<<
>>

Народничество.

В 60-70-х гг. XIX в. в печати широкое распространение получили народнические взгляды. Организации народ­ников выражали интересы пореформенного крестьянства, при­держивались социалистической идеологии.
Народники пытались найти отличный от буржуазного путь развития страны. Происхож­дение крестьянского социализма народников восходит к идеям А. Герцена и Н.Г.Чернышевского.

Среди народников большой популярностью пользовались взгляды П. Л.Лаврова, М. А Бакунина и П. Н Ткачева. П. Л. Лавров, профессор артиллерийской академии, считал, что молодежь долж­на посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за осво­бождение народа. Он придерживался взгляда, что историю дви­гают критически мыслящие и борющиеся личности. Мысли Лав­рова о тщательной подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.

М.А Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, где был приговорен к смертной казни, за­мененной пожизненным заключением.

Выданный России, Баку­нин был сослан в Сибирь, откуда бежал. Он выступал против любой государственности, тем самым, отрицая политическую борьбу, которая, по его мнению, не приносит никакой пользы револю­ции. Бакунин считал, что народ всегда готов к бунту и задача ин­теллигенции поднять его на восстание. Журналист Ткачев, напротив, предполагал силами сплочен­ной революционной организации захватить власть, после чего провести социалистические преобразования.

Важнейшей своей задачей народники начала 70-х гг. XIX в. счи­тали вовлечение народа в революционную борьбу. В это время складывается учение, соединившее положения Лаврова и Бакунина, которое предполагало, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и организовывать связи между та­кими кружками. Подобные идеи стали толчком к «хождению в на­род».

Начало массового «хождения в народ» относится к весне 1874 г.

Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось. Но опыт первого года показал, что кресть­янство не воспринимает социалистические призывы. Тогда народ­ники стали уделять больше внимания разъяснению текущих нужд народа. Но все попытки поднять народ на борьбу успеха не имели.

<< | >>
Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История (уч. для ссузов) .. 2004

Еще по теме Народничество.:

  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИДЕЙНОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАРОДНИЧЕСТВА
  2. Русское народничество 70—80-х гг.
  3. 62. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НАРОДНИЧЕСТВА. М. А. БАКУНИН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ
  4. 55. Политико-правовая идеология «русского социализма» (народничества)
  5. П. Л. Лавров
  6. И. И. Каблиц
  7. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  9. СТРУВЕ ПЕТР БЕРНГАРДОВИЧ (1870-1944 гг.)
  10. М. А. Бакунин
  11. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ
  12. СУБЪЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  13. Н. К. Михайловский
  14. революционные народники
  15. 5. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
  16. РУССКИЕ АНАРХИСТЫ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ЭВОЛЮЦИИ
  17. ОТРАЖЕНИЕ МАРКСИЗМА В БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ
  18. В. П. Воронцов