<<
>>

НРАВЫ

Когда в конце XI века византийская принцесса прибыла в Венецию, чтобы вступить в брак с дожем, оказалось, что она ест золотой вилкой. Епископ укорил ее за поведение, противоречащее правилам: средневековые люди на Западе брали еду пальцами из общей тарелки.
Вилка вошла в обиход только во времена Возрождения, и то для того, чтобы переносить кусочки с общей тарелки на свою. А столовый прибор из ножа, вилки и ложки — это изобретение XVIII века.

Манеры европейцев можно изучить в подробностях по множеству трактатов, написанных специально с целью научить людей правильному поведению. Самые ранние из этих трактатов, как De institutions novitarum Гуго Сен-Викторского (умер в 1141), были адресованы клирикам. Баварский трактат Hofzucht (Придворные манеры), который приписывают Тангейзеру, предназначался невоспитанным придворным, как и книга Джона Рассела XV века Book of Courtesye.

Наибольшее же влияние оказала (в этом жанре) книга Эразма Роттердамского De Civilitate Morum Puerilium (1530), которая выдержала 130 изданий.

В России она была издана при Петре Великом, когда царь стремился цивилизовать свой двор. Долгой международной славой пользовались II Cortegiano (Придворный, 1528) Валтасара Кастильоне и подобный же латинский трактат (1566) Лукаса Гурницки. Позднее уже бесчисленные руководства по правилам поведе- Средние века, ок. 750-1270 253

ния в высшем обществе (особенно на французский манер) появляются с целью культивировать хорошие манеры во все более расширяющихся социальных кругах.

Одно время историки считали, что манеры зависят лишь от меняющейся моды. Однако позднее серьезные исследования обнаружили, что манеры суть внешние проявления глубинных общественных и психологических явлений. Отношение ко всякому поведенческому проявлению может быть прослежено во времени и соотнесено с определенными долговременными направлениями.

Таковы, например, предписания по поводу плевания:

Не плюй (далеко от себя) или на стол (Англия, ок. 1463).

Не плюй через весь стол, как это делают охотники (Германия, XV).

Отвернись, когда плюешь, чтобы слюна не попала на кого-нибудь. Если что-нибудь гнилое упало на пол, наступи на него (Эразм, 1530).

Если возможно, удерживайся от того, чтобы плевать за столом (Италия, 1558).

Раньше дозволялось плевать на землю перед высокородными людьми... Теперь это считает неприличным (Франция, 1572).

Непозволительно часто плевать. В домах важных господ следует плевать в свой носовой платок... Не плюй далеко от себя, и тебе не придется следить за слюной, чтобы притоптать ее (Льеж, 1714).

Считается плохой манерой проглатывать то, что следует сплюнуть... После того как сплюнешь в свой носовой платок, сверни его (один раз) и, не рассматривая, положи себе в карман (Ля Салль, 1729).

Непростительная грубость со стороны детей — плевать в лицо товарищам по играм (Ля Салль, 1774).

Плевать — при всех обстоятельствах—мерзкая привычка. Кроме того, что это грубо и противно, это еще вредно для здоровья (Англия, 1859).

Не заметили ли вы, что теперь мы скрываем то, что наши отцы, без колебаний делали открыто?... Плевательницу, этот предмет обстановки, не найдешь в современных домах (Кабанес, 1910).

Оказывается, до XVIII в. не ставили под сомнение необходимость сплюнуть, хотя ограничения относительно того, где, когда и как плевать постепенно нарастали. В XIX в. плевание попадает в немилость, возможно, из-за боязни туберкулеза. И тем не менее можно заметить определенное ханжество в запрете плевания при одновременном широком употреблении плевательниц, потребность в которых была вызвана привычкой жевать табак. И только в XX в. налагается абсолютный запрет. Таблички Не плевать исчезли из лондонских автобусов только в 1960-х гг. Но к этому времени появились такие рок-группы, которые побуждали своих поклонников плевать в знак социального протеста. Так что плевание еще может вновь стать признаком респектабельности.

Как цивилизационный процесс постепенно формировал в обществе в целом самоограничение, так и воспитание детей, формирует самоограничение у взрослых: «Этот вековой социально-исторический процесс, вырабатывавший постепенно стандарты относительно того, что постыдно и оскорбительно, воспроизводится в миниатюре в

жизни каждого индивидуума... Можно даже вывести некоторый фундаментальный закон социо-и психогенеза, параллельный законам биогенеза».

Те, кто не согласен с теорией «цивилизования» могут возразить, что цивилизация в этом случае понимается очень узко. Можно подумать, что здесь перед нами специфически немецкая теория: аккуратные манеры и пустые головы. Многие возразят, что искусство savoir vivre (житейская мудрость; умение держать себя, выдержка, такт) — это нечто большее, чем контроль плевков, сфинктера и употребление столовых приборов. Цивилизационные изгибы Норберта Элиаса и его теория не прямолинейного прогресса убедят не всякого. Но все признают, что так называемого цивилизованного человека Запада отделяет пропасть от человека средневековья с его манерами поведения, в которых вообще отсутствовали представления о гигиене, уважении к личности, праве на уединение и частную жизнь и о личном пространстве. Стоит только поразмыслить над некоторыми предписаниями средневековья:

«Это плохие манеры... не снимать шлем, когда прислуживаешь даме.

Не сморкайся в пальцы, которыми ты берешь еду.

Если тебе надо почесать горло, сделай это вежливо при помощи воротника своего плаща.

Непристойные звуки можно скрыть покашливанием.

Прежде чем сесть, убедись, что на этом месте нет грязи.

Невежливо здороваться с человеком, когда он мочится или испражняется.

Когда ешь, не забывай бедных. Господь вознаградит тебя». 254 MEDIUM

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме НРАВЫ:

  1. § 49. Римская семья, нравы и религия
  2. Быт и нравы феодалов.
  3. Мода
  4. Античность
  5. 5.1. Античность
  6. Материальная культура.
  7. Законы
  8. Нормы
  9. 6.B. Наблюдение
  10. Дорогие ребята!
  11. Функции социального управления
  12. Шарль Луи Монтескье
  13. 1. Линеарная концепция
  14. Религия - социальная стратификация - социальная мобильность
  15. 2. Основные источники по истории Древнего Египта
  16. 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
  17. 3.1. Экономические условия введения налоговой системы России 1992 г.
  18. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕОСЛАБЯНОФИЛЬСТВА
  19. ТЕМА 8 Оформление феодальных структур (1Х-Х) Региональные особенности процесса становления феодальных структур Становление основ культуры феодального времени