из аспектов целого.

Взгляды Ли Гоу, «разумевшего цзин цзи ученого», сформули­ровавшего основные этапы последовательной программы действий для склоненного на его сторону правителя, во многом определили плодотворные политические поиски эпохи. Среди крупных деяте­лей, испытавших влияние Ли Гоу, были Ван Аньши (1021—1086) и знаменитый историк Сыма Гуан (1019—1086). Понимая необхо­димость адаптировать структуры и институты общества и госу­дарства к изменившимся условиям, оба — приверженцы реформ — неоднократно подавали доклады трону, но путь решения про­блем понимался ими по-разному. Уже в феврале—мае 1071 г. (а реформы начались в 1068 г.) логика развития преобразований развела по разным дорогам прежних единомышленников Ван Аньши и Сыма Гуана.

Ван Аныпи декларировал необходимость смягчения социальных противоречий в обществе и предложил меры по урегулированию отношений верхов и низов (казны с подданными). Он выступил против засилия крупных владельцев земли, торговцев, ростов­щиков, дестабилизирующих, по его мнению, положение в стране.

Одной из первых проведенных им мер стало упорядочение перевозок в столицу централизованно закупаемого казной зерна в провинции. Чтобы устранить посредничество спекулянтов-рос­товщиков, наживающихся на этой операции, создавался казен­ный фонд зерна для своевременного реагирования на колебания рыночных цен (в связи с сезонными циклами). Тем самым были исключены финансовые потери при его перевозке. Аналогичные цели преследовало и создание казенных амбаров, позволяющих казне выдавать «ссуды под зеленые побеги» в самую трудную для земледельцев весеннюю пору, когда кончались запасы зерна и крестьяне попадали в зависимость от ростовщиков, ссужавших их зерном под высокие проценты (100—200). Отныне, исключая вмешательство ростовщиков, казна предоставляла ссуду на усло­виях 10-20%.

Ван Аньши предложил изменить прежний порядок выполне­ния трудовых повинностей, заменив их денежным налогом. В со­ответствии с земельной реформой были обмерены с целью упо­рядочения налогообложения земли крупных землевладельцев, утаенные от казны. Нововведения проводились и в области тор­говли: мелким торговцам (как и крестьянам) выдавались денеж­ные ссуды с тем, чтобы они смогли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля в стране велась теперь под конт­ролем государства через специально созданные управления.

Много внимания Ван Аньши уделял созданию ополчения на рекрутской основе и учреждению казенных арсеналов.

Хотя интересы ростовщиков, крупных торговцев и крупных земельных собственников оказались ущемлены правительством, население от этого не выиграло. Реформы способствовали усиле­нию центральной администрации и фискального контроля госу­дарства как над крестьянами, так и над мелкими торговцами и ремесленниками. Определяющим в реформах было стремление пополнить доходы казны за счет бесперебойного притока нало­говых поступлений от земледелия и средств, полученных от ка­зенной торговли и ремесла в результате ущемления частного пред­принимательства и частной торговли.

Вождем противников Ван Аньши стал Сыма Гуан, выступав­ший не против реформ вообще, а против политического лидер­ства Ван Аньши. В условиях средневековья борьба, развернувшая­ся вокруг реформ, выливалась в столкновение конкурировавших группировок при императорском дворе. В 1077 г. Ван Аньши в условиях глубоких разногласий в реформаторской группировке был вынужден уйти в отставку, но проведение реформ продол­жалось еще несколько десятилетий.

Идеологи и практики реформ сунской эпохи действовали в традиционных рамках китайской (конфуцианской) политичес­кой культуры: это были преобразования, направленные на гар­монизацию в конфуцианском духе отношений императора и его подданных посредством совершенствования и укрепления суще­ствующей социально-политической структуры. Стабильность этих отношений подрывалась, как полагали реформаторы, прежде всего разного рода крайностями, и в первую очередь чрезмер­ным развитием рыночных отношений, крупного частного земле­владения и частной инициативы, что способствовало ускорению имущественной и социальной дифференциации и тем самым вело к возникновению хаоса и угрозы взрыва, способного разрушить китайскую государственность и нанести урон всему обществу.

Реформы Ван Аньши и других реформаторов сунской эпохи (как и реформы Ван Мана за тысячу лет до этого) носили кон­сервативный охранительный характер и в определенной мере ук­репляли Сунское государство, способствуя его культурному и экономическому подъему.

<< | >>
Источник: Под редакцией А.В. Меликсетова. История Китая. Учебник — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», — 736 с.. 2002

Еще по теме 3. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 30-80-х гг. XI в.:

  1. Реформаторское движение
  2. 1. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И КАН ЮВЭЙ
  3. Социально-экономический кризис и реформаторские попытки в стране
  4. 5.2.2. Эволюция экономической и социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
  5. 5.2.2. ЭВОЛЮЦИЯ экономическойи социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
  6. Движение Сопротивления. Партизанское движение в подполье и тылу врага.
  7. § 2. Общественные движения и их исследования в социологииПонятие социальных движений
  8. Тайпинское движение. Предпосылки зарождения движения тайпинов
  9. ТИПОЛОГИЯ общественных движений
  10. 16.3. Массовые социальные движения как субъекты политики
  11. Общественные движения
  12. 1. Материя и ее движение
  13. движение декабристов
  14. Движение сикхов
  15. Политические движения