<<
>>

ОПЕРА

Сам композитор назвал ее favola in musica [повествование, положенное на музыку]. Она была задумана как подражание греческой драме и была поставлена в феврале 1607 г. перед Accademia degli Invaghiti в Мантуе, возможно, в Галерее рек во дворце герцога Гонзаго.
Пять актов этого представления состояли из мадригалов и танцев, связанных между собой инструментальными интерлюдиями и речитативами. Либретто было написано поэтом Алессандро Стриджио. Музыка к инфернальным сценам исполнялась на тромбонах, к пасторальным — на флейтах и блок-флейтах. Кульминацией стала большая ария для тенора Possente spirto в конце третьего акта. Это был Орфей Клаудио Монтеверди — «первая жизнеспособная опера в репертуаре».

Со времени своего зарождения из придворных представлений в Италии позднего Ренессанса жанр оперы, который соединяет в себе музыку, драму на светские темы и зрелище, прошел несколько этапов развития. Opera seria, представленная творениями особенно плодовитого Пьетро Метастазио (1698-1782 гг.), автора 800 либретто, посвящалась классическим и историческим темам.

Параллельно с ней opera buffa [опера-буфф] положила начало плодотворной традиции беззаботного представления, где развитие шло от opera comique [комической оперы] к оперетте и музыкальной комедии. Grand Opera, родившаяся в конце XVIII в., достигает своих вершин в венской, итальянской, французской, немецкой и русской школах. Ее главной составляющей становится романтический национализм. Кому от­дать пальму первенства — спорят поклонники Верди и Пуччини и фанатические приверженцы Рихарда Вагнера. Новейшая опера берет начало в Пелиасе и Мелисанде Дебюсси (1902 г.), за которой последовали многие другие того же рода, включая Воццек Берга (1925 г.), Питер Граймс Бриттена (1945 г.) и Карьера повесы Стравинского (1951 г.), совершившие переворот. [Сусанин] [тристан]

Создатели опер постоянно возвращаются к теме Орфея: флорентийское представление Эвридики Джакопо Пери (1600 г.) опередило постановку Монтеверди в Мантуе. С Орфея и Эвридики Глюка (1762 г.) начался классический репертуар. Орфей в аду Оффенбаха (1858 г.) — одна из самых веселых оперетт. А с Оперой Лучиано Берио (1971 г.) этот миф стал вообще сериалом.

Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 391

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ОПЕРА:

  1. Производственная стратегия
  2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДЕПОЗИТАРИЯ
  3. СУСАНИН
  4. Ценовые скидки
  5. 5.9. Налог на операции с ценными бумагами
  6. 4. Финансовый и аудиторский контроль
  7. 5.1. Особенности уплаты банками налога на прибыль Характеристика деятельности банков
  8. 140. Основные функции Банка России
  9. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯГЛАВЫ
  10. Куда могут прийти
  11. 23.3.3. Особенности проведения выездных налоговых проверок
  12. TEMA 2 НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
  13. Контрольные вопросы
  14. Инвестиционные банки
  15. 3.12.2. Использование товаров (работ, услуг) в операциях, которые не облагаются НДС
  16. 2.2.10. Отнесение сумм налога на затраты по производству и реали­зации товаров (товаров, услуг)
  17. § 1. Пассивные и активные операции