<<
>>

Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.

В 1652 г. патриархом был провозглашен Никон - энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Вес­ной 1653 г. патриарх начал проведение церковных реформ. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с право­славными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.

Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол, главой которого стал про­топоп Аввакум. Отделившиеся - раскольники-староверы - на­столько не переносили своих прежних братьев по вере (никони­анцев), что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.

К расколу примкнула часть как низшего духовенства, протес­товавшего против усиления гнета со стороны церковной верхуш­ки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к центра­лизации и его самоуправством. Основную часть сторонников «ста­рой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с но­вовведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.

При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал про­водить исправление богослужебных книг, изменил некоторые об­ряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а триж­ды и т.д.). Реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону рели­гии. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.

Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался проти­вопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел от­крытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалим­ский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вер­нуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, преда­ны анафеме как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отпра­вили в заточение, а позже он был сожжен заживо.

<< | >>
Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История (уч. для ссузов) .. 2004

Еще по теме Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.:

  1. 3. РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  2. 2. ДЕЛО ПАТРИАРХА НИКОНА
  3. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  4. § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  5. Русская православная церковь.
  6. Глава XXVI РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  7. 33. Политические и правовые идеи патриарха Никонаи протопопа Аввакума
  8. РАСПОРЯЖЕНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА
  9. Матриарх (или патриарх)
  10. Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России
  11. Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России
  12. НА ПУТИ К ПРАВОСЛАВНОМУ ЗАПАДНИЧЕСТВУ
  13. ПРЕКРАЩЕНИЕ СУЭЦКОГО РАСКОЛА
  14. 2. РУССКО-ОСМАНСКИЕ И РУССКО-КРЫМСКИЕ ОТНОШЕНИЯ