<<
>>

1. ранний династический период — 2920 — 2575 гг. до н.э.

Египетская цивилизация уходит своими корнями в глубь веков, в девятое тысячелетие до пашей эры. Кочующие племена охотников постепенно концентрировались в пойме Нила, так как более отдаленные земли выжигались солнцем, превращаясь в пустыни.
К 5 тыс. до н.э. здесь возникли два четко разграниченных объединения: Нижний Египет — в дельте Нила и Верхний Египет — вдоль зеленого коридора, образованного Нилом. Около 3000 г. до н.э. Верхний Египет покорил своего северного соседа, объединив два народа и положив тем самым начало Первой династии. Окруженные ореолом величия и легендами, фараоны этого раннего периода почитались как некие божества, сошедшие с небес на землю. Во времена III-ьей династии Джосер воздвиг свою Ступенчатую пирамиду, которая стала первой в списке гигантских монументов, сооруженных на земле Египта.

2. древнее царство — 2575 — 2134 гг. до н.э.

Во времена IV-ой династии египетская культура вступает в полосу своего расцвета. Это был период стабильного существования, ставший провозвестником новой эры в истории Египта — Древнего царства. Пирамиды Гизэ и Сфинкс — лев с ликом фараона Хафра — это беспримерные архитектурные памятники эпохи. В это время расцветают искусства и торговля, развивается письменность на основе иероглифического письма, которой пользуется знать. Во времена V-ой династии сильно возрос культ Солнца, ослабив влияние фараонов. К концу VI-ой династии Древнее царство распадается на ряд враждующих между собой княжеств.

3. первый переходный период — 2134 — 2040 гг. до н.э.

В начале первого переходного периода фараоны обладают слабой реальной властью, а междоусобицы ослабляют Египет. Щит из воловьей шкуры относится к этому времени. В конце концов IX и X династии воцарились в Египте. Однако вскоре агрессивно настроенные князья в Фивах провозглашают себя законными наследниками престола и основывают свою собственную династию.

Культурное развитие Египта испытывает подъем.

4. среднее царство — 2040 — 1640 гг. до н.э.

Объединив Египет, фиванский фараон XI династии Небхепетра Ментухотпе как бы провозгласил начало Среднего царства. Царь этой эпохи пользуется поддержкой чиновничьего сословия, сводя на нет власть местных правителей. Они также заботятся о нуждах населения, осваивая путем искусственного орошения тысячи акров пахотной земли. Снова расцветает искусство. Среди богов на первое место выдвигается Озирис, властитель Подземного царства: его культ распространяется по всему Египту, привлекая к себе богатых и бедных. Культ бога солнца Ра продолжает пользоваться огромной популярностью.

5. второй переходный период — 1640 — 1550 гг. до н.э.

По неизвестным причинам Среднее царство распадается, и Египет снова погружается в пучину безвластия. Корона переходит из рук в руки. А в это время племена гиксосов из Палестины, захватившие район Дельты, основывают там XV-ую династию, которая распространила свою власть над всей страной. Династия XVII Фив объявляет им войну и, используя несокрушимое и новейшее оружие того времени — лошадей, запряженных в колесницы, — освобождает Дельту от иноземного владычества и тем самым провозглашает новую эру в истории Египта — Новое царство.

6. новое царство — 1550—1070 гг. до н.э.

С востока в страну потоками идут награбленные трофеи и пленники, и Египет снова становится процветающим и открытым обществом. Найденная в наше время, гробница Тутанхамона поразила современников роскошью. В период правления Тутанхамона снова расцветает искусство, большинство произведений которого было посвящено фиванскому божеству Амону.

7. третий переходный период — 1070 — 712 гг. до н.э.

Внутри страны зреет кризис власти, а с севера и востока палестинские племена оккупируют владения Египта. Население терроризируется. Египет раскололся надвое: военная хунта, преодолев жрецов, захватывает власть в Верхнем Египте, в Дельте правит династия фараонов-купцов. Затем Египет переходит к ливийской династии, которая правит до тех пор, пока власть не захватывают военные из Нубии.

Фараоны новой династии носили на коронах символ объединенного владычества над Нубией и Египтом — двойной урей.

8. Поздний период — 712 — 332 гг. до н.э.

В VII в. до н.э Египет подвергается нападениям ассирийцев — рушатся и грабятся города Египта. И только при XXVI-ой династии наступает короткий период спокойствия, однако в 525 г. до н.э. персы вторгаются в Египет, превращая его в провинцию, и основывают здесь XXVII-ю династию. Последние независимые фараоны — это XXVIII —XXX династии, однако персы снова наносят сокрушительный удар, навсегда покончив с независимостью Египта.

Но даже могущественная Персия пала под ударами армий Александра Македонского, который покорил Персию и соответственно Египет в 332 г. до н.э. и тем самым перевернул последнюю страницу истории великой египетской цивилизации [1]. Окончательный упадок наступил, когда Египет пал под ударами Цезаря Августа в 30 г. до н.э. Египет теперь — провинция Рима, и под песками пустынь медленно исчезали исторические реликвии некогда могущественной цивилизации.

Даже язык, на котором говорил этот народ, навсегда исчез с лица земли. В течение многих веков после распада Древний Египет оставался страной-тайной: со времен Древней Греции и Рима и до XIX века люди многих стран поражались великолепию памятников, но были бессильны прочесть их загадочные письмена. Во время египетской кампании Наполеона Бонапарта в 1798 г. был найден Розеттский камень-стела с тремя высеченными на ней параллельными текстами, один из которых — пиктограммы, другой — демотическая запись (скорописная форма египетского письма), третья — греческий язык. Это и стало ключом к разгадке древних египетских знаков.

С появлением этого документа древние египтяне снова «заговорили», и, по мере того как продвигалась дешифровка их письменности, эта живая, энергичная нация стала вырисовываться во всем своем величии и красе. «Взломал» код египетского иероглифического письма гениальный французский ученый Ж.-Ф.Шампольон в возрасте 31 года.

Мало найдется в мире памятников исчезнувших цивилизаций, которые были бы столь окутаны тайной и внушали такой священный ужас, как египетские пирамиды Древнего царства. «Человек страшится времени, а время страшится пирамид», — гласит арабская пословица. Они считались одним из древних чудес еще во времена правления фараонов. Уже в период Нового царства (1550 — 1070 гг. до н.э.) египтяне наносили визиты в Гизэ и другие некрополи, чтобы отдать дань уважения давно умершим царям и подивиться седой древности этих гигантских сооружений. Свидетелями их посещений остались надписи — граффити, — выцарапанные па каменных плитах пирамид. Один такой «турист», подписавшийся именем «Ахмос сын Иптаха», посетил Ступенчатую пирамиду в Саккара около 1600 г. до н.э. и начертал на камне пирамиды, которой тогда уже было более тысячи лет, что монумент выглядит так, «как будто в нем поселились сами небеса». А через 400 лет другой посетитель, «Хеднохт, сын Ченро и Теворсет», написал рядом, какое огромное удовольствие получили они с братом, обойдя Ступенчатую пирамиду и испросив богов даровать им «долгую жизнь служения во благо всем Вам» и «достойные похороны после счастливой спокойной старости».

В Древнем Египте самый живой интерес к пирамидам и их истории проявил наследный принц Кэмвасет, четвертый сын Рамзеса II, одного из самых прославленных своими делами и долголетием фараонов Египта. Ко времени правления Рамзеса II (1290—1224 гг. до н.э.) пирамиды уже насчитывали тринадцать веков своего существования. Кэмвасет, получив благословение отца, стал первым в мире египтологом и археологом. Он не только реставрировал пирамиды, но открыл и идентифицировал множество предметов материальной культуры Египта, снабдив их соответствующими ярлыками (позже это было использовано музеями мира). Среди его находок — статуя Кавабада, сына фараона Хуфу (Хеопса), по приказу которого была возведена так называемая Большая пирамида (пирамида Хеопса). Принц был настолько восхищен этим произведением искусства, что приказал привезти статую к себе в дом в Мемфис, где ее фрагмент и был откопан — теперь уже во 2-й раз в 1908 г., около 3 200 лет спустя, — английским археологом Джемсом Эдвардом Квибеллом.

Мемфис — древняя столица Египта, которая находилась на западном берегу Нила в 32 км к югу от нынешнего Каира. Основанный самим Мином (Менесом), могущественным военачальником, Мемфис стал огромной метрополией, в нем проживало и трудилось до 50 000 человек, семьи жили в двух-трехэтажных домах из кирпича-сырца. Здесь жил в основном трудящийся люд — искусные ремесленники, занятые изготовлением изящно инкрустированной мебели, ювелирных изделий из золота и полудрагоценных камней, боевых колесниц, щитов, копий и другого оружия.

Мемфис процветал вплоть до VII вока нашей эры, до того времени, когда арабы, захватив Египет, стали активно разрушать город, используя каменную кладку зданий для строительства своей новой столицы — Каира. Сегодня все, что осталось от Мемфиса, лежит погребенное под тоннами нильского ила и современными деревнями, делая работу археологов немыслимо дорогостоящей. Почти все, что мы знаем о Мемфисе и в целом о Египте, мы знаем из его кладбищ. По мере того, как шло время, изменялись и захоронения. Около 2630 г. до н.э., во времена правления фараона III династии Джосе-ра пирамиды стали строить целиком из камня. Так была построена главным визирем и советником Имхотепом Ступенчатая пирамида.

Ступенчатая пирамида не имеет себе равных по конструкции и по размерам. Основание пирамиды имеет площадь 118,6 на 140,9 м, ее высота — 62 м. Но сама пирамида — всего лишь часть огромного комплекса сооружений. Под ее основанием Имхотеп создал настоящий лабиринт из штолен, переходов, галерей и погребальных камер, часовен, двориков. Весь этот комплекс Имхотеп обнес мощной каменной стеной длиной 1,6 км и 10,1 м в высоту, в которой он сделал 13 ложных и только один настоящий проход.

Поразительные достижения Имхотепа — зодчего и строителя, этого Микеланджело древности, — а также его талант писца и мудрого царского советника снискали ему славу на многие тысячи лет.

Фараоны, пришедшие на смену Джосеру, тоже пожелали иметь такие гигантские ступени, ведущие в небеса. Так были построены многие другие пирамиды. Но гробница — пирамида Хуфу (Хеопс — в греческом написании) — оказалась просто чудом архитектуры. Ее основание занимает площадь в 5,2 га, ее высота на 54,2 м больше высоты статуи Свободы в Нью-Йорке. Внутри этой пирамиды можно поместить 5 главных соборов Европы, включая римский собор Св.Петра и лондонский Св.Павла.

Как же удалось Хуфу построить такой гигантский монумент? Никто не знает, каким образом она была возведена. Но точность строителей поражает: основание пирамиды образует почти совершенный квадрат, невероятного веса каменные блоки подогнаны на месте с поразительной точностью.

Шотландский астроном Чарльз Пияцци Смит полагает, что в формах Великой пирамиды заложены божественные числа, имеющие отношение к измерению пространства и времени. Он высчитал, что если высоту пирамиды, выраженную в дюймах, помножить на десять в девятой степени — поскольку пропорция десять к девяти является отношением высоты пирамиды к ее ширине, — то получается расстояние от Земли до Солнца. А периметр пирамиды, исчисляемый в т. н. «пирамидных» дюймах, равен 365,2, т.е. числу дней в солнечном году, помноженному на 1 000.

Древние строители гордились своим мастерством и увековечивали название своих артелей; они выцарапывали на огромных глыбах, например: Бригада Выносливых, Бригада Умелых, Бригада Победителей и т.д.

После смерти Хуфу его сын Хафра (Хафрен) и внук Менкаура построили еще две пирамиды, меньше размерами. Древние египтяне поставили на Гизехском плоскогорье своего вечного стража — Великого Сфинкса. Это колоссальная статуя 73,2 м в длину и 20,1 м в высоту из целого камня. У статуи лицо с чертами фараона Хафра, царский головной убор и традиционная накладная борода фараонов, а туловище — возлежащего льва, ибо издревле считалось, что это полумифическое существо стоит на страже священных мест.

4 500 лет Сфинксу, 70 лет он уже полностью очищен: большую же часть времени своего существования он «пролежал», заваленный по «самую шею» песками пустыни. Необозримые города мертвых, погребенные под зыбучими песками Египта, хранят в себе не только человеческие останки, но и миллионы мумифицированных животных, причем каждое из них, как и человеческая мумия, завернуто в пелены, а особи маленьких размеров помещены в предохранительные глиняные сосуды. Все эти создания — бычки, кошки, обезьяны, птицы, мыши и даже насекомые, — по древним египетским поверьям, воплощали в себе качества тех или иных божеств и почитались при жизни.

Своим происхождением самые большие в мире гробницы, вероятно, обязаны наблюдениям человека за сезонными изменениями окружающей его природы, ибо люди, населявшие долину Нила, всегда жили в тесном единении с природой. Это был своего рода контракт между человеком и стихией: в обмен на гарантию ежегодного обогащения его полей, человек был готов мириться со всеми капризами той силы, которая несла ему это богатство. Каждую весну могучий Нил, катя вниз свои бурые воды, отдавал людям животворную душу Африки, заливая их поля на целые месяцы. И каждый год, глядя на водные просторы, люди видели, как из них вырастают, проступая над поверхностью воды, крошечные холмики намытого ила, и это было как бы ежегодное сотворение мира. Земля поднималась — кочка за кочкой — над водной гладью наводнения. Такие наблюдения, должно быть, сформировали в их сознании особое почтение к конусообразным формам холмов, которое в конечном счете перешло в общенародное почитание пирамид. Ступенчатая пирамида и являлась, по-видимому, ярчайшим проявлением такого архетипа сознания.

Но если холм отождествлялся в сознании людей с актом творения, то солнце представлялось им неким маяком, указывающим фараонам путь к вечной жизни. Действительно, в определенные дни, когда рваные тучи нависали над Восточной пустыней, свет солнца, пробиваясь сквозь них косыми лучами, как бы чертил в небесах хорошо знакомый людям силуэт пирамиды с ее расходящимися под углом сторонами. Вскоре это чувство формы наполнилось религиозно-философским содержанием: дух фараонов взбирается на небо по ступеням пирамиды и взмывает вверх по наклонной линии солнечного луча.

Переход от идеи ступенчатости к непрерывной линии произошел, по-видимому, в Медуме, что находится в 64 км к югу от Ступенчатой пирамиды. Здесь была возведена гробница о семи ступенях. Когда к ним добавили восьмую, кому-то в голову пришла идея заложить ступени и облицевать все строение известняком. Результатом явилась гробница, как никогда близко подошедшая к форме пирамиды — это так называемая Ромбовидная пирамида Снофру. Возвышается она над песками Медума. И уже позже сын и преемник Снофру — фараон Хуфу, унаследовав от отца теологическое представление, считал, что фараон должен сопровождать бога солнца Ра в его движении по небу. «Пусть небо выпрямит лучи солнца для Тебя, чтобы Ты вознесся на Небо, подобно оку Ра», — молились жрецы Нила.

То есть пирамида Хуфу, вместившая в свое чрево около 6 миллионов тонн каменных блоков, занявших площадь более 5,2 га, поднялась к небу на фундаменте веры в могущество солнечных лучей.

После того, как у туриста, впервые увидавшего пирамиды, уляжется первый восторг, ему на ум непременно придут вопросы: а что там внутри? Из чего она сложена? Какова цель всего этого?

Поколения археологов разных стран мира исследовали «дома вечности фараонов». Продвигаться вниз по туннелю к погребальным покоям фараона — непростое дело: второстепенные переходы и комнаты, тупики, ловушки, лабиринты — создавалось все, чтобы сбить с толку нежелательных посетителей (грабителей).

<< | >>
Источник: Моисеева Л.А.. История цивилизаций. Курс лекций. Ростов н/Д: - 415 с.. 2000

Еще по теме 1. ранний династический период — 2920 — 2575 гг. до н.э.:

  1. ВОЙНА ПРОТИВ ПОЛЬШИ И ДИНАСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫМЕЖДУ МОСКВОЙ и польским КОРОЛЕМ СИГИЗМУНДОМ
  2. 83. Ранний возраст
  3. 2. РАННИЙ АШШУР
  4. 1.6.РАННИЙ МАРКСИЗМ
  5. Глава 14. Ранний Рим
  6. 46 РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ, В. И. ЛЕНИН)
  7. 42. РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (ГЕРЦЕН, ЛАВРОВ, ТКАЧЕВ, ЛЕНИН)
  8. Статья 285. Налоговый период. Отчетный период
  9. 4. Османская Сирия в период египетской оккупации ив период Танзимата(30—70-е годы XIX в.)
  10. Налоговый период. Отчетный период
  11. Налоговый период. Отчетный период
  12. Налоговый период. Отчетный период
  13. 28.3. Налоговый период. Отчетный период. Налоговая ставка
  14. 35. ПЕРИОД ОКУПАЕМОСТИ. ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ПЕРИОД ОКУПАЕМОСТИ
  15. 26.2. Налоговый и отчетный периоды, налоговые ставки, налоговые льготы 26.2.1. Налоговый период, отчетный период. Налоговые ставки
  16. 15.3. Налоговый период, налоговые ставки, исчисление и уплата налога 15.3.1. Налоговый период и налоговые ставки
  17. 12.3. Налоговый период и налоговые ставки 12.3.1. Налоговый период