<<

3. РАЗВИТИЕ ТАЙВАНЯ ПОСЛЕ 1976 г.

«Экономическое чудо» создавало, вне зависимости от субъек­тивных замыслов его организаторов, социально-экономические и социально-психологические предпосылки не только качественно нового витка экономического роста и развития, но и назрев­ших глубоких политических перемен.

По мере своего индустриального развития Тайвань все боль­ше втягивался в международное разделение труда, все больше делался интегральной частью мирового рынка. Во многом имен­но эта «открытость» стимулировала экономическое развитие Тай­ваня. Однако в то же время эта включенность в мирохозяй­ственные связи ставила тайваньскую экономику в зависимость от всех перепадов мировой экономики. Так, разразившийся в 1973 г. нефтяной кризис больно ударил по экономике Тайваня, полностью зависимой от импорта нефти, привел к сокраще­нию спроса на тайваньские товары на мировом рынке и со­кращению тайваньского экспорта. Но тайваньская экономика сумела преодолеть этот кризис. Решающую роль в этом сыграло сотрудничество государства с частным предпринимательством.

В 1974 г. правительство выдвигает программу строительства де­сятка крупных объектов энергетики, транспорта, тяжелой про­мышленности (атомная электростанция, железные и шоссейные дороги, металлургия и т.п.). Эта программа не осталась на бу­маге, она была выполнена к концу 70-х гг., что помогло тайвань­ской экономике минимизировать кризисные потери и сохранить высокие темпы накопления капитала, промышленного производ­ства и экспорта. Успех этой программы позволил правительству продолжать программирование расширения строительства объек­тов, необходимых для более гармоничного развития экономики острова.

Реализация этих программ и их воздействие на рост произ­водства всех секторов народного хозяйства свидетельствовали о складывании на Тайване эффективной системы «смешанной эко­номики», в которой государственное и частное предпринима­тельство не только конкурировали, но и сотрудничали в разви­тии тайваньской экономики.

В течение второй половины 70-х, в 80-х и 90-х гг. уже на новом качественном уровне продолжается рост и развитие тай­ваньской экономики. Темпы этого роста значительны (почти 10% ежегодного прироста за рассматриваемый период) и, что очень важно, стабильны. Несмотря на все сложности развития миро­вого рынка в это время, Тайвань продолжает расширять свой экспорт, на который к началу 90-х гг. приходилось более поло­вины ВНП (в 1952 г. — только 10%). Растет и импорт, в том числе и потребительских товаров в связи с огромным ростом покупательной способности тайваньского населения. Все благо­приятнее становится на Тайване инвестиционный климат, кото­рый постоянно привлекает зарубежных инвесторов. В 1990 г. размер прямых иностранных капиталовложений уже приближал­ся к 10 млрд дол. (однако отметим, что 3/4 этих средств при­ходилось на зарубежных китайцев — хуаяцяо). Стабильный эко­номический рост, постоянное превышение экспорта над им­портом привели к созданию на Тайване огромных валютных ре­зервов: в 90-х гг. они колебались около цифры 100 млрд дол. (деля первое место в мире с Японией). Тайвань начинает актив­ный экспорт капитала.

Интегральным показателем экономического развития Тайва­ня является увеличение душевого размера ВНП более чем до 10 тыс. дол. в 1992 г., что уже фиксирует выход Тайваня на уровень развитых индустриальных стран. При этом важно, что социальная направленность экономической политики в суньят- сеновском духе позволила избежать усиления социальной диффе­ренциации («богатые делаются богаче — бедные делаются бед­нее»). Более того, если в 1953 г. соотношение между среднеду­шевым доходом верхних 20% населения («богатые») и нижних 20% («бедные») было 15:1, то теперь оно сократилось до 4:1 (одно из наиболее благополучных соотношений в мире).

Рост благосостояния, повышение уровня образованности на­селения, расширение слоя высококвалифицированных рабочих и служащих, развитие частного предпринимательства создали ус­ловия для складывания так называемых новых средних слоев, или «среднего класса», для возникновения элементов гражданского общества.

Союзнические и дружеские отношения с западными демократиями (и с восточными тоже — Япония), логика собст­венного социально-экономического развития подталкивали Го­миньдан к политическим реформам, к либерализации политичес­кой жизни вслед за преобразованиями в либеральном духе жиз­ни экономической.

Необходимость этих преобразований становилась все очевид­нее в 70-е гг., и Гоминьдан вынужден был начать движение в этом направлении. Постановка и решение этих новых проблем были, однако, связаны уже не с харизматическим лидером Го­миньдана, президентом Китайской Республики Чан Кайши, а с именем его сына и политического наследника Цзян Цзинго (1910—1988). Судьба этого человека неординарна. В 1925 г. Чан Кайши направляет своего сына на учебу в Москву в Универ­ситет трудящихся Китая им. Сунь Ятсена — политическую шко­лу китайских революционеров. В 1927 г. после разрыва единого фронта Цзян Цзинго выступил (или был вынужден выступить) с политическим осуждением своего отца и остался в СССР. Здесь он получил два высших образования, работал на заводе, в кол­хозе, в газете, вступил в ВКП (б), женился на русской девуш­ке. В 1937 г. в условиях постепенного сближения СССР с Ки­таем сумел вместе с семьей вернуться в Китай. Здесь он стал доверенным человеком Чан Кайши, активно включился в пар­тийно-политическую жизнь гоминьдановского Китая. После эва­куации на Тайвань Цзян Цзинго делает быструю политическую карьеру. В 1949 г. он назначается руководителем тайваньской организации Гоминьдана, вскоре начинает контролировать служ­бу безопасности и одновременно возглавляет Главное политичес­кое управление армии. В 1953 г. становится заместителем мини­стра обороны. В 1972 г. становится Председателем исполнитель­ного юаня, практически взяв в свои руки всю полноту власти при старом и больном отце, скончавшемся в 1975 г. В 1978 г. избирается Национальным собранием Президентом Китайской Республики. Умный, образованный, активный, он на всех по­стах проявил себя хорошим организатором и талантливым по­литиком, преданно и честно относившимся ко всем своим обя­занностям.

Как идейно-политический лидер Гоминьдана, он был храните­лем официальной идеологии суньятсенизма, но хранителем не догматическим, а достаточно прагматическим и гибким. Так, в своем докладе на пленуме ЦИК Гоминьдана в ноябре 1973 г. он повторил и подтвердил приверженность основным принципам суньятсенизма, но добавил: «Наша экономическая система осно­вывается на свободном предпринимательстве». Так сын продол­жил либеральное истолкование суньятсенизма, начатое его отцом еще в начале 50-х гг.

С именем и временем Цзян Цзинго связано начало активной деятельности оппозиционных сил. К этому периоду как бы уже сложились две основные оппозиционные тенденции: сепаратист­ская оппозиция и оппозиция демократическая. В реальной полит тической жизни эти тенденции зачастую переплетались, не сни­мая, однако, их принципиальных различий. При всей автори­тарности режима Чан Кайши, этот режим оставлял некоторое политическое пространство для инакомыслия. Прежде всего это возможности журнально-газетной деятельности. Постепенно ос­лабевает контроль за прессой, появляются издания интеллекту­альной оппозиции из академической среды. Некоторые журна­лы фактически становятся центрами консолидации оппозицион­ных сил.

гоминьдановских партийных и государственных структур и де­нежных средств и т.п. По вопросу о независимости Тайваня в партии не было единства и в тактических целях это требова­ние пока не выходило на первый план, оставаясь, однако, во многом структурообразующей идеей этой партии.

Политический вес ДПП правильно можно оценить при сопо­ставлении ее с другими политическими партиями, возникшими как грибы после дождя в связи с отменой чрезвычайного поло­жения. Участвуя теперь в выборах на многопартийной основе, только ДПП сумела стать реальной политической оппозицией Гоминьдану. На выборах в Национальное собрание в декабре 1991 г. ДПП получила более 23% голосов, а на выборах в За­конодательный юань в декабре 1992 г. — уже 31%, разделив мандаты с Гоминьданом (из 161 парламентских мест Гоминьдан получил 96, ДПП — 50, а остальные — независимые депутаты).

Однако двухпартийной системы не сложилось. Уже в августе 1993 г. группа авторитетных деятелей Гоминьдана образовала Китайскую новую партию (Чжунго синьдан). Эти деятели поки­нули Гоминьдан не столько по идеологическим соображениям, сколько из-за неприятия, как они сами подчеркивали, полити­ческого консерватизма Гоминьдана, разгула коррупции, слабос­ти внутрипартийной демократии и т.п.

В идеологическом плане Новая партия (НП) скорее проти­востоит ДПП. Основной состав НП — выходцы с континента, отнюдь не стремящиеся к созданию сепаратного государства, а, наоборот, выдвигающие идею воссоединения Китая в будущем, стремящиеся к развитию разнообразных связей с континентом как предпосылке такого объединения. Новая партия сразу же стала заметной политической силой, с которой должны были считаться ее соперники. Активно участвуя в местных выборах и приобретая некоторый опыт, эта партия добилась значительного успеха на первых для себя парламентских выборах — выборах в Законода­тельный юань в декабре 1995 г., получив 21 место (Гоминьдан получил 85 мест, ДПП — 54).

Все это говорило о том, что конституционная реформа дала уже свои плоды — на Тайване стала складываться многопартий­ная парламентская система. Такой ход политического развития Тайваня воздействовал и на внутрипартийные процессы в са­мом Гоминьдане. Обновление внутрипартийной жизни Гоминьда­на начиналось по инициативе Цзян Цзинго, понимавшего связь экономических и политических реформ на Тайване с необходи­мостью обновления гоминьдановской политической стратегии и стиля самой внутрипартийной жизни. Конечно, в такой поли­тической партии, как Гоминьдан, которую многие политологи

Еще более важной сферой оппозиционной деятельности дела­ются местные выборы, а затем и выборы в парламент. Само по себе проведение местных выборов было определенной данью Гоминьдана своим демократическим союзникам за рубежом, а также и на Тайване, ибо гоминьдановские власти нуждались в создании определенного политического имиджа, тем более что в своей борьбе с китайским и мировым коммунизмом Го­миньдан стремился выступать как альтернативная демократичес­кая сила.

Не имея возможности создать политическую партию, оппози­ционные политики выступали на местных выборах как «незави­симые» кандидаты и во многих случаях добивались успеха. По­степенно происходит консолидация оппозиционных сил, создает­ся, например, Тайваньская беспартийная группа помощи, кото­рая должна была оказывать помощь беспартийным кандидатам в предвыборной борьбе. Эта фактическая либерализация полити­ческого режима объясняется прежде всего политической терпи­мостью нового лидера Гоминьдана Цзян Цзинго, понимавшего историческую неизбежность глубоких политических перемен и справедливо полагавшего, что объективные социальные предпо­сылки для этого уже созрели.

Так, в сентябре 1986 г. группа тайваньских оппозиционных деятелей провозгласила создание Демократической прогрессив­ной партии (ДПП), грубо нарушив тем самым все еще дейст­вовавший закон о чрезвычайном положении. Власти не реагиро­вали. Новая партия, впервые объединившая оппозиционные эле­менты, была весьма пестрой по своему составу. Однако можно отметить, что это была прежде всего партия тайваньцев, стре­мившихся к независимости Тайваня.

Это был один из сигналов о том, что политические рефор­мы нельзя откладывать. Как лидер Гоминьдана, Цзян Цзинго многое сделал, чтобы подтолкнуть руководство Гоминьдана — старое и консервативное — к проведению политических реформ. Начало процессу демократизации политической жизни положила отмена в июле 1987 г. чрезвычайного положения, которая прин­ципиально изменила внутриполитическую обстановку на Тайва­не. ДПП стала легальной политической организацией, сумевшей своей предшествующей нелегальной работой создать себе боль­шой авторитет среди коренных тайваньцев. ДПП стала основной политической оппозицией правящей партии. Ее критика Гоминь­дана носила общедемократический характер, но со значитель­ными элементами сепаратизма. Так, ДПП требовала отказа Го­миньдана от монополии на средства массовой информации, ос­вобождения политических заключенных, разделения определяют как партию ленинского типа (претензии на поли­тическую монополию, жесткая централизация, идеологическое единомыслие и т.п.), процессы демократизации могли идти очень медленно. Цзян Цзинго положил начало омоложению аппарата партии, усилив привлечение в партию и в ее руководство ко­ренных тайваньцев. Среди его выдвиженцев — тайванец Ли Дэн- хуэй, ставший мэром Тайбэя, а с 1984 г. вице-президентом. Ему же Цзян Цзинго поручил возглавить комиссию по разработке программы политических реформ. В Гоминьдане все большую роль начинают играть хорошо образованные, вестернизированные молодые технократы. Ли Дэнхуэй, после смерти Цзян Цзинго возглавивший Гоминьдан, продолжал развивать эту тенденцию. В 1993 г. XIV конгресс Гоминьдана по инициативе Ли Дэнхуэя ввел избрание председателя партии путем тайного голосования, а в программных документах Гоминьдан стал определяться не как «революционная» партия (так повелось со времен Сунь Ят- сена), а как «демократическая». Вслед за этим и выборы прези­дента Китайской Республики в 1996 г. были проведены путем прямого голосования избирателями Тайваня. Большинство изби­рателей отдали свои голоса за Ли Дэнхуэя.

Однако уже на президентских выборах 2000 г. Гоминьдан терпит поражение, и президентом Китайской Республики стано­вится кандидат оппозиции Чэнь Шуйбянь. Поражение Гоминьда­на, проявившего инициативу в ускорении процесса демократиза­ции, символизирует завершение определенного исторического этапа в жизни Тайваня. Конечно, это поражение не означает отстранение Гоминьдана от власти, вполне возможно Гоминьдан сможет победить на очередных выборах, продолжая активно уча­ствовать в политической жизни. Но это будет уже на другом историческом этапе. Именно поражение партии, проявившей инициативу в ускорении политических реформ, символизирует победу процесса демократизации Тайваня.

Большое значение для политической атмосферы Тайваня име­ли перемены в политической стратегии Гоминьдана в решении проблемы воссоединения Китая, предпринятые по инициативе Цзян Цзинго. После смерти Мао Цзэдуна руководство КПК выдвигает формулу «одно государство — две системы» как основу объединения Китая. Отклонив эту формулу, Гоминьдан вместе с тем на своем XII конгрессе (1981) выдвигает идею объединения Китая «на основе трех народных принципов Сунь Ятсена», снимая выдвинутый Чан Кайши лозунг «контрнаступления на материк». Гоминьдан как бы приглашал КПК к мирному соревнованию. Учитывая, что «три народных принципа Сунь Ятсена» были в 1923—1927 и в 1937—1945 гг. идеологической основой сотруд­ничества Гоминьдана и КПК, а также тот факт, что послере- форменное экономическое развитие КНР и Тайваня во многом является реализацией суньятсеновских планов, выдвижение этой идеи не лишено большого смысла. Эти политико-стратегические изменения открыли огромные возможности для развития не толь­ко экономических, но и культурных и политических контактов через Тайваньский пролив. Их бурное развитие в 80-е и 90-е гг. создает принципиально новые объективные предпосылки для объ­единения Китая.

Развитие политических реформ на Тайване (вслед за глубоки­ми экономическими переменами) подводит к выводу о возмож­ности при определенных условиях самопреобразования автори­тарного режима в режим демократический. И, судя по всему, вслед за понятием «тайваньское экономическое чудо» возникает его политический аналог.

<< |
Источник: Под редакцией А.В. Меликсетова. История Китая. Учебник — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», — 736 с.. 2002

Еще по теме 3. РАЗВИТИЕ ТАЙВАНЯ ПОСЛЕ 1976 г.:

  1. 5. РАЗВИТИЕ ТАЙВАНЯ В 1957-1976 гг.
  2. Глава XX КИТАЙ В ЭПОХУ РЕФОРМ (ПОСЛЕ 1976 г.)
  3. 3. РАЗВИТИЕ ТАЙВАНЯ В 1949-1957 гг.
  4. 32. Франция после де Голля, пути развития?
  5. 4. Тайвань
  6. 3. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  7. 22. Каковы особенности развития Великобритании после Второй мировой войны?
  8. 21. Как происходило развитие США после Второй мировой войны?
  9. §17. Особенности социально-экономического и политического развития западных государств после Второй мировой войны
  10. Тайвань накануне японского завоевания
  11. 20. Какие были основные тенденции развития стран Восточной Европы после Второй мировой войны?
  12. ШУЛЬГИН ВАСИЛИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ(1876—1976 гг.)
  13. Страны, следующие по японскому пути (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур)
  14. Политика Цинов и западных держав на Тайване в конце ХУН-конце XIX вв.
  15. 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» (1969-1976)
  16. 3.Концепция агентских отношений (Майкл Дженсен и Уильям Мек- линг 1976 г.)
  17. Глава XIX КИТАЙ 1957-1976 гг.: ПОПЫТКИ РЕАЛИЗАЦИИ МАОИСТСКОЙ УТОПИИ
  18. До и после
  19. 4. Иран после имама.