<<
>>

ПРОПАГАНДА

Пропаганда порождена конфликтом убеждений и стремлением людей распространять исповедуемое ими учение в ущерб учениям всех других людей. Без сомнения, пропаганду породила религия. По самой своей природе пропаганда пристрастна и наибольших успехов достигает тогда, когда обращается к ненависти и предрассудкам.
Она — полная противоположность честной информации и просвещению.

Для большей эффективности пропаганде нужна цензура. В ограниченном информационном пространстве она мобилизует все средства коммуникации — печатное и устное слово, искусство и наглядность — и использует эти средства максимально в свою пользу. Этому служила Римская Officium de Propaganda Fidei [Канцелярия продвижения веры] (откуда и пошел термин пропаганда), которая действовала совместно с инквизицией. Officium de Propaganda Fidei стала постоянной конгрегацией Ватикана в 1622 г.

Пропаганда столь же часто встречается в протестантских и православных странах, где церкви подчиняются государственным властям. Всегда существовала и политическая пропаганда, хотя и не всегда так называлась.

Политическая пропаганда осуществлялась через книги, а позднее через газеты и плакаты. Она становилась особенно заметной во времена войн, в особенности во время гражданских или религиозных войн. В 1790-е годы французские солдаты, засланные в лагерь противника, были вооружены подчас одними листовками.

В XX веке масштабы пропаганды безмерно разрослись благодаря таким новым средствам информации, как кино, радио и телевидение, новым методам маркетинга, воздействия на массы, коммерческой рекламе и PR'y; благодаря возникшим вновь утопическим идеологиям; а также благодаря абсолютной беспринципности тоталитарных государств. Тотальная пропаганда и искусство Большой Лжи были впервые пущены в ход большевиками. Вслед за Плехановым Ленин проводил различие между облеченным властью пропагандистом, который разрабатывает общую стратегию, и мелким агитатором, ее осуществляющим на практике.

Фашисты быстро переняли методы советского «агитпропа». Теоретики пропаганды разработали пять главных правил:

1. Правило упрощения: все факты сводить к простому противопоставлению Хорошего и Плохого, Друга и Врага.

2. Правило искажения: дискредитировать оппонента клеветой и пародией.

3. Правило смешения: манипулировать принятыми ценностями аудитории ради достижения собственных целей.

4. Правило единодушия: представлять собственные воззрения как общее мнение всех правильно мыслящих людей; привлекать на свою сторону сомневающихся участием «звезд», общественным давлением и «психологическим заражением».

5. Правило инструментовки: повторять без конца одно и то же, но в разных вариациях и комбинациях.

Так, один из величайших мастеров пропаганды признавал заслуги прошлого: «Католическая церковь, — заявлял д-р Геббельс,-продолжает жить, потому что уже 2000 лет повторяет одно и то же. Национал-социалисты должны делать то же самое».

Особенно вероломна пропаганда в условиях, когда объекты пропаганды, да и сами пропагандисты отрезаны от источников неискаженной информации. Этот жанр так называемой тайно направляемой пропаганды ставит своей целью создать целую сеть ничего не подозревающих агентов влияния, которые затем будут передавать желаемое дальше, как будто спонтанно. Изображая мнимое совпадение мнений с объектами пропаганды, которых эта последняя стремится сагитировать, потворствуя наклонностям самым важных из них, пропаганда может потихоньку подкупить элиту, формирующую общественное мнение.

Кажется, именно такими методами действовали мастера сталинской пропаганды, которые плели свои сети в культурных кругах ведущих стран Запада начиная с 1920-х годов. Всю эту деятельность направлял безобидный на вид немецкий коммунист, в прошлом сотрудник Ленина по Швейцарии, а в будущем знакомый д-ра Геббельса по рейхстагу Вилли Мюнценберг (1889-1940 гг.). Трудясь рядом с советскими шпионами, он достиг вершин в искусстве делать тайные дела открыто. Он ставил на повестку дня такие кампании, как антивоенная, антиимпериалистическая, а главное, антифашистская, действуя в восприимчи- Ренессанс и Реформация, ок.

1450-1670 367

вой среде в Берлине, Париже и Лондоне. Главные его жертвы, которых скептики окрестили попутчиками, редко вступали в коммунистическую партию и с негодованием отвергали предположения, что ими манипулируют. Среди них были писатели, художники, артисты, издатели, публицисты левого направления и тщательно отобранные знаменитости: Ромен Роллан, Луи Арагон, Андре Мальро, Генрих Манн, Бертольд Брехт, Энтони Блант, Гарольд Ласки, Клод Кокбурн, Сидней и Беатрис Вебб и половина блум-

бергского общества [район в Лондоне, где в начале XX в. проживали писатели и деятели культуры]. Поскольку же у каждого были свои новички послушники, которых назвали клубами невинных, то воздействие эффективно распространялось дальше, и распропагандированные плодились как кролики. Исключительно ясно формировалась конечная цель: «добиться, чтобы у правильно мыслящих некоммунистов Запада сложилось главное политическое убеждение нашего времени: вера в то, что все те точки зре­ния, которые содействуют целям Советского Союза, вытекают из основных элементов человеческой порядочности».

Этот цинизм не имеет ни аналога, ни прецедента. О нем можно судить по тому, какую судьбу уготовил Великий Вождь своим самым преданным пропагандистам, как Карл Радек или даже сам Мюнценберг, его нашли повешенным в горах во Франции. Шуточное замечание Брехта о жертвах Сталина звучит отнюдь не шуткой: «Чем меньше они виновны, тем больше заслуживают расстрела».

св. Луис де Мариллак (1591-1660 гг.); среди них были святые и мученики иезуиты: св. Франсис Ксавье (1506-1552 гг.), св. Станислав Костка (1550-1568 гг.), св. Алоизий Гонзага (1568— 1591 гг.), св. Петр Канизий (1521-1597 гг.), св. Иоанн Берхманс (1599-1621 гг.) и св. Роберт Беллармин (1542-1621 гг.). Им удалось вернуть Церкви многое из утраченного.

Контрреформация чувствовалась повсюду в Европе. Традиционно Церковь имела наибольшую поддержку в Италии и Испании, но и там приходилось кое-где выкуривать нонконформизм. Испанские Нидерланды, зажатые между Францией и Соединенными провинциями, превратились в настоящий рассадник воинственного католицизма, причем ведущую роль здесь играли университет Лувена и иезуитский колледж в Дуэ.

Реакцией на это основное движение ревностных католиков стала деятельность Корнелия Янсена (1585­1638 гг.), епископа Ипра, — решительного критика иезуитов. В своем кратком изложении трудов бл. Августина под названием Augustinus (1640 г.) Янсен горячо нападает на то, что ему представлялось богословской казуистикой и излишним морализаторством его времени; он подчеркивает особое значение для верующего Божественной Благодати и духовного

обновления. И хотя сам он никогда не поколебался в своей преданности Риму и отвергал учение протестантов об оправдании верой, но все-таки некоторые его положения по вопросу о Божественной Благодати сближаются с точкой зрения про­тестантов; поэтому они были отвергнуты (см. Глава VIII.).

Швейцарию раздирала вражда католических кантонов с протестантскими. Доктрина Цюриха и Женевы проникла во многие горные деревни прилегающих районов. Вдоль итальянской границы эти новые взгляды были решительно уничтожены св. Карлом Барромео, кардиналом-архиепископом Миланским (1538-1584 гг.), в Савойе с ними сражался (не столь жесткими методами) св. Франциск де Саль (1567-1622 гг.), автор весьма популярного труда Введение в благочестивую жизнь (1609 г.). [меноккио]

Во Франции многие католики оставались в стороне от новой воинственности католичества, отчасти следуя галликанской традиции и конкордату 1516 г., отчасти же в связи с враждебностью французов к Габсбургам. Но вокруг семьи Гизов крепла проримская партия ультрамонтанов. Их самым мрачным деянием стала резня в навечерие дня Св. Варфоломея 23 августа 1572 г., когда 2000 гугенотов были зарезаны в Париже — после чего папа отслужил благодарственный молебен {Те Deum), а король Испании «засмеялся». Янсенизм XVII века предлагал средний путь в противовес экстремизму враждующих истовых католиков и гугенотов.

При попытке нового обращения Англии появилось Сорок католических святых мучеников во главе с иезуитом св. Эдмундом Кампионом (1540— 1581 гг.) и множество других пострадавших. Ирландия утвердилась еще больше в католичестве, в 368 RENATIO

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ПРОПАГАНДА:

  1. ПРОПАГАНДА
  2. 22.2. PR, пропаганда и математические обоснования
  3. П.Н. ТКАЧЕВ Задачи революционной пропаганды в росши
  4. Контрольные вопросы
  5. ТЕСТЫ
  6. Рекламный буклет
  7. План занятия
  8. Социально-психологические методы государственного регулирования обращения денег.
  9. Все государственные служащие равны независимо от отношения к религии.
  10. Реклама
  11. Глава I. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ ТИП ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  12. Средства и этапы формирования общественного мнения
  13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
  14. Вопросы и задания
  15. 23. РЯ-менеджмент: технологические основы